Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Факты и опыт всемирной культурной модернизации






Под культурной модернизацией, о которой идет речь в настоящем докладе, понимается модер­низация в сфере культуры. К этой сфере относятся создание, производство, распределение, сохранение и потребление культуры в шести областях жизни людей и общества. Эти шесть областей: экономика, общество, политика, культура, окружающая среда и поведение индивидов. В настоящем докладе сделана попытка взглянуть на них с позиций действия: культура является комплексом знаний, институтов и идей, которые оказывают влияние и объясняют различные виды устройства жизни людей. Культурная модернизация — комплексный процесс формирова­ния, развития, трансформирования и международного взаимодействия современных культур. В настоящем докладе проводится анализ временного ряда, кросс-секционный и процессный анализ трех столетий всемирной культурной модернизации (с 1700 по 2006 г.); он затрагивает чистую культуру, учреждения, производство и другие грани культурной жизни, ее структуры, системы и идей, а также долгосрочных тенденций, всемирных границ и международных разры­вов. Выборку для анализа временного ряда составляют 15 стран, выборку для кросс-секционного — 130 стран и 118 культурных переменных по состоянию на 2001 г.; данные по другим странам также относятся к этому году. Благодаря системному анализу, удалось выявить 54 факта, 12 важ­ных особенностей и 14 моментов исторического опыта М.

1. Основные факты всемирной культурной модернизации

Объективные факты всемирной культурной модернизации можно рассматривать на разных уровнях и в разных областях.

Во-первых, в области чистой культуры. С XVIII в. языки постоянно изменялись: классиче­ский язык, современный язык, язык постмодерна, все эти типы множились и перемешивались. Уровень грамотности взрослого населения возрос и в ряде стран уже достиг 100%. Литературные направления также постоянно изменялись — это касалось и классической литературы, и художе­ственной, и реалистической, и современной, и постмодернистской. Изменения в школах искус­ства привели к появлению классического, художественного, современного и постмодернист­ского творчества. Постоянные изменения в философии отразились в появлении таких ее ветвей, как классическая, современная и постмодернистская. Религия в целом сохранилась прежней, хотя ярко проявились тенденции к религиозному плюрализму и секуляризации в ряде стран. Революции в науке и технике происходили регулярно, что способствовало быстрому развитию научной культуры. С 70-х годов ХХ в. возникли экологическая и интернет-культура.

Во-вторых, в области культурных учреждений. С XVIII в. росли разновидности и число памятников культуры, а также культурных организаций. С XIX в. по мере роста численности населения росли культурная и информационная оснащенность, а с развитием условий для туризма, образования и технологий развивались также спорт и индустрия развлечений. С ХХ в. усилились зашдта окружающей среды и культурного наследия.

В-третьих, в сфере культурной индустрии. С XVIII в. в мире вырос круговой оборот газет, но в развитых странах этот показатель снижался. Начиная с XIX в. росло производство книж­ной продукции (в среднем на 2% в год); постоянно рос уровень развития теле- и радиовеща­ния, все больше выходило фильмов; индустрия развлечений продолжала расти. С ХХ в. зна­чительно возросла распространенность телевидения и увеличилось среднее время, проводимое людьми перед экраном. В конце ХХ в. стремительный скачок сделали новые виды мультимедиа и онлайн-игры; также наблюдался рост добавленной стоимости культурного производства, рост уровня занятости в культурной индустрии и торговли в этой сфере.

В-четвертых, в области политической и экономической культуры. С XVIII в. наблю­дался рост демократической культуры и уровня демократизации; в конце ХХ в. резко выросла информатизация правительств. С XIX в. все меньше становился рабочий день и росло время отдыха, постоянно сокращалась численность детей, занятых трудом, равенство распределения в развитых странах снизилось, а затем возросло, наблюдался огромный международный разрыв в культуре потребления; в развитых странах сначала выросла, а затем упала доля занятых в про­мышленности; появилась и начала активно развиваться современная корпоративная культура.

В-пятых, в сфере социальной культуры и культуры индивидов. С XVIII в. в развитых странах повысился, а затем снизился прирост населения, популяризовалось образование, что отразилось в увеличении доли образованных людей в общем населении; в развитых странах сначала поднялась, а затем снизилась доля получающих среднее образование. С XIX в. одно­временно с повышением расходов на социальное благополучие возрос уровень социального страхования; в некоторых странах стали уменьшаться размеры семей и общий коэффициент фертильности. С ХХ в. в ряде стран выросли уровни контрацепции и увеличилось число раз­водов, снизилась численность браков. В ряде стран выросла, а затем снизилась распространен­ность курения.

В-шестых, в сфере экологической и международной культуры. С XIX в. росли число и пло­щадь национальных природных угодий; в ХХ веке все больше людей поддерживали защиту окружающей среды и переработку отходов. С XIX в. росло число международных организаций и конкуренция; также росло число путешествующих людей, спорт интернационализировался. С ХХ в. росло число книг, переводимых с одних языков на другие, и рос уровень международной миграции.

В-седьмых, в сфере культурной политики. С XVIII в. росла культурная демократизация и развивалась система защиты прав на интеллектуальную собственность. С XIX в. становились все разнообразнее культурные инвестиции, причем все больше росли размеры государствен­ных инвестиций. Разделялись научная и гуманистическая культуры, и последняя наделялась все большим числом функций. В ХХ веке многие страны стали участниками международных соглашений о культуре, что позволяло быть уверенным в большей сохранности мирового куль­турного наследия, а также в мировом сотрудничестве в сфере культуры; культурная политика становилась все более разнообразной, разнообразие культур находилось под защитой, а свободе культуры придавалось все большее значение.

В-восьмых, общие факты культурной модернизации. С XVIII в. культурная жизнь и содер­жание культуры продолжали изменяться, то же самое можно сказать о культурных системах и идеях. Изменения в культуре происходят не линейным путем, а по-разному, что оставляет шансы на сохранение и унаследование особенностей некоторых традиционных культур; с XIX в. изменяются их значение и конкурентоспособность. В конце ХХ в. добавленная стоимость и доля занятых в некоторых отраслях культурной индустрии ряда стран превышали аналогичные параметры в сельском хозяйстве.

Анализ 300-летнего процесса модернизации в сфере культуры, включенный в настоящий доклад, затрагивает 118 переменных культуры. Все это является суммой объективных фактов о культурной модернизации, хотя это лишь верхушка айсберга (таблица XII.1).

Таблица XII.1. Превосходство индустрии культуры над сельским хозяйством в некоторых развитых странах (1999—2004 гг.) [2-5]

Страна Чистая продукция в культуре/ВВП (%) Занятых в культурной сфере/ Общая занятость (%) Чистая продукция в сельском хозяйстве/ВВП (%) Занятые в сельском хозяйстве/ Общая занятость) (%)
США 6, 6   1, 2 2, 5
Германия 3, 4 - 1, 0 2, 5
Великобритания 3, 8 4, 3 1, 0 1, 2
Франция 3, 1 3, 2 1, 6 2, 5
Канада 3, 5 4.1 2, 2 2, 8
Австралия 3, 3 5, 1 3, 4 4, 0
Источник. UNCTAD, 2008; WIPO, 2006; Florida & Tinagli, 2004; World Bank, 2007.

 

2. Исторический опыт всемирной культурной модернизации

300 лет истории всемирной культурной модернизации дают нам не только факты, но также включают в себя богатейший опыт и уроки истории, которые могут быть использованы для справки. В настоящем докладе мы хотим акцентировать внимание на этом важном опыте.

Во-первых, культурная модернизация является одновременно исторической потребно­стью и рациональным выбором. В отношении человеческой культуры, модернизация явля­ется потребностью, показывающей основное направление развития культуры. Для различных стран и народов культурная модернизация является рациональным выбором. Этот культурный выбор — неотъемлемое право человека. Все страны и народы связаны с ним. Но культурный выбор одного народа или страны не должен осуществляться в ущерб другим народам или стра­нам. Те же, кто сделали этот выбор, должны добровольно идти этим путем и дальше; если этого не делать, они останутся на стадии традиционной или первобытной культуры, что увеличит разрыв между культурным уровнем страны/народа и границами человеческой культуры. Все страны и народы должны нести ответственность за свой выбор.

Во-вторых, культурная модернизация представляет собой как выгоду для страны, так и форму рыночной конкуренции. Культуру можно рассматривать в двух формах. (1) Как харак­терная черта страны или народа, культура является отличительной особенностью (средством выражения культурной идентичности), представляющей их права и интересы. (2) Как товары, произведения культуры могут быть произведены и проданы на рынке с целью получения при­были с учетом требований этого рынка. Изменения культуры могут зависеть как от нацио­нальной выгоды, так и от рыночной конкуренции. Подобный дуализм не может не привести к дуализму и в культурной модернизации. В последнем случае этот дуализм заключается в сле­дующем: она должна одновременно являться средством защиты традиционных культурных устоев, прав и интересов и, в то же время, средством повышения качества культурной жизни и конкурентоспособности. Обычно эти два аспекта согласуются друг с другом. В процессе куль­турной модернизации также имеются два ориентира: национальная выгода и условия рынка. В разных странах бытует разное представление о двойственности культурной модернизации. В одних основной упор делают на выражение культурных прав и интересов, в других — на про­изведения культуры как товар. Разумеется, только этими двумя формами культура не ограни­чивается.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.