Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пружинно-гидравлический амортизатор задней подвески






На описываемых моделях мотоциклов совместно с задней качающейся вилкой установлены два пружинно-гидравлических амортизатора.

Действие гидравлического демпфера совместно с цилиндрической пружиной обеспечивает двустороннюю работу амортизатора.

Рабочий ход пружинно-гидравлических амортизаторов составляет 86 мм, а за счет того, что они установлены в задней качающейся вилке ближе к оси вилки, чем ось заднего колеса, обеспечивают рабочий ход заднего колеса около 100 мм. Рассмотрим устройство п ужинно-гидравлического амортизатора.

Устройство. Пружинно-гидравлический амортизатор состоит из гидравлического демпфера и цилиндрической пружины, расположенной вокруг гидравлического демпфера и заключенной в два металлических кожуха (верхний и нижний) - рис. 56.

Гидравлический демпфер является несущей конструкцией всего амортизатора. Состоит он из корпуса 18 с рабочим цилиндром 11 и штока 26 с рабочим поршнем 10.

Шток в верхней части имеет приваренную вилку 1 для крепления амортизатора к раме мотоцикла. Затем следуют (считая, сверху) упор 2 верхнего кожуха; резиновый буфер 27, смягчающий удар деталей амортизатора при максимальном сжатии; резьбовая пробка 25 с резиновым лабиринтным сальником 24; фасонная шайба 5 и пружина 6, поджимающие лабиринтный сальник; направляющая втулка 23 штока; распорная втулка 9, являющаяся одновременно направляющей верхнего клапана поршня; пружина 22 верхнего клапана поршня; вер ний клапан 21 поршня; поршень 10; нижний клапан 20 поршня; фасонная шайба и гайка 19. Гайка закернена на штоке.

Корпус гидравлического демпфера в верхней части имеет резьбу, в которую ввинчивается резьбовая пробка с лабиринтным резиновым сальником, предотвращающим утечку жидкости из амортизатора при его работе. Утечку жидкости из амортизатора через резьбу проб и предотвращает резиновый сальник 7, который зажимается между пробкой и направляющей втулкой штока.

К нижней части корпуса для крепления пружинно-гидравлического амортизатора к задней качающейся вилке приварена вилка 16. В нижней же части корпуса имеются две канавки 15 для топорных сухарей 14, удерживающих пружинно-гидравлический амортизатор в собр нном (рабочем) состоянии.

Рабочий цилиндр 11 гидравлического демпфера помещается внутри корпуса. В верхнюю часть цилиндра вставлена направляющая втулка 23 штока, которая снабжена двумя перепускными каналами. В нижней части цилиндра запрессован перепускной клапан 17. Полость р бочего, цилиндра заполнена амортизаторным маслом, которое также находится в нижней части корпуса амортизатора.

Цилиндрическая пружина 3 располагается вокруг корпуса и штока гидравлического демпфера и удерживается в рабочем положении вместе с кожухами 4 и 12 двумя сухарями, выполненными в виде полуколец. Сухари вставляются в одну из двух канавок, имеющихся в н жней части корпуса гидравлического демпфера и удерживаются там силой пружины благодаря форме нижнего кожуха. Нижние витки пружины опираются на упорное кольцо, установленное внутри нижнего кожуха. Упорное кольцо предохраняет нижний кожух от деформации.

В верхней части нижнего кожуха установлено пластиковое кольцо 8. При работе амортизатора это кольцо направляет движение нижнего кожуха относительно верхнего, предотвращая трение кожухов друг о друга и одновременно защищая внутреннюю полость амортизат ра от попадания в нее пыли и грязи.


Рис. 56. Разрез пружинно-гидравлического амортизатора задней подвески:
1 - вилка штока; 2 - упор верхнего кожуха; 3 - пружина; 4 - верхний кожух; 5 - шайба сальника; 6 - пружина лабиринтного сальника; 7 - резиновый сальник; 5 - пластиковое кольцо; 9 - распорная втулка; 10 - поршень; 11 - рабочий цилиндр гидравлического амортизатора; 12 - нижний кожух; 13 - упорное кольцо пружины; 14 - сухарь; 15 - установочные канавки в корпусе; - вилка корпуса; 17 - нижний клапан цилиндра; 18 - корпус гидравлического амортизатора; 19 - гайка поршня) 20 - нижний клапан; 21 - верхн й клапан; 22 - пружина верхнего клапана; 83 - направляющая втулка штока; 24 - лабиринтный сальник; 25 - резьбовая пробка; 26 - шток; 27 - резиновый буфер

Верхний кожух прижимается к упору, установленному на штоке гидравлического демпфера, и фиксируется в этом положении (так же как и нижний кожух) силой пружины.

К раме и к качающейся вилке амортизатор крепится болтами через резино-металлические втулки. Втулки смягчают толчки, получаемые рамой при максимальном ходе амортизаторов, и, кроме того, компенсируют небольшие перекосы, появляющиеся в узлах крепления п и работе задней подвески.

Детали пружинно-гидравлического амортизатора приведены на рис. 57.

Регулировка установочного усилия пружины амортизатора. Регулировка установочного усилия пружины амортизатора осуществляется перестановкой стопорных сухарей в нижнюю или Верхнюю канавку на наружном корпусе гидравлического амортизатора.

Обычно стопорные сухари устанавливают в нижнюю канавку. При установке стопорных сухарей в верхнюю канавку установочное усилие пружины увеличивается.

Профилактическое обслуживание. Профилактическое обслуживание пружинно-гидравлических амортизаторов заключается в периодической проверке затяжки болтов, крепящих их к раме и к качающейся вилке.

Очистка и смазка пружин и внутренних поверхностей кожухов производится минимально один раз в сезон. Для этого необходимо выполнить неполную разборку амортизаторов (пп. 1 - 3, см. ниже).

Пружины и внутреннюю поверхность кожухов следует смазывать смазкой 1 - 13 или солидолом.

Замена жидкости в гидравлическом амортизаторе производится через 15000 - 20000 км пробега при эксплуатации мотоцикла по дорогам с хорошим покрытием и через 10 000 км пробега при эксплуатации по проселочным дорогам.

Жидкость для заправки гидравлических амортизаторов задней качающейся вилки должна быть той же или несколько меньшей вязкости, что и для гидравлических амортизаторов передней вилки.

Для замены жидкости в гидравлическом амортизаторе необходимо проделать следующее.

1. Снять амортизаторы с мотоцикла.

2. Приложив усилие к нижнему кожуху, сжать пружину и вынуть освободившиеся сухари (рис. 56).

3. Разъединить освободившиеся кожухи, пружину и гидравлический амортизатор.

4. Закрепив гидравлический цилиндр за вилку 16 в тисках, вывернуть гайку 25 сальника.


Рис. 57. Детали пружинно-гидравлического амортизатора:
1 - шток с вилкой крепления амортизатора к раме мотоцикла; 2 - гидравлический цилиндр; 3 - клапан цилиндра; 4 - верхний кожух; 5 - пружина; 6 - упорное кольцо; 7 - нижний кожух; 8 - пластиковое направляющее кольцо; 9 - сухари; 10 - наружный корпус ги равлического амортизатора; 11 - фасонная шайба; 12 - гайка; 13 - нижний клапан гидравлического амортизатора; 14, - поршень гидравлического амортизатора; 15 - верхний клапан; 16 - пружина верхнего клапана; 17 - распорная втулка; 18 - втулка; 19 - рези овая прокладка; 20 - пружина лабиринтного уплотнения; 21 - фасонная шайба; 22 - лабиринтное уплотнение; 23 - резьбовая пробка; 24 - резиновый буфер; 25 - упор верхнего кожуха

5. Осторожно, чтобы не повредить резиновое уплотнение 7 под гайкой, потянуть за шток 26 и вынуть из корпуса 18 гидравлический цилиндр 11.

6. Вынуть шток 26 с направляющей втулкой 23 и поршнем 10 из рабочего цилиндра 11. Обычно это удается сделать руками, удерживая цилиндр в одной руке, а другой вытягивая шток с поршнем. Если из-за плотной посадки направляющей втулки 23 поршень н я вынуть из цилиндра, конец штока следует зажать за вилку 1 в тисках (цилиндр и шток зажимать в тисках нельзя) и двумя руками снять рабочий цилиндр.

7. Промыть все детали амортизатора в бензине и просушить.

8. Закрепить вилку 16 корпуса амортизатора в тисках, вставить рабочий цилиндр в корпус и залить по 25 см3 жидкости в рабочий (гидравлический) цилиндр и корпус амортизатора.

9. Не вынимая рабочего цилиндра из наружного корпуса, установить направляющую втулку 23 в рабочий цилиндр.

10. Осторожно заправить резиновое уплотнение 7 в кольцевую канавку, образовавшуюся между стенкой корпуса и буртиком втулки 23. Это можно сделать маленькой отверткой (но не острой).

11. Только убедившись в правильной посадке резинового уплотнения 7, плотно завернуть гайку 25 сальника.

12. Собрать пружинно-гидравлический амортизатор, предварительно очистив внутренние поверхности кожухов и пружину от ржавчины и грязи и обильно смазав их консистентной смазкой.

Сборку амортизатора следует производить с выдвинутым штоком в порядке, обратном разборке.

Если сборка производится без приспособления, можно прибегнуть к посторонней помощи, а для того чтобы замасленные руки не скользили по кожухам при сжатии пружины, нужно вымыть их в бензине. При установке сухарей нельзя забывать о том, что сошлифованна коническая поверхность должна быть обращена наружу и вверх.

Неисправности пружинно-гидравлических амортизаторов. Во время эксплуатации мотоцикла не следует допускать езды со стуком в задней подвеске, так как это сигнализирует либо о ненормальном режиме движения, либо о неполадках в работе пружинно-гидравличес их амортизаторов. Стуки возникают по различным причинам. Рассмотрим основные из них.

Очень часто даже у новых мотоциклов можно видеть потертые нижние кожухи задних амортизаторов, что происходит в результате выскакивания пластикового направляющего кольца из гнезда нижнего кожуха. Без направляющего кольца кожухи трутся друг о друга и стучат при езде.

Металлические стуки и скрежет в заднем амортизаторе могут быть и другого происхождения: стучат кожухи о пружину при недостатке смазки, может стучать и гидравлический амортизатор, если в нем недостаточно жидкости.

Основной неисправностью, вызывающей стуки в гидравлическом амортизаторе, может быть утечка амортизаторной жидкости через резьбу гайки 25 сальника гидравлического цилиндра или через лабиринтное уплотнение 24 (рис. 56).

Утечка амортизаторной жидкости обнаруживается при внешнем осмотре амортизатора по подтекам внизу наружного корпуса гидравлического цилиндра (под сухарями). Утечка жидкости из амортизатора нарушает его нормальную работу и может привести к поломке пружины. Поэтому при обнаружении утечки амортизатор нужно снять с мотоцикла и устранить неисправность. Одновременно следует произвести замену жидкости, причем сразу в обоих амортизаторах (независимо от состояния второго амортизатора). При наличии утечки в первую очередь следует проверить затяжку гайки 25 сальника (рис. 56): если гайка легко поворачивается, то утечка, вероятно, была через резьбу. В этом случае, чтобы ликвидировать утечку, бывает достаточно затянуть гайку 25 на корпусе амортизатора.

Если утечка происходит через резиновое лабиринтное уплотнение 24 штока, то для устранения этого дефекта нужно заменить лабиринтное уплотнение 24 и произвести при этом полную разборку амортизатора. Как правило, износ лабиринтного уплотнения (при норма ьной эксплуатации) свидетельствует об общем износе амортизатора. Поэтому при обнаружении утечки через лабиринтное уплотнение возможно потребуется замена ряда деталей или всего пружинно-гидравлического амортизатора в сборе.

Для того чтобы проверить работу гидравлического амортизатора, нужно проделать следующее.

1. Вдвинуть шток в гидравлический цилиндр амортизатора.

У исправного и нормально работающего амортизатора при медленном движении не должно быть заметного сопротивления, а при попытке резкого перемещения должно ощущаться небольшое сопротивление.

2. Выдвинуть шток из амортизатора. При этом у исправного амортизатора должно ощущаться заметное сопротивление.

Поломки пружин в амортизаторах задней подвески случаются, как правило, от неумелого вождения мотоцикла по плохим дорогам, да еще и значительно перегруженного. Поломка пружины в амортизаторе при движении мотоцикла определяется по возникновению стука в подвеске и легко обнаруживается при внешнем осмотре амортизатора.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.