Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В-третьих, культурная модернизация показывает не только разнообразие, но и сходство.






Основные проявления разнообразия в культурной модернизации в целом таковы: (1) в разных странах и областях она обладает разными чертами; (2) мировая культура сама по себе разнообразна; (3) во многих странах, включая развитые, уживаются разные виды национальных культур; (4) стили культурной жизни также различаются. Основные проявления сходства в культурной модернизации таковы: (1) культурные учреждения, индустрия, научные технологии, эконо­мическая и экологическая культуры в разных странах в некоторой степени схожи; (2) качество культурной жизни также является схожим в разных странах на одном уровне; (3) есть опреде­ленное сходство и в международных системах и культуре; (4) некое сходство можно заметить и в промышленной, городской и интернет-культуре. Несмотря на разнообразие культурной модернизации, она подчиняется общим законам.

В-четвертых, культурная модернизация совершается быстрее, чем другие виды модер­низации. (1) Культурная модернизация началась раньше, чем всемирная. В целом, ее можно соотнести по времени с эпохой Возрождения, религиозной Реформацией, научной революцией и эпохой Просвещения; последняя служит отправной точкой культурной модернизации и нача­лом всемирной. Стартом всемирной модернизации стала английская промышленная револю­ция. (2) Согласно опыту развитых стран, модернизации всегда предшествует идеологическая эмансипация. Английская промышленная революция, американская и французская револю­ции — все они начались после научной революции и эпохи Просвещения. (3) В развивающихся странах экономический рост и социальный прогресс могут стать толчком для культурной модернизации.

В-пятых, культурные инновации являются основным источником культурной модер­низации. Без культурных инноваций она пропадет, как пропадает река, берущая начало из пересохшего источника. Как грань человеческой культуры, модернизация является в основ­ном естественным эволюционным процессом; однако этот процесс не вращается сам по себе, как небесное тело, а движется вперед за счет инноваций и их диффузии. Фактически, любое серьез­ное продвижение культурной модернизации — следствие инноваций и их диффузии.

В-шестых, культурная модернизация не монотонна, а многокрасочна. Она может быть быстрой или относительно медленной; она может представлять собой революционные измене­ния или постепенные; она может быть как тихим и незаметным изменением, так и захватываю­щим дух социальным движением. Например, культурные изменения, вызванные Французской революцией XVIII в. или студенческими волнениями в США и Европе в 60-х гг. века минувшего, носили ярко выраженный революционный характер. Изменения в инвайронментальной куль­туре, вызванные экологическим движением в 1970-х гг., носили характер социального движе­ния. Изменения же в интернет-культуре, вызванные информационной революцией 1980-х — 1990-х гг., также можно охарактеризовать как революцию. Впрочем, культурная революция, вызванная информационной, была бескровной и лишь показала стремительную тенденцию к информатизации, так что ее можно считать вполне мирной.

В-седьмых, при исследованиях культурной модернизации следует избегать линей­ного мышления. Она является многомерной, и изменения в разных культурных областях могут иметь разные черты. Некоторые культурные изменения, например, связанные с инсти­тутами и идеями, вовсе нелинейны. В их число входит и переход от традиционной культуры к современной, от современной — к постмодернистской, и от материальной — к экологиче­ской. Некоторые культурные изменения являются частично линейными, как, например, раз­витие науки и техники, культурных знаний, учреждений и индустрии. Культурная модер­низация является частично обратимой и при определенных условиях может пойти вспять. Таким образом, в связи с ней следует избегать одностороннего и механистического мышле­ния (рисунок XII.2).

Рисунок XII.2. Два поворота культурной модернизации в развитых странах [1]


Современная культура
Современная культура
Гражданское общество, демократия, секуляризация, урбанизация
Производство, материализм, рациональность, концентрация

 

 


Традиционная культура

Культура постмодернизма


Феодализм, самодержавие, религиозность, сельское хозяйство
Сфера услуг, экология, гуманизм, децентрализация

 

 


В-восьмых, культурная модернизация не должна избегать международного взаимо­действия. Она не является изолированным процессом, наоборот, это процесс международного культурного взаимодействия, включающего в себя международное сотрудничество, обмен, кон­куренцию и конфликты. Нет такой страны, которая не впитала бы в себя элементы культуры других стран в ходе культурной модернизации, и ни одна страна не должна отвергать между­народный культурный обмен и сотрудничество в ходе модернизации. Разные страны обладают разными уровнями культурной конкурентоспособности и влияния, и в развитых странах эти уровни существенно выше.

В-девятых, нет такого удачного примера осуществления культурной модернизации, который можно скопировать; если лишь те, на которые можно ссылаться. Нет никакой оптимальной модели культурной модернизации, есть только рациональный выбор и зависи­мость ее хода от выбранного пути. Она всюду одинакова по своей природе, но принимает раз­ные формы. И цель ее может быть одна и та же, но идут к этой цели разными путями. Тре­бования культурной модернизации могут быть унифицированы, но осуществляется она по разным моделям и в разных режимах. В разных странах — разный язык, литература, искусство, философия, религия, законы, культурные системы, традиции, несоизмеримые виды политики и выбора, которые нельзя слепо имитировать. Ведущие страны оставляют пример для обучения, но не подражания при проведении культурной модернизации.

В-десятых, нельзя просто сравнить уровни культурной модернизации. Она включает в себя изменения в языке, литературе, искусстве, философии и религии, что делает затрудни­тельным сравнение на международном уровне и в рамках истории. Международное сравнение культурной модернизации можно проводить только в определенных сферах —культурной жизни, культурных учреждений и культурной индустрии.

В-одиннадцатых, культурная модернизация не эквивалентна полному отказу от тради­ционной культуры. Она не должна полностью обрывать связи современной культуры с тради­ционной, полностью отвергать традиционную культуру или, наоборот, развивать только ее. Нет, она способствует частичному унаследованию и развитию традиционной культуры, частичному отказу от нее, рациональному ее использованию и защите традиций. В процессе культурной модернизации традиционная культура продолжает существовать и выполнять свои функции. Например, классические наука, философия, искусство, литература, религия, язык и мировое культурное наследие являются важной частью учебного материала в образовательных заведе­ниях разного уровня; классические искусство и литература, а также культурное наследие в раз­ных его проявлениях служат источником вдохновения для культурной индустрии.

В-двенадцатых, культурная модернизация заключается не в уничтожении «устарев­шего» культурного наследия, а в его защите и рациональном использовании. В ходе куль­турной модернизации понимание функций культурного наследия постепенно углубляется.

В число этих функций входят: важный элемент идентичности национальной культуры, важный источник культурных инноваций, важный источник культурной индустрии, часть культурного разнообразия и значительная составляющая культурной конкурентоспособности и влияния. Культурная глобализация не обязательно осложняет выполнение функций культурного насле­дия, а подчеркивает его историческое значение. Эффективное использование и рациональная защита культурного наследия являются органичными и неотъемлемыми частями культурной модернизации.

В-тринадцатых, в культурную модернизацию входят пять изменений. (1) Централиза­ция культуры — несмотря на существование культурного разнообразия, центральными стано­вятся несколько крупных культур. (2) Маргинализация культуры — социальные позиции и вли­яние некоторых культур становятся все слабее. (3) Образование культурного наследия — часть культур постепенно затухает и теряет свои функции, превращаясь лишь в культурное наследие. (4) Исчезновение культур — некоторые из них и вовсе отмирают, не получив развития, защиты или поддержки. (5) Коммерциализация культуры — некоторые ее носители или элементы ста­новятся лишь товаром на рынке. Эти пять изменений всемирной культуры влекут за собой изме­нения всемирной культурной системы, и конкурентоспособность или влияние некоторых куль­тур изменялись в течение времени соответствующим образом.

В-четырнадцатых, культурная конкурентоспособность постепенно становится глав­ной конкурирующей силой страны. В целом, культурная модернизация включает в себя две фазы — дифференциацию и обратный ей процесс. Дифференциация культуры означает, что последняя отделилась от общества, став независимой областью, как политика или экономика. Независимая культурная область является автономной, что в основном проявляется в специали­зации и профессионализации культуры. Обратный дифференциации процесс подразумевает слияние культуры и общества, а также культуры и экономики. Размытие границ между куль­турой, обществом и экономикой проявляется в экономизации культуры, культуризации эко­номики, социализации культуры и культуризации общества. Дифференциация гарантирует культуре независимые позиции. Обратный же процесс возвращает культуру в лоно общества, но делает ее ключевым компонентом национальной конкурентоспособности, пронизывающим все общественное устройство целиком (таблица XII.2).

Таблица XII.2. Три режима международной конкуренции
Тип конкуренции Расчетное время Суть конкуренции Успешный итог
В производстве и мощности 1700 - 1917 гг. Продукция, рынок, территория, армия Индустриальные страны
В системе и моделях 1918 - 1990 гг. Свободная рыночная экономика, фашистская экономика, смешанная экономика Смешанная экономика
В знания и информации С 1990 г Знания, информация, культура, инновации Неизвестно

Источник. Research Group for China Modernization Strategies, 2008 [6].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.