Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный и общественный строй восточной деспотии






Самым стабильным строем в истории является деспотия (в переводе с древнегреческого – «неограниченная, жестокая власть одного правителя»).

В становлении деспо­тической формы правления имела место определенная закономерность. Первоначальные государственные струк­туры обычно возникали на основе и в территориальных границах от­дельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытнообщинного строя. Эти небольшие по территории, так на­зываемые «номовые» государства возглавлялись правителями, неред­ко потомками племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда даже монархические, постепенно составлялись, путем союзов и особенно завоеваний, в большие относительно централизован­ные государства. Их образование в немалой степени обуславливалось необходимостью поддержания в должном порядке единой для боль­шей части речной долины ирригационной системы. По мере усложне­ния классовых и общенациональных задач государства, и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин, монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, посте­пенно приобретала форму деспотии.В своем политическом развитии страны Древнего Вос­тока прошли в целом общий путь — от небольших племен­ных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей.

Древние царства в неизменном виде существовали тысячелетиями и были незыблемыми в глазах населения. Например, Египетское царство возникло в VI тысяч. до н.э. и прекратило свое существование только в 525 г. до н.э. после завоевания персами; затем римляне в 30-е гг. до н.э. включали Египет в состав Римской империи.

Характерными особенностями всех деспотических государств были следующие:

1) вся полнота власти (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточена у единоличного главы государства;

2) обожествление монарха;

3) централизованное государство, с жестоким режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата (осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата);

4) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн;

5) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян-общинников к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб, сооружение водохранилищ и др.);

6) сам принцип собственности слабо гарантирован властью;

7) подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие, делающие всякого человека, в том числе формально свободного, рабом «порядка», традиции, веры (в обществе и государстве преобладает произвол, суть которого в том, что властвует облеченный властью человек, а не существующий закон (деспотизм фараона)).

В том или ином виде указанные черты вместе или порознь можно обнаружить в истории императорского Рима, феодально-абсолютистской Европы и даже в более позднее время.

Централизованный деспотизм характеризуется с точки зрения административной тремя основными ведомствами (главными областями правительственного властного регулирования): финансовой (финансовое ведомство изыскивает средства, необходимые на содержание весьма развитого управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т.п.); военной (военное ведомство поставляет рабов-иностранцев) и строительной (ведомство публичных работ занимается строительством, поддержанием оросительных систем, ирригацией, дорогами, храмами, зрелищными постройками и пр.). В своей совокупности все три ведомства - военное, финан­совое и публичных работ - составляют государственный бюрокра­тически организованный аппарат власти, в свою очередь нуж­дающийся в связующем звене, каковым и являются для него фараон, патеси-лугаль и т. д.

Главной характеристикой деспотии является обожествление правителя. В древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю. Монарх считался как бы живым воплощением богов на земле, носителем их воли и единственным законным представителем. Соответственно он получал право на полномочия, которые религиозными представителями приписывались богам.

В Египте фараон считался прямым избранником верховного бога Ра (Ра – бог Солнца). Так, например, еще в древнем царстве (III тысячелетие до н.э.) вырабатывается особо торжественный ритуал погребения фараонов. Как символ величия фараонов строились знаменитые пирамиды, которые, внушали людям священный страх и почтение перед троном. В Вавилоне патеси Лугаль (царь) принимал власть прямо из рук верховного бога Мардука. В Китае ван (царь) считался сыном Неба. В Индии варна (социальный слой) кшатриев, из которых происходили раджи (цари) была создана из рук Брахмы (создателя Вселенной). Божественное происхождение власти делало деспота сверхъестественным существом, подчинение которому носило абсолютный характер.

Функция массового устрашения была основной в государстве. Египтяне, например, по словам Геродота были самыми набожными из лю­дей. Они верили, что все на свете принадлежит богам. Почему такая набожность? Вечный страх перед голодом, врагами, природой. Так, если Нил не разливался и весенние воды не заливали долины, то на­роду грозил голод. Куда бы ни обращал свои взоры египтянин, всюду он видел творения бога. И вся жизнь казалась ему божественной тай­ной. Небесные тела с их загадочным движением, плодородная земля с плодами урожая, благословенный Нил казались египтянину творением могущественных божеств.

Усиление деспотичес­ких черт Древневосточного государства происходит часто в процессе борьбы не с народом, а со знатью, с аристокра­тическими и жреческими кругами, сепаратизмом. Усиле­ние властных полномочий восточных правителей часто со­провождалось не столько произволом, сколько активным правотворчеством, созданием писаных правовых судебни­ков, кодексов (Судебник Хаммурапи в XVIII в. до н.э. в Ва­вилоне и др.).

Государственный строй восточной деспотии представляет собой следующую систему:

Во главе его стоит царь: фараон в Египте; энси («возглавляющий род», «закладывающий храм») или лугаль («большой человек», «хозяин», «господин») в Вавилоне; государь (раджа) в Индии; царь (ван) в Китае.

В состав центрального управления входят следующие чиновники: визир, казначей, начальник царских работ и др. - в Египте; управитель царского дворца, «управитель реки», верховные жрецы, визир - в Вавилоне; пурохита (главный советник и жрец царя), верховный судебный чиновник, командующий армией - в Индии; министры, сборщик налогов, главный судья, командующий войском - в Китае.

Большую роль в государственном управлении Индии играл совет при царе - паришад. В него входила военная и жреческая знать, а также главные администраторы. Паришад был совещательным органом при царе для решения важных вопросов внутренней и внешней политики.

Аппарат подавления состоял из армии и полиции; судебные органы - из царских судов, общинных судов, храмовых судов - в Египте, Вавилоне; царских судов, общинных судов - в Индии, Китае.

Местное управление было сосредоточено в руках номархов и их чиновников - в Египте; царских наместников - в Вавилоне; провинциальных чиновников - в Индии; под контролем государственных инспекторов в Китае.

Фараон – слово греческое, от искаженного - «большой дом». Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Он вел религиозные церемонии, регулировал управление, вмешиваясь в конфликты между администрацией и обычаями (сам не управляет!), реставрировал храмы, посылал экспедиции, организовал работы, назначал главных администраторов. Фараону, как носителю высшей государственной власти, принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы. Традиционно власть считалась наследственной, однако египетская династия — было более широким понятием. Допускалось наследование престола женщинами (причем их последующий муж воспринимал от них звание правителя), другими родственниками. Естественным считалось наследование родственниками-мужчинами (братьями); чтобы передать престол сыну, нужно было обосновать это политически — как правило, еще царствующий фараон проводил коронацию своего наследника.

Правители первых государственных образований (протогосударств) - раджи выполняли простейшие функции управ­ления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались как военачальники, фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов, знать, собирали ренту-налог.

Центральное управление, как правило, возглавлялось сановником, которо­го принято называть (по-арабски) «визирем» (древнеегипетское наименование - «джати»). Один из визирей Древнего царства так перечисляет свои обязанности: издавать законы, повышать в чи­нах, устанавливать пограничные знаки (размежевывать владе­ния), творить суд и осуществлять высшие полицейские функции. Особо упоминается о том, чтовизирь являлся также председате­лем шести судебных палат.

Важное место в иерархии государственных должностей занимал жрец. Он выполнял религиозные обряды, руководил храмовыми хозяйствами с санкции правителя; вероятно, пользовался и судебными правами.

Государственный и общественный строй деспотии существовал по принципу пирамиды. На вершине пирамиды находились боги и их избранник - правитель. Внизу пирамиды существовал народ (рабы и свободные общинники). Между фараоном и народом стояли жрецы (носители священного знания) и знать, выполнявшая в основном судебные функции. Глава государства считался олицетворением правосудия, он вводил свои законы и толковал старые традиции по своему усмотрению.

Профессиональная армия в руках деспота использовалась для захвата чужих территорий и как полицейская сила.

Следует обратить внимание на то, что завоевание сыграло важную роль в процессе образования государства. Вопрос этот относится ко всем вышеперечисленным восточным странам (например, царь Южного Египта окончательно подчинил Северный Египет, объединив всю страну). Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи, которые победили Шумеро-Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников былВавилон. Возвышению Ва­вилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромно­го государства, которое подчинило себе земли, простирающиеся от Персидского залива на юге вплоть до старой Ниневии на севере, то есть верхнего течения реки Тигр. Образованию государства в Индии способствовало вторжение индоарийских племен (из нагорий Ирана и Прикаспия). Образование Древнекитайского государства (согласно китайской традиции) было связано с завоеванием племенем Шан соседних племен.

Таким образом, завоевание способно сыграть важную роль. Не будучи решающим условием возникновения государства, оно активизирует, убыстряет процесс его появления и утверждения.Возникновение государств Древнего Востока – естественный результат развития и в конечном счете разложения родового строя. Но внешний фактор - завоевание армиями земель - ускорил процесс образования государств.

С помощью жрецов и армии деспот держал народ в состоянии повышенного страха. Это состояние играло положительную роль, было залогом законопослушания и социального мира. В Египте, например, даже существовала ежедневная молитва богу закона Тоту. Все социальные слои общества вынуждены были поддерживать общественный порядок из-за благоговейного страха перед деспотической властью.

Таким образом, восточная деспотия является особым типом государственности, которая ближе всех стояла к истокам человеческой цивилизации и которая остается классическим примером суперстабильности и суперпорядка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.