Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы тренинга






Эта серия упражнений направлена на формирование одного из самых значимых аспектов личности, который становится решающим фактором самоопределения, а именно, перспективы своей жизни. Теоретическую ос­нову программы составляют исследования Жана Нюттена, который изучал взаимосвязь различных характеристик и типов временной перспективы и других аспектов поведения человека. Нюттен определил два основных ря­да характеристик временной перспективы человека: динамический и со­держательный.

К динамическим характеристикам он отнес

■ «длину» перспективы - степень удаленности планов человека от настоящего;

■ равномерность перспективы - представленность планов на раз­ные периоды жизни;

■ соотношение между вне-временными планами и планами, свя­занными с определенным периодом жизни;

■ наличие связи между перспективой и ретроспективой жизни че­ловека, степень согласованности всех «отрезкой» будущего ме­жду собой и с настоящим (прошлым).

Первый критерий, продленность перспективы, определяется по тому, как далеко «загадывают» люди. Представление человека о том, каким он будет через 10, 15, 20 и более лет, чтобы ему хотелось делать и т.д. - ос­новные показатели того, какова длина перспективы человека. Само сопро­тивление человека заданию представить себя более старшим и даже ста­рым свидетельствует о том, что «длина» перспективы своей жизни - в пер­вую очередь свидетельство зрелости идентичности человека, его готовно­сти принимать возможности и ограничения, которые приходят к человеку с возрастом. Для людей с ограниченными возможностями принятие своего возраста - довольно безболезненный по сравнению с принятием факта ин­валидности опыт выстраивания адекватной позитивно ориентированной идентичности.

По мнению Нюттена, человек планирует свое ближайшее будущее (ближайшие полгода или год), близкое будущее (следующие 5-6 лет) и от­даленное будущее. Изучение перспективы жизни людей с разной «истори­ей» показат, что в ситуации длительного дистресса многие уходят в две крайности: планируют или только ближайшее будущее (живут по принци­пу здесь и теперь) или уходят от планирования обозримого будущего в планы отдаленного будущего (мечты). Дисбаланс перспективы часто свя­зан с тем, что человек затрудняется в определении своей ресурсной базы. Отсутствие или недостаток каких-то ресурсов воспринимается здоровыми подростками как фатальность, для подростков с ограничениями в развитии или к тому же находящихся в закрытых учреждениях такая ситуация часто кажется безысходной. Развитие ресурсной базы представляется весьма важным направлением, но само по себе оно не имеет особой мотивирую­щей силы. Важно адресное развитие ресурсов в контексте замыслов и за­ветных желаний человека.

Перспектива может быть не только ограниченной или неравномерной, но и отсутствовать вообще - когда планы и устремления человека не свя­заны со временем. Стать сильным, быть умным, оставаться красивым, нра­виться другим, чтобы родители меня любили - все эти желания не связаны с определенным отрезком времени. Опыт показывает, что многие подрост­ки подменяют перспективу своей жизни таким вневременными желания­ми. Часто такое устремление выражено еще более явно, когда подросток хочет, чтобы все оставалось по-прежнему или, наоборот, все кардинально изменилось. Разбить такую преграду трудно - за нежеланием планировать свою жизнь обычно стоят довольно серьезные проблемы. В первую оче­редь такое отношение свойственно подросткам, оказавшимся в ситуации значительного дефицита внешних ресурсов - семейной поддержки, мате­риальных условий жизни, позитивной социальной среды. Дети, лишенные родительского попечения, те, кто оказались в ситуации психотравмы (не­ожиданной утраты, насилия) часто показывают подобное отношение к сво­ему будущему. Подросток попадает в замкнутый круг - он не может пре­одолеть последствий ситуации без того, чтобы сформировать представле­ние о своем будущем, но не может сделать этого, потому что поглощен пе­реживаниями настоящего. В стадии острого горя это и не требуется, но оп­ределенной части людей свойственно застревать на этих переживаниях и не переходить к позитивной работе горя. Часто движение к планированию своей жизни, пусть даже в игровых условиях, обсуждение того, что прида­ет жизни человека осмысленность становится основным путем преодоле­ния комплекса утраты. Следует отметить, что вневременные желания должны присутствовать в планах подростка, особенно если они отражают ценности и приоритеты человека, такие как стремление к доверительному, обоюдно полезному общению, развитию способностей, пониманию того, что происходит с человеком и вокруг него и т.д.

Перспектива жизни может быть противоречивой и согласованной. Этот критерий связывает динамические характеристики с содержательны­ми. Противоречие может проявляться в том, что в разные периоды буду­щего человек включает события, которые трудно совместить. Противоре­чивая перспектива в первую очередь свидетельствует о том, что подростку трудно выбрать между событиями и планами, требующими значительных усилий и выбора между ними. Чересчур согласованная перспектива также проблема - подросток видит будущее как туннель. Как раз такая проблема больше свойственна детям с ограниченными возможностями, чем отсутст­вие приоритетов. Важно расширить представление подростка о том, что может произойти, пробудить его интерес к разным сферам жизни.

Отличительной особенностью подростков, оказавшихся в ситуации ограничения возможностей, становится страх перед будущим, та позиция, которую принято называть потребительским отношением (от меня мало что зависит, все в Ваших руках), но за которой стоит существенный недос­таток опыт принятия решений, часто спровоцированный поведением взрослого окружения ребенка. Ответственность за свои поступки начинает формироваться рано - взрослым следует ориентировать детей и подрост­ков на умение предвидеть последствия своих действий, но не ждать, что подросток сходу станет самостоятельным. Понятие самостоятельности особенно трудно применить к подросткам с той или иной инвалидностью. Тем не менее, уверенность в том, что ребенку не обойтись без поддержки взрослого ни в какой ситуации, приводит к тому, что и возможные грани­цы самостоятельности существенно сужаются. Как же быть? Важно не жалеть тратить время на то, чтобы подросток мог обсудить и попробовать сделать что-то сам, в ситуации неуспеха находить средства адекватной об­ратной связи («Я вижу, не получилось, а что все-таки вышло неплохо?», «Что нужно изменить?», «Где мне стоило вмешаться?»).

Содержательные характеристики перспективы в первую очередь свя­заны с тем, что для человека важнее - он сам или сфера его коммуникаций. Устремления, связанные с образованием, профессиональным ростом, самореализацией вне сферы учебы и работы, составляют комплекс характе­ристик «Я и будущее». Указание на взаимодействие с друзьями, родствен­никами, выстраивание семейной жизни, изменение социального статуса (лидерство, популярность) составляют комплекс коммуникативных харак­теристик. Обычные подростки часто поглощены коммуникативными про­блемами и уделяют мало внимания самореализации. Преобладание в пла­нах подростка самореализации часто присуще тем, кто затрудняется в вы­страивании отношений. В любом случае доминирование того или иного аспекта перспективы предполагает, что нужно хотя бы обсудить с подро­стком причины этого доминирования и найти источники таких приорите­тов. Перед тренером часто встает дилемма - что принимать за действен­ную перспективу жизни, сбалансированный план, в котором есть место и коммуникации, и самореализации, или наличие четко выраженных при­оритетов. Представляется, что эта дилемма разрешается при анализе ре­сурсов подростка. Если подросток имеет возможность развивать свои спо­собности, он сам формирует приоритеты своих планов. Если он ограничен в ресурсах (в том числе, не владеет знаниями о том, как развивать свои способности), приоритеты становятся вынужденными, и тогда важно ис­кать пути оптимизации ресурсной базы подростка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.