Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Часть первая.






Св. Апостол объясняет свое поведение по отношению к Коринфянам (I, 12-II, 17).

Св. Павел в первом своем послании к Коринфянам (IV, 18-19, XVI, 5), обещал вскоре прийти к ним, на не выполнил своего обещания, потому что не получил еще известия об их исправлении и не хотел явиться к ним с палицею (IV, 21) для наказания их. Но его доброе, истинно-отеческое намерение, враги его перетолковали иначе; именно – будто он поступил так по легкомыслию, будто он неверен своему слову, не честен, будто он грозен только издали, а не в личном присутствии. В защиту себя Св. Павел говорит, что он исполняет свое служение с тою искренностью и истиной, какие свойственны Христу и христианству. Ход его мыслей такой: 1) я всегда и всюду действовал по чистой совести, так действовал и теперь; и вам должна быть хорошо известна искренность моих речей (I, 12-14). 2) Опираясь на этом, вам не следовало дурно толковать и то, что я изменил план своего путешествия, сделав это будто бы по легкомыслию, и что тут есть какое-то «совещание по плоти» (хитрость) (ст. 15-17). 3) Но это еще ничего; я боюсь? как бы вы не пошли дальше и на основании этого не стали думать о нетвердости преподаваемого моего благовествования. О, нет! – слово благовестия нашего тотчас сопровождалось и делом, - вы приняли помазание, следовательно, слово наше было – да (18-22 ст.). 4) Из этого, очевидно, вы должны были заключить, что к перемене плана моего пути была причина, стоющая внимания; именно, желание избежать скорбной необходимости самому распоряжаться судом и расправою над опечалившим всех вас (ст. 23- II, 4); Д) Вы хорошо сделали, поступив с кровосмесником, как я писал; но так как теперь он кается, то можно опять принять его в вашу общину (5-11); Е) Наконец, известивши их сначала о своем беспокойстве за них, а потом и об утешении в Троаде и Македонии, благодарит Бога за дарованную ему радость (ст. 12-17).

А) Искренность Апостола (ст. 12-14).

12. Св. Павел ранее высказал уверенность, что Бог не только избавлял и избавляет их от всяких бед, но и будет избавлять. На чем он основывает свою уверенность? На свидетельстве своей совести, которая чистотой своей дает ему право, или, как он выражается: «похвалу упования» на Бога. В этой чистоте совести Св. Павел видит другой источник утешения в бедствиях. «Ибо, говорит, хотя бы мы терпели бесчисленные бедствия; для нашего утешения достаточно одного свидетельства чистой совести, что мы терпим сие бедствия не за какое-либо преступление, но за благоугождение Богу, за добродетель, за спасение многих. И потому, что это было плодом их добродетели, называет его и похвалою своею» (Св. Злат.). В чем же похвала и свидетельство совести? – В том, говорит, что, мы жили между людьми в простоте – как дети, ничего не замышляя лукавого, и богоугодной искренности (слав.: чистоте Божией) – искренно, как на душе, так и вовне; как пред Богом, ничего не скрывая, что есть на сердце; не так, как поступают по мудрости плоти, которая не имеет в виду ни добродетели, ни славы Божией, а лишь удовлетворение эгоизма, который ее рождает, и питает, и совершенствует. Мудрость эта и на словах хитра, а, еще более, хитра в ведении своих дел. Если бы раскрыть все ее хитросплетения хоть в одном случае, то изумились бы и не поверили, что сам человек так может ухитряться; не даром же говорится: лукавый попутал. Св. Павел и его сотрудники жили в мире по благодати Божией, как внушала, руководила и действовала в них Божия благодать. Св. Отцы различают три степени или класса жизни, в которых может по временам вращаться один и тот же человек. Одна – жизнь плотская; она называется жизнью нижеестественною, и даже противоестественною; другая – жизнь добродетельная, по требованию совести, возможная даже и вне благодати: она называется естественною; третья жизнь – жизнь благодатная, зачинающаяся, зреющая и проявляющаяся разнообразно действием лишь благодати Божией: называется она сверхестественною и возможна только в истинном христианстве, составляя его отличительную черту. Она совершенно противоположна жизни по мудрости плоти. В ней ничего не делается для себя, а все – во славу Божию и благо других; ничего также не делается по своим указаниям, а все - по внушению благодати, и что в ней ни делается, делается не своими силами, а благодатью, действующей посредством сил человека; оттого такая жизнь не бывает без чудодействий. Особенно она не могла быть без того у Апостолов. Такою чистою и благодатною жизнью жил Св. Павел в Коринфе! (ср. 1 Кор. IX гл.).

13-14. Как он искренен был в жизни, таким же выступает и в своем послании: не иное пишет, а иное имеет в мыслях, а то самое и в мыслях имеет, что выражают написанные здесь слова. Притом же, говорит: «я передаю (в письме) вам только то, что вы сами можете припомнить и знаете, что я не лгу, в том мне свидетелями прежде других должны быть вы сами. Ибо, читая послания наши, вы видите, что в них написано то же самое, что вам известно о нас на самом деле» (Св. Злат.). Вы сами были свидетелями моей искренности у вас; отчасти уже знаете меня; и надеюсь, что вы узнаете меня вполне с этой стороны. Кроме того, действуя между вас, я имел в мысли дать отчет в своем поведении на суд Господа Иисуса, в день Его пришествия. И я удостоверяю вас, что в день суда Господня мы будем в похвалу вам, а вы – нам. Судия праведный похвалит вас за то, что вы искренно поверили нашему слову, а за эту вашу веру будете в похвалу и нам пред Господом. Так Св. Павел доказывает свою искренность – простоту и чистоту Божию!

Б) Неосновательность толкования в худую сторону того, что Апостол переменил свой план (15-17).

15. В надежде, что Коринфяне вполне поймут его, как искреннего человека, Апостол хотел прийти к ним и, извещая их, говорил сущую правду: он искренно желал этого, чтобы обрадовать их вторичным своим посещением (дать им ворую благодать), которое обычно сопровождалось обильным излиянием благодати Св. Духа. Какой же это был план?

16. Св. Павел, прежде написания 1-го послания к Коринфянам, думал из Ефеса посетить Коринф, из Коринфа побывать в Македонии и оттуда возвратиться опять в Коринф, а отсюда в Иудею. Но когда он получил известия о разногласиях в Коринфской Церкви, то изменил этот план, о чем и написал им в 1-м послании. (смотр. Гл. XVI). Враги же его на основании этого изменения плана стали обвинять его в непостоянстве и в легкомыслии.

17. Я, говорит, хотел прийти к вам. Почему же не пришел? Не по легкомыслию ли и непостоянству? – Нет. Почему же? – Потому что, что то, что я предпринимаю, не по плоти предпринимаю, руководясь естественным благоразумием людей, или легкомыслием: то – да, то – нет. Плотской человек живет своим умом и волею, - что задумает, то и сделает; а я, говорит, нахожусь под водительством Духа Божия и не господин своей воли идти, куда хочу: я подчинен власти и повелению Духа Божия и Его голос управляет и руководит мною. Потому я и не могу прийти к вам; ибо это не угодно было Духу Божию (ср. Деян. XVI, 6-9). А как же раньше обещался прийти? Разве не по внушению Духа Божия? Нет, но по любви к Коринфянам (св. Злат.).

В) Эта перемена плана путешествия не кладет никакой тени на неизменность Евангельской истины (ст. 18-22).

18. Могли подумать, а вероятно и думали, и говорили враги Св. Апостола, что если у него да – не «да» и нет – не «нет», то выходит, что об одном и том же у него, то «да», то «нет». А что, если и Евангелие его таково же? Предупреждая это, он говорит: нет, не думайте так: Евангелие мое неизменно верно, как верен Бог, потому что оно от Бога. Это Св. Павел и доказывает делом своей проповеди у них.

19-20. Когда, говорит, мы с Силой и Тимофеем проповедовали у вас Христа Спасителя, было ли так, что мы говорили одно, а вышло другое? Нет, но что ни говорили мы, все то оправдалось делом в вас и на вас самих. Мы говорили: веруйте в Сына Божия Распятого и получите отпущение грехов; чрез крещение примете новую жизнь; чрез возложение рук наших (тоже, что ныне миропомазание) сподобитесь даров Св. Духа и получите силу к преодолению всякого греха, всякой страсти и всяческого вражеского насилия. Сбылось ли это так, как мы говорили? Сбылось, и это вы знаете. Так, не думайте и не говорите, что Христос, нами у вас проповеданный, был, - да и нет; не ясно ли видно, что в Нем все – да. Все обетования Божии во Христе Иисусе, Господе нашем, исполняются с совершенною точностью, в Нем они «ей и аминь». Приступившие с верою к Господу тотчас и испытывают на себе исполнение всех обетований, относящихся к делу спасения: отпущение грехов, о чем свидетельствует облеченная совесть; обновление, о чем свидетельствует сознание новой жизни, воспринятой в купели крещения; вкушение благодати Св. Духа, о чем свидетельствует ощущаемая ими нравственная сила на преодоление всякой страсти и всякого греха; усыновление, о чем свидетель им внутренней чувство сыновства Богу, возгреваемое Духом, вследствие которого они готовы воскликнуть: Авва, Отче! Как несомненно исполнение обетований о настоящей жизни, так несомненно и о будущей = воскресении мертвых и вечном блаженстве. Как исполняются обетования Божии о Христе Иисусе? – Чрез Апостолов, благовестников их. Увеличение числа свершающих спасение, есть слава Божия на земле. Для нее было пришествие Господне во плоти тела, для нее – проповедь Апостольская, для нее – вера и будущее блаженство, да всеми делами и устами славится Единый Бог.

21-22. Из того обстоятельства, что во Христе Иисусе уже сбылись обетования, данные в прошлом, Апостол выводит их истину и для будущего. Ибо если Сам Бог утверждает – убеждает нас во Христе, т.е. не попускает нам колебаться в вере во Христа и Сам помазал нас, даровал залог (в задаток) Духа в сердца наши, как первое ощущение Отеческой ласки, то как же не дарует нам благ, обещанных и для будущей жизни? «Если бы Бог не хотел даровать нам всего, что обещал, то не благоволил бы дать и залога, чтобы не погубить напрасно» (Св. Златоуст).

Итак, учение Св. Павла в Коринфе несомненно истинно, что они должны признать и сами. А что он изменил свой план, то это сделал, имея на то важные причины, которые далее и высказывает им.

Г) Настоящая причина изменения плана путешествия (I, 23-II, 4).

23. Говорю, как пред Богом, говорит, что я не пришел в Коринф прямо из Ефеса потому, что не хотел огорчить и вас и себя, когда услышал, что в вашем обществе есть неисправности, которые лучше самим вам исправить до моего прихода, чем мне самому прийти и наказать за них неисправных: щадя вас, не пришел к вам. Чтобы это слова не показались кому-либо обидными в том смысле, что он берет на себя власть делать с ними и их верою, что хочет, Св. Павел объясняет смысл своих слов.

24. Щадя вас я сказал, говорит, не потому, чтобы властвовать над верою вашею: вера – дело свободы, хотите веруйте, хотите – нет. Нежелающего верить кто властен принудить к вере (Св. Злат.)? Но когда вы вступили в область веры, то должны быть во всем верны вере. И я, - блюститель этой верности; поэтому, по долгу моему, не могу оставить без исправления ваших неисправностей. Все, чему учил я вас и что завел у вас, не мое, а Божие; ничем из этого не могу поступиться; а потому коль скоро оказываетесь неисправными, я должен исправлять вас, а это горько для вас. Я же не хочу быть виновником ваших огорчений, а хочу, чтобы от меня исходило к вам одно радостное. Вот в каком смысле сказал я – щадя вас, не хотя вас огорчить, а, напротив, всегда и во всем содействовать вашей радости. Так и должно быть – неисправные сами исправятся и мне будет, когда после приду к вам, радостно видеть вас исправными. Ведь я уверен, что вы твердо стоите в вере, чтобы исправить свои недочеты. Вот поэтому-то…

 

1) Слав.: «чтете», с греч. перев. – припоминаете при чтении.

2) Слав. «Извествуяй»; с греч.: утверждающий в убеждении, сообщающий непоколебимую уверенность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.