Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Рациональные размышления о культурной модернизации Китая






Не существует таких великих наций, которые бы не обладали собственной уникальной культу­рой, как не существует развитых стран, которые бы не впитывали зарубежную культуру. Китай­ский народ является одним из крупнейших в мире, и его давними чертами являются стремле­ние обучаться и созидать, тяга к миру и уважение к истории. До XVIII в. народ Китая создал аграрную культуру. Между XVIII и XX веками Китай был лидером индустриальной культуры. В XXI в. Китай не будет упорно следовать традиционной культуре или слепо следовать зарубеж­ной, но станет первопроходцем развитой и современной культуры. Когда культура Китая ста­нет еще более развитой, страна станет сильнее. Культурная модернизация является стратегиче­ским условием культурного подъема и возрождения страны. Стратегический выбор культурной модернизации прямо касается и подъема культуры, и возрождения Китая в целом.

1. История и текущее состояние культурной модернизации в Китае

Культурная модернизация в Китае началась на столетие позже, чем во всем мире. И начало, и развитие ее проходили под влиянием зарубежных культур. Процесс культурной модерниза­ции Китая — это комплексный процесс взаимодействия традиционной и современной, нацио­нальной и зарубежных культур. Исторические стадии культурной модернизации Китая в целом совпадают с основными стадиями его модернизации в целом и делятся на три части: начало (1840/60 — 1911 гг.), частичная культурная модернизация (1912 — 1949 гг.) и полноценная куль­турная модернизация (1949 г. — наше время). К настоящему моменту Китай еще не завершил первичную культурную модернизацию, но в нем уже наблюдаются многие элементы вторич­ной; уровень культурной жизни в стране достиг среднего в мире, а культурная конкурентоспо­собность сравнима с уровнем средних мировых держав.

Культурную модернизацию Китая нельзя отделять от традиционной культуры или от меж­дународного взаимодействия. Во-первых, культура Китая обладает богатой историей и боль­шим числом достижений. Например, содержание китайских школ мысли еще за 500 лет до н. э. заложило основы культуры, во времена культурного расцвета (династии Тан и Сун) всемирные позиции Китая на мировой культурной арене усилились; в аграрный период Китай был миро­вым культурным лидером более тысячи лет. При этом никогда не прекращалось и международ­ное взаимодействие Китая с другими странами в культурной сфере. Лян Цичао утверждал, что «существовали две волны международного взаимодействия Китая с другими странами. С первой связан обмен религиозной культурой династий Хань и Тан, во время которого произошло появление буддизма в Китае и его китаизация; со второй — культурный обмен с западом во времена императора Вань-ли династии Мин, во время которого Китай ознакомился с западными естественными науками и культу­рой». Некоторые ученые считают, что модернизация китайской культуры может быть связана с серединой или последним периодом правления династии Мин. «В середине и в последний период династии Мин (XVI — XVII вв.) произошел рост гражданской литературы и появились пер­вые просветительские мысли; в это же время капитализм пускал ростки в средних и нижних регионах реки Янцзы; прогрессивная культура того времени сопоставима с европейским Ренессансом» [19]. В то же время появились пять классических работ о науке и технике: «Компендиум лекарственных веществ», написанный Ли Шичжэнем (1578 год), «Трактат о музыкальной темперации» Чжу Цзайюя (1603 год), «Трактат о сельском хозяйстве» Сюй Гуанци, «Путевые заметки» Сюй Сякэ и «Использование вещей природы» Сун Инсина (1637 год). Деградация китайской культуры началась в XVII веке В 1644 году, когда на смену династии Мин пришла династия Цин, культур­ные инновации фактически застопорились. В Европе в это же время полным ходом шли науч­ные революции и Просвещение, что позволило ей вырваться в мировые лидеры по уровню куль­туры и перейти к индустриальной цивилизации; Китай в это время оставался аграрной страной, в результате чего отрыв от Европы не только сохранялся, но и увеличивался. XVIII век является водоразделом всемирной культурной модернизации — отставание Китая от Европы стало еще более серьезным. На 100 лет XVIII в. приходятся Просвещение (1680—1820 гг.), английская про­мышленная революция (1763 — 1850 гг.), американская революция (1775 — 1783 гг.) и француз­ская революция (1789 — 1799 гг.); в то же время в Китае правители династии Цин заключали в тюрьму или казнили авторов при малейшем подозрении в вольнодумии, всеми силами стре­мясь сохранить феодальную культуру и сопротивляясь культурным инновациям. Таким обра­зом, на западе стремительно шли вверх уровни науки, культуры и производства, в то время как Китай медленно деградировал, цепляясь за свои аграрные устои. Две Опиумные войны в какой-то мере встряхнули китайскую цивилизацию, но страна продолжала медленно дегради­ровать. В XIX веке в Китае с трудом началась культурная модернизация, которая на западе уже давно на всех парах неслась вперед. Примерно два столетия индустриальной эры Китай остался далеко позади запада, что дорого ему обошлось.

Последний период династии Цин — начальная фаза культурной модернизации, в ходе кото­рой началась трансформация китайской культуры. Во-первых, прогресс в знаниях: ознакомление и распространение знаний, науки и техники запада, а также собственные разработки в данных областях. Во-вторых, идейный прогресс: новую силу начали набирать прогрессивные мысли о перенимании сильных сторон зарубежных захватчиков, применении западных знаний в Китае и просвещении масс совместно с развитием индустрии в стране. В-третьих, системный про­гресс: установление современных систем, отказ от имперских экзаменов, появление школ нового образца, отправка студентов для получения образования за границей, установление системы патентов и т. п. В-четвертых, изменения культуры: отказ от стереотипных традиционных систем письма и формирование новых, более удобных и современных, развитие современных куль­турных групп. В-пятых, культурная трансформация: появление новых культурных учрежде­ний (типографии, библиотеки, музеи), современных издательских организаций и средств связи (почта, телеграф), знакомство с западной корпоративной культурой и установление системы предприятий. Впрочем, все эти перемены носили довольно ограниченный характер.

Китайская республика являлась ареной частичной культурной модернизации, и последняя в тот период набрала хороший ход. Во-первых, прогресс в идеях: «Движение за новую культуру», выступавшее за развитие демократии и науки, распространение марксизма и выдвижение Трех народных принципов Сунь Ятсена. Во-вторых, системный прогресс: республиканское прави­тельство пришло на смену феодальной автократии, что сопровождалось изменениями в систе­мах образования и науки. В-третьих, прогресс в знаниях: развитие в Китае современных науки и техники, включая развитие астрономии, математики, физики, метеорологии, географии, биологии и инженерных технологий. В-четвертых, культурный обмен: развитие новой литера­туры, революционной литературы и народного искусства, развитие китайской науки, искусства и культуры в целом. В-пятых, культурная трансформация: культурная революция против фео­дализма и автократии; развитие современных музыки и фильмов, появление новых предприя­тий, станций вещания, современных научных организаций и современных издательств. Но в тот период культура Китая еще во многом фокусировалась на своей традиционной составляющей.

Новый Китай стал ареной полномасштабной культурной модернизации, вместившей себя как потери, так и новые приобретения. Во-первых, прогресс в знаниях: китайские наука и тех­ника достигли полноценного развития с очевидным акцентом на повышение качества наци­ональной науки. Во-вторых, прогресс в мысли: применение новой демократии, эмансипация сознания и поиск истины в фактах; люди находились под впечатлением от таких проявлений прогрессивной мысли, как научные инновации и демократия, реформы и открытие границ, ориентации на человека и возможность выражать свои мысли и свободно и содержательно. В-третьих, прогресс в системе: растущее значение науки, постепенное установление системы рыночной экономики, современной корпоративной системы и современных науки и техники, образования, информации, культуры и путей сообщения. В-четвертых, изменения в культуре: развитие упрощенных систем письменности и устной речи; развитие народной литературы, общественной культуры и онлайн-литературы, а также культурных организаций и групп; изме­нения в социальной культуре (свадьбы, семьи, одежда, архитектура, транспорт, этикет, туризм и досуг). В-пятых, культурные трансформации: установление и совершенствование современ­ных культуры, науки и научных учреждений; культурный профессионализм и индустриализа­ция; телевизионная культура, интернет-культура, городская и экологическая культура; «Вели­кая культурная революция», нанесшая ущерб традиционной культуре; рациональная защита культурного наследия и разнообразия.

За прошедшие 100 лет культурные изменения в Китае в основном выражаются в переходе от аграрной культуры к индустриальной, что попадает под категорию первичной культурной модернизации. В конце ХХ веке в Китае развились информатизация и экологизация. В насто­ящее время в культуре Китая наблюдается тенденция к проведению вторичной культурной модернизации и, таким образом, совместному осуществлению двух модернизаций.

В 2005 г. международный статус культурной модернизации Китая выглядел следующим образом: среди 131 страны Китай по уровню культурной модернизации находился на 57-м месте, его ИРЧП — на 56-м (обе цифры соответствовали уровню предварительно развитых стран); индекс культурной конкурентоспособности Китая соответствовал 24-му месту (уровень средних мировых держав), индекс культурного влияния Китая находился на 7-и месте в мире (уровень ведущих мировых держав).

Если рассматривать XVI век как время появления надежды на культурную модернизацию, XVII и XVIII вв. как ее остановку и XIX в. как новое начало, то ХХ и ХХ! вв. должны считаться периодом ее полномасштабной экспансии. Если начинать отсчет с XIX в., культурная модер­низация Китая будет являться историческим периодом, охватывающим три столетия (с XIX по XXI в.). Если в XXI веке удастся достигнуть культурной модернизации, китайская культура вер­нет себе доминирующее положение в мире и внесет неоценимый вклад в прогресс цивилизации.

В первой половине XXI в. культурная модернизация Китая столкнется с внешними и вну­тренними препятствиями. Во-первых, придется испробовать каждый метод для удовлетворения культурных потребностей всех жителей страны. Во-вторых, предстоит поднять общий творче­ский уровень китайского народа. В-третьих — повысить культурную конкурентоспособность. В-четвертых — справиться с убыточным финансированием общественных культурных учреж­дений. В-пятых — провести маркетизацию культурной индустрии. В-шестых — организовать целесообразные меры защиты и использования культурного наследия. В-седьмых — ускорить развитие интернет-культуры. В-восьмых — увеличить культурный обмен и защищать культур­ные права и интересы. В-девятых, требуется рационально подойти к вопросам защиты и пони­мания культурного разнообразия — оно не должно идти во вред культурному прогрессу. В-десятых, придется объективно понимать традиционную культуру и соответствующим обра­зом корректировать отношение к ней.

«Народ Китая 5000 лет находился на востоке мира, создавая свою уникальную культуру. Хотя эта культура пережила свои взлеты и падения, она сохранилась до сих пор. Можно сделать вывод, что она обладает некими важными традициями. С XVI — XVII веков наука и техника в Китае развивались очень медленно, и страна не могла самостоятельно модернизировать научную сферу. Можно сделать вывод и о том, что культура Китая не лишена недостатков. Заторможенность развития культуры в наши дни можно отнести к политическим, экономическим, а также идеологическим факторам,» [20]. Силь­ные стороны китайской культуры послужили духовной опорой народу, живущему и растущему на протяжении 5000 лет; ее дефекты — одна из причин смены правящих древних династий; другие недостатки являются главными факторами падения Китая во времена, близкие к совре­менности. Культурная модернизация Китая в XXI веке должна включать в себя гармоничное и полноценное развитие всех сильных сторон национальной культуры и заимствование луч­ших качеств зарубежных культур, что позволит создать подходящий культурный фон для эры знаний. Китайский народ сможет в полной мере вкусить прелести высоких уровней развития и качества жизни, а также культурного разнообразия. Для достижения этой цели потребуется быть осторожными при выборе стратегий развития.


2. Выбор стратегии культурной модернизации Китая

При выборе стратегии культурной модернизации Китая, нам следует подчиняться базовым принципам культурной модернизации, помнить об историческом опыте в этой сфере и быть готовыми к тому, чтобы справиться с основными неожиданными ситуациями и внешней между­народной обстановкой. Учеными, изучающими культуру и культурную политику, было прове­дено множество исследований, принесших богатые плоды, касающихся культурной модерниза­ции Китая в XXI в. С точки зрения науки и модернизации, в этих исследованиях подчеркивается особая важность количественных целей, основных путей и стратегических мер, необходимых для культурной модернизации Китая, так что их можно считать дополнением к проведенной нами работе. Нижеследующая часть текста является лишь научной дискуссией, а не эмпириче­ским анализом, и представленные в ней точки зрения отражают лишь текущий уровень знаний научно-исследовательской группы.

(1) Стратегическая цель культурной модернизации Китая

Согласно «трехшаговой стратегии» Дэн Сяопина, национальной задачей Китая к 2050 году является достижение уровня среднеразвитых стран, затем — близкое к полному осуществле­ние модернизации. Можно сделать вывод, что национальной задачей к концу XXI в. будет достижение высокого уровня по мировым стандартам и полное завершение модернизации. Культурная модернизация является частью национальной. Таким образом, стратегическая задача культурной модернизации должна удовлетворять и задачам национальной. В соот­ветствии с задачами национального уровня, стратегическая цель культурной модернизации Китая включает в себя: достижение уровня среднеразвитых стран по уровню культурной модернизации в 2050 г. и достижение высокого уровня по мировым стандартам к концу XXI в. Но, разумеется, это лишь перспектива, отнюдь не исчерпывающая содержание стратегической задачи.

При всестороннем рассмотрении, стратегические задачи культурной модернизации Китая в XXI в. могут включать в себя две цели, достигаемые в разные периоды (таблица XII.2). Цель пер­вого периода — достичь уровня среднеразвитых стран к 2050 г. вместе с полным завершением первичной культурной модернизации и началом вторичной. Цель второго периода — достичь к 2100 году высокого уровня по мировым стандартам, вместе с завершением вторичной модер­низации и полным осуществлением культурной модернизации в целом.

Таблица XII.2. Цели дорожной карты культурной модернизации Китая [1]

Периоды Расчетное время Цели
Инновации, 2002—2050-е годы 2002—2010 гг. Приближение к предварительно развитому уровню, ИМКЖ в числе 60 лучших
201 1—2020 гг. Достижение предварительно развитого уровня, ИМКЖ в числе 50 лучших, удерживается средняя конкурентоспособность культуры
2020—2050 гг. Достижение среднеразвитого уровня, ИМКЖ среди 40 лучших, достигнута культурная конкурентоспособность уровня мировой державы
Погоня за лидерами, 2051 — 2100 годы 2051—2060 гг. Сохранение среднеразвитого уровня, ИМКЖ среди 30 лучших
2061—2080 гг. Достижение уровня развитых стран, ИМКЖ среди 20 лучших
2081—2100 гг. Опережение развитых стран, ИМКЖ в числе 10 лучших, завершена культурная модернизация

Примечание. ИМКЖ — индекс модернизации культурной жизни

 

В количественные задачи стратегии культурной модернизации Китая входят: индекс модер­низации культурной жизни, уровень культурной конкурентоспособности, индекс культурного влияния, 24 индикатора оценки и 30 индикаторов мониторинга культуры. Детализированные задачи включают в себя цели, расписанные по периодам (до 2010, 2020 и 2050 гг.) и общие цели к концу XXI в.

(2) Выбор пути культурной модернизации Китая

В целом, пути культурной модернизации должны гармонировать с общими путями наци­ональной модернизации. Как отмечалось в докладе за 2003 год, по общей теории модерниза­ции, Китаю надлежит не просто идти по следам западных стран, пытаясь догнать их, но приме­нять основную стратегию и выбирать соответствующий путь для совместного проведения двух модернизаций и постепенного достижения уровня развитых стран.

Основной, или «магистральный» путь — это наглядное представление пути интегрирован­ной модернизации. Называется он так, поскольку представляет собой, образно говоря, строи­тельство канала между индустриальной и основанной на знаниях цивилизациями, обществами, экономическими моделями; следуя по этому пути, мы можем нацелиться на высокий уровень развития в будущем и осуществлять сдвоенную модернизацию координированным образом — что поможет достичь ожидаемого уровня. После всестороннего рассмотрения мы пришли к выводу, что модернизация Китая может пойти по этому основному пути.

Основная идея пути интегрированной культурной модернизации заключается в следую­щем: в первой половине XXI в. мы можем пользоваться принципами интегрированной куль­турной модернизации основной стратегии для гармоничного развития двух модернизаций, а также интернет-культуры, экологической культуры, инновационной культуры, культурной индустрии и культурного наследия, а также развития культуры знаний и повышения куль­турной креативности и конкурентоспособности для достижения уровня среднеразвитых стран в модернизации культурной жизни и начального осуществления культурной модернизации; во второй половине XXI в. нам следует направить все усилия на ускорение вторичной куль­турной модернизации и сравняться с мировым уровнем развития модернизации культурной жизни (выведя уровни культурной креативности и конкурентоспособности на ведущие пози­ции в мире), полностью осуществив культурную модернизацию.

(3) Дорожная карта культурной модернизации в Китае

Дорожная карта культурной модернизации является стратегическим планированием, помо­гающим осознать стратегические цели, а также системой, связующей воедино стратегические цели, основные пути и стратегические меры культурной модернизации. Дорожная карта куль­турной модернизации в Китае в XXI веке состоит из семи частей: стратегические цели, основные задачи, основные пути, система отслеживающих индикаторов, мониторинг культурной жизни, мониторинг культурной конкурентоспособности и стратегические меры.

Во-первых, стратегические цели. К 2050 году культурная модернизация должна быть в целом осуществлена, уровень модернизации культурной жизни должен подняться до уровня средне­развитых стран в этом году, индекс модернизации культурной жизни должен быть в числе 40 лучших в мире, а культурная конкурентоспособность должна быть на уровне мировых держав. К 2100 г. культурная модернизация должна быть полностью осуществлена, уровень модерниза­ции культурной жизни должен соответствовать высоким мировым стандартам, индекс модерни­зации культурной жизни должен быть в числе 20 лучших в мире, а культурная конкурентоспо­собность должна быть одной из лучших в мире.

Во-вторых, основные задачи. Уровень модернизации культурной жизни в Китае должен сде­лать два больших шага — пройти развитие от предварительно развитого до среднеразвитого уровня, а затем достигнуть высокого уровня по мировым стандартам. Культурная конкуренто­способность Китая также должна сделать два шага вперед, сначала вырастая до уровня миро­вой державы, а затем — и до уровня ведущей. Индекс модернизации культурной жизни Китая должен подняться на 40 позиций в мировом рейтинге — на 20 в первой половине XXI в. и еще на столько же — во второй.

В-третьих, основной путь. Он заключается в следующем: основываясь на принципах куль­турной модернизации, следует использовать путь интегрированной культурной модерни­зации для совместного осуществления двух культурных модернизаций координированным образом, ускорить переход к обществу знания и догнать мировые уровни развития культур­ной модернизации.

В-четвертых, система отслеживающих индикаторов. Эти индикаторы включают в себя две категории индексов, пригодных для мониторинга культурной жизни и культурной конкурен­тоспособности. В каждой категории есть еще шесть подкатегорий, каждая из которых делится на пять индикаторов. Таким образом, система отслеживающих индикаторов делится на три слоя, две категории и 30 индикаторов.

В-пятых, мониторинг культурной жизни. Данный процесс в основном фокусируется на раз­витии по трем аспектам: производстве культуры, ее потреблении и культурных учреждениях, что в сумме составляет 15 индикаторов. Производство культуры привносит новые элементы в культурную жизнь, культурные учреждения являются вспомогательным инструментом для нее, а потребление культуры прямо отражает уровень культурной жизни.

В-шестых, мониторинг культурной конкурентоспособности. Основной акцент делается на три аспекта: культурные ресурсы, культурную индустрию и торговлю произведениями куль­туры, что в сумме составляет 15 индикаторов. Культурные ресурсы — фундамент культурной конкурентоспособности, культурная индустрия является ее сутью, а торговля произведениями культуры служит отражением рыночной конкурентоспособности культуры.

В-седьмых, стратегические меры. В области ориентирования людей и модернизации, в бли­жайшие 50 лет культурная модернизация Китая будет фокусироваться на культурной жизни, культурном содержании, системе культуры и культурной мысли; при этом модернизации куль­турной жизни должен отдаваться высший приоритет, но модернизация содержания культуры и ее конкурентоспособности должна развиваться одновременно и не менее тщательно.

Что касается культурной жизни, особое значение следует придавать модернизации куль­туры мышления, производству культуры и ее потреблению, включая восемь основных мер и 48 политических рекомендаций. Меры в области производства культуры включают развитие модернизации данной сферы для упрочения фундамента на будущее; модернизация распро­странения культуры направлена на расширение каналов ее производства; культурная модерни­зация в сфере услуг нацелена на расширение возможностей выбора и участия; модернизация культурной политики имеет целью рост удовлетворенности производством культуры. Меры по модернизации потребления культуры включают: развитие системы потребностей в культуре для создания полноценных концепций потребления; модернизацию моделей потребления куль­туры для повышения качества культурной жизни; модернизацию профессиональной культуры для создания профессионального резерва в эру знаний; модернизацию системы культурного поведения для формирования этики в эру знаний.

Что касается модернизации содержания культуры, в настоящем докладе рассматриваются три стратегии, десять мер и 52 политические рекомендации, затрагивающие аспекты традици­онной культуры, создания культуры и культурного обмена. В стратегию культурного насле­дования включены проекты идентификации традиционной культуры, защиты культурного наследия, национального культурного наследования и национальной культурной реформации. Три меры относятся к в стратегии культурных инноваций: осуществление национальной про­граммы культурных инноваций, строительство системы культурных инноваций и шесть акций по развитию планов культуры инноваций. Стратегия культурного взаимодействия включает проект всемирной культурной идентификации, проект аккумуляции произведений мировой культуры и проект ее трансформации.

Относительно конкурентоспособности культуры можно сказать следующее: в настоящем докладе рассматриваются три стратегии, девять мер и 56 политических рекомендаций. Страте­гия культурных талантов включает культивацию талантов, повышение качества гражданской культуры и строительство культурной экологии. В стратегию культурной индустрии входят меры по модернизации, маркетизации и интернационализации культурной индустрии. В стра­тегию торговли произведений культуры входят меры по формированию этой торговли, а также по развитию стратегий экспорта и импорта произведений культуры.

Модернизация культурной жизни в современном Китае требует учета базовых принци­пов культурной модернизации и ориентированного на людей научного изучения процессов построения гармоничного общества. (1) Модернизация культурной жизни является одновре­менно всемирной тенденцией и культурным выбором. Если мы выбираем ее, то, вероятно, есть возможность развить ее до мирового уровня. Если мы отказываемся от такого выбора, то нам предстоит сохранить свою традиционную культуру или старый стиль культурной жизни, что только увеличит разрыв между уровнями модернизации культурной жизни в Китае и мире. (2) Культурный выбор — это естественное право человека, к которому следует отно­ситься с уважением и которое должно защищаться законом. (3) Культурный выбор отдель­ного индивида не должен нарушать национальные ограничения или социальные критерии, а также затрагивать культурный выбор, права и интересы других индивидов. (4) Индивиды имеют право на культурный выбор; они несут ответственность за его последствия и не имеют права перекладывать эту ответственность на других людей или общество в целом. (5) Суще­ствуют два требования к социальному прогрессу: поощрение выбора индивидами модер­низации культурной жизни и защита культурного наследия и разнообразия; правительство должно поддерживать модернизацию культурной жизни и развивать прогресс и гармонию в культуре. (6) Что касается индивидов и групп, которые выбирают модернизацию культур­ной жизни, общество и правительство могут активно участвовать в этом процессе. (7) Что до тех, кто отказался от модернизации культурной жизни, общество и правительство должны уважать их выбор. (8) Что же касается тех индивидов и групп, которые сохраняют свою тра­диционную культуру, если это совпадает с защитой культурного наследия и разнообразия, следует принимать меры по такой защите; если это совпадает с ограничениями политики социального благосостояния, также следует принимать соответствующие меры; таким инди­видам и группам должны быть гарантированы и обеспечены условия жизни, совпадающие с их основными стандартами.

3. Рекомендации относительно политики в области культурной модернизации в Китае

Согласно базовым принципам культурной модернизации и основываясь на историческом опыте во всемирном масштабе, Китай может выбрать путь интегрированной культурной модерниза­ции и применить стратегию путеводителя по культурной модернизации в XXI веке, что позво­лит достичь мирового уровня культурной жизни. Дорожную карту культурной модерниза­ции Китая схематически можно представить как стратегию «тела с двумя крыльями». «Телом» является модернизация культурной жизни, в то время как модернизация содержания куль­туры и повышение ее конкурентоспособности представляют собой два «крыла», «оперенные» 27 мерами и более чем 150 политическими рекомендациями (некоторые из них перекрывают друг друга). Если рассматривать аспект их воздействия, эти операции можно разделить на три группы: качество культуры граждан, возрождение культуры Китая и ее защита. Основные прин­ципы политики по данным аспектам перечислены ниже. (Детализированную информацию см. в 3 главе настоящего доклада, 4 раздел).

(1) Применение национальной программы культурной грамотности для повышения качества куль­турной жизни.


1) Продолжение приведения в исполнение национального плана повышения научной гра­мотности.

2) Обсуждение национального плана повышения гуманистической грамотности в целях развития гражданской гуманистической грамотности.

3) Осуществление проекта по формированию профессиональной культуры для повышения качества последней и создания профессионального резерва для эры знаний.

4) Осуществление проекта модернизации системы культурного поведения на основе фор­мирования этики эры знаний.

5) Создание системы свободных и открытых летних фестивалей культуры для обогащения культурной жизни городов и повышения конкурентоспособности культуры.

6) Учреждение системы бесплатного посещения городских фестивалей культуры в целях обогащения культурной жизни населения и повышения привлекательности городов.

7) Учреждение системы государственного снабжения в сфере услуг в целях бесплатного обе­спечения ими жителей пригородных областей и укрепления регионального равновесия куль­турной жизни.

8) Создание механизма многочисленных инвестиций в культуру для повышения доли рас­ходов государства в культурной сфере до 1 — 3%.

(2) Применение стратегии возрождения культуры Китая для повышения конкурентоспособности культуры.

1) Применение стратегии защиты культурного наследия путем издания Энциклопедии культурного наследия Китая в целях укрепления культурных ресурсов.

2) Применение стратегии культурных инноваций и создание основ национального проекта культурных инноваций, построение системы культурных инноваций и повышение их значения.

3) Применение стратегии культурного взаимодействия для впитывания лучших сторон дру­гих культур и создания собственной уникальной культуры, выглядящей наиболее предпочти­тельной для других стран.

4) Применение стратегии развития культурных талантов Китая, повышение культурной креативности.

5) Применение стратегии укрепления культурной индустрии Китая, повышение ее мощи и конкурентоспособности.

6) Применение стратегии развития торговли произведениями китайской культуры, повы­шение ее мощности и конкурентоспособности.

(3) Осуществление «Проекта сущности цивилизации Китая» для повышения культурного влияния.

1) Осуществление проекта создания культурной резервации в бассейне реки Янцзы для защиты миниатюрной модели человеческой цивилизации.

2) Осуществление проекта создания культурной резервации в бассейне реки Хуанхэ для защиты исторического воплощения древней цивилизации Китая.

3) Осуществление проекта создания тематических парков по цивилизации Китая, в том числе, посвященных восьми династиям (Чжоу, Цинь, Хань, Тан, Сун, Юань, Мин и Цин).

4) Осуществление проекта «оцифровывания» цивилизации Китая для создания трехмерной модели китайской цивилизации и онлайн-версий тематических парков.

Построение культурной модернизации Китая является сложным системным процессом, который нельзя совершить в одночасье. Разные люди могут по-разному смотреть на стратеги­ческий анализ и политические меры культурной модернизации Китая, но разные точки зрения могут быть взаимодополняющими. Если взглянуть на это в аспекте науки и модернизации, путе­водитель по культурной модернизации Китая является стратегическим выбором. Следуя страте­гической концепции этого путеводителя, в конце XXI в. Китай сможет достичь уровня развитых стран и осуществить полномасштабную модернизацию культурной жизни. Светлое будущее китайской цивилизации постепенно вырисовывается перед нашими глазами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.