Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по подготовке к семейной жизни детей с нарушениями пси­хики и интеллекта






Успешное развитие ребенка невозможно без наличия широких соци­альных контактов, постоянного общения с различными людьми. Дети с от­клонениями в умственном развитии так же, как и обычные дети, стремятся к разнообразному общению со сверстниками. Однако часто круг межлич­ностного общения нетипичных детей является ограниченным. Причинами этого, с нашей точки зрения, прежде всего выступает малое число контак­тов таких детей с обычными сверстниками. Родители часто стараются ог­радить круг общения своего ребенка, опасаясь, что его отношения с обыч­ными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык.

Отрицательной стороной такого подхода выступает «оранжерейное» воспитание ребенка, который растет в щадящих условиях. В будущем это может стать причиной развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает каким образом можно познакомиться, установить контакт, построить дружеские отношения.

Родители должны в полной мере пользоваться ситуацией, когда они могут находиться рядом с ребенком для формирования у него навыков об­щения. Общение предполагает как активные формы взаимодействия (орга­низация совместной деятельности), так и пассивные (например, слушание). Процесс общения будет наиболее продуктивным, если ребенок научится и тому и другому. Его первыми учителя могут стать родители, которые по­кажут как, например, можно организовать интересную совместную игру или как слушать человека, чтобы ему было приятно с Вами общаться. Наиболее распространенные варианты продуктивного взаимодействия с другими людьми представлены в различной литературе, которую без труда могут найти родители [59].

Жизнь ребенка не должна замыкаться только в кругу своей семьи или в специализированных учреждениях. Он должен так же, как и все дети, хо­дить в гости, посещать детские праздники, различные представления, спортивные мероприятия и по мере возможности в них участвовать[60].

Ребенку нужно не только помогать в установлении контактов со свер­стниками (например, подвести к ребятам, катающимся на горке), но и учить разговаривать с ними, задавать вопросы и отвечать на них, то есть вести беседу. Хорошо, если родители смогут познакомить ребенка практи­чески со всеми детьми там, где он обычно гуляет. При этом его нужно стимулировать к самостоятельному знакомству, к организации простых совместных игр с детьми (например, катание машинок или «выпечка» пи­рожков из песка). Широкий круг знакомства не только позволит ребенку чувствовать себя более уверенно, но и позволит найти друзей по интере­сам, увлечениям. С целью укрепления взаимоотношений детей, формиро­вания между ними теплых, дружеских связей важно постоянно создавать ситуации совместных переживаний, чтобы дети вместе радовались успе­хам или переживали неудачи. Этому способствует совместный просмотр мультфильмов, художественных фильмов, телепередач, совместные похо­ды в музей, на выставку, в лес.

Важным моментом является то, что родители должны подавать при­мер продуктивного общения. Желательно, чтобы мамы и папы познакоми­лись с родителями детей. Общение родителей не только выступит образ­цом коммуникации для ребенка, но и, возможно, позволит решить разные семейные проблемы, так как они часто схожи у многих семей. Известны случаи, когда вынужденное общение родителей на детских площадках пе­рерастало в дружбу семьями. Большой круг общения семьи как нельзя лучше способствует развитию и социализации маленького человека.

Учитывая, что детям с нарушениями психики и интеллекта, аутичным детям иногда сложно поддерживать длительные отношения со сверстни­ками, родители должны придти им на помощь. Прежде всего, это может проявляться в организации встреч детей в домашних условиях, либо вне дома (совместные прогулки). На первых порах родители могут не только просто следить за детьми, но и предлагать им различные виды игр, беседо­вать об окружающем мире, стимулировать любознательность детей, зада­вая им различные вопросы. Такие встречи в этом случае будут способство­вать не только хорошему проведению времени, но и развитию детей. Нуж­но постараться, чтобы дом ребенка был интересен для его сверстников, что потребует проявления творчества со стороны родителей.

Первый раз можно пригласить детей на какой-нибудь праздник ре­бенка (например, именины или день рождения). Дети будут благодарны взрослым, если те проявят творчество при подготовке и проведении празд­ника, если постараются сделать праздник для детей, а не для себя. Инте­ресны игры в поиски клада (подарка), когда по заранее заготовленной кар­те (схематичное изображение дома, квартиры), дети, отгадывая загадки, ребусы могут самостоятельно найти клад. Прекрасно украсят комнату раз­ных размеров и цвета воздушные шары, стенгазета, где представлен на фо­тографиях именинник с момента рождения до празднуемой даты. Нужно помнить, что дети любят двигаться, играть и им тяжело сидеть несколько часов за столом. Поэтому лучшим продолжением праздничного чаепития будут подвижные игры (прятки, сбивание кеглей, строительство самой вы­сокой башни). Замечательно если имеется возможность поиграть с детьми во дворе («догонялки», веселые эстафеты).

Также привлекательны для многих детей традиции, которые сущест­вуют в семье. В основе традиций, обычаев лежит всегда какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. В одних семьях, например, традиция празд­нования дня рождения реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для име­нинника, но и для всех присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка - повод для очередного взрослого застолья с обильными возлия­ниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднова­ния» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких лю­дей [61].

Во многих семьях до настоящего времени сохранилась традиция об­щесемейных трапез, которые восполняют недостаток живого общения ме­жду членами семьи в повседневной жизни. Всем детям без исключения нравятся традиции - торт по воскресеньям или чаепитие со сладкими пи­рожками в субботу. Также можно сделать традицией чтение сказок по ве­черам в выходные дни или рассказывание интересных историй, семейное рукоделие, составление генеалогического древа, создание домашнего теат­ра, коллекционирование цветов, листьев в гербариях, камней, марок. Будет здорово, если мамы и папы «откроют» в домашних условиях кружок «Умелые ручки» или «Лучший пекарь» (название кружков и виды дея­тельности в них зависят только от фантазии родителей). В этих кружках дети могут учиться делать поделки из бумаги, складывать пазлы, выши­вать или под руководством мамы печь печенья. Главное, чтобы организо­вывалась совместная деятельность ребенка с детьми, со взрослыми.

Конечно, всё это требует от родителей уймы сил, времени, но это ме­лочи по сравнению со счастливым будущим их ребенка.

Хорошим средством развития коммуникативных способностей, фор­мирования навыков общения выступает совместная деятельность ребенка с другими детьми. Проблемой здесь выступает то, что чаще всего нетипич­ные дети не могут в полной мере проявить свою индивидуальность в груп­пах, и вынуждены играть навязанные роли. Поэтому задачей родителей яв­ляется проявление внимания к позиции ребенка в группе, проведение ана­лиза его деятельности, роли в ней (какое место он занимает в группе? Все­гда ли ребенку интересно с ребятами? Какую деятельность предпочитают и одобряют в группе? Какова структура подчинения: каждый за себя или существует лидер? Кто является лидером?). Подобный анализ позволит не только определить действительное место ребенка в группе, увидеть на­сколько ребята считаются с его мнением, но и узнать основные виды деятельности группы, какие поступки одобряются, а какие порицаются, име­ются ли случаи унижения ребенка, побуждения его к противоправным действиям. При обнаружении негативных тенденций в общении ребенка необходимо постараться повлиять на сложившиеся межличностные отно­шения в группе (побеседовать с ребятами, высказать, что беспокоит; встретиться с их родителями). Если это не помогает - лучше всего огра­дить ребенка от общения с ребятами данной группы, переключив его на какое-нибудь интересное дело, постараться ввести его в иную группу (на­пример, записав в спортивную секцию, кружок, студию, ансамбль). При этом целью выступает не достижение высот в той или иной деятельности, а, прежде всего - организация продуктивного общения с другими детьми, расширение кругозора ребенка. Вполне допустимо, если ребенок за полго­да побывает в двух-трех секциях или кружках. Это позволит ему познако­миться с разными видами деятельности, увлечениями, узнать многих лю­дей, среди которых, возможно, он найдет себе друзей.

Часто обычные дети перепробуют множество видов деятельности, прозанимавшись в различных студиях, ансамблях, секциях, прежде чем найдут действительно интересное для них занятие.

Если родители видят, что у ребенка не складываются отношения с членами группы (секции, кружка) возможно, нужно обратиться с просьбой к руководителю, чтобы он больше внимания уделил ребенку, стимулиро­вал и поддерживал его контакты с другими детьми, учил его общению. Следует помнить, что отношение обычных детей к детям, которые непо­хожи на других в первую очередь определяется отношением взрослых. Ес­ли взрослые люди (родители, воспитатели, руководитель кружка, секции) воспринимают ребенка с ограниченными возможностями как странного, не знают как с ним себя вести, то и обычные дети начинают сторониться его, могут проявить агрессию. Поэтому крайне важно, чтобы взрослые относи­лись к нетипичному ребенку как к обычному, не выделяли его, не подчер­кивали его неудач, а наоборот подчеркивали успех. Возможно родителям придется переговорить с руководителем о изменении его отношения к их ребенку.

Крайне важным является включение ребенка в разнообразные формы деятельности детей. Необходимо всячески приветствовать посильное уча­стие в различных формах специально организованной досуговой деятель­ности в образовательных или реабилитационных учреждениях, в учрежде­ниях системы дополнительного образования детей (домах творчества, дворцах творчества юных, студиях, клубах). Учреждения данной системы были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонно­стей, способностей и интересов, социального и профессионального само­определения детей и молодежи. Желание ребенка самоутвердиться в дет­ском коллективе, среди сверстников может быть удовлетворено благодаря участию в художественной самодеятельности. Одни поют в хоре, другие занимаются в драмкружке, третьи - оформляют сцену для выступления, изготавливают костюмы и т. п. Вместе с тем от общей деятельности детей по подготовке выступления зависит в целом успех коллектива художест­венной самодеятельности, например на районном, городском или област­ном смотре-конкурсе, фестивале. Здесь наиболее естественным путем рас­крываются способности детей, которые нужно вовремя увидеть, поддер­жать, помочь развиться. В этом состоит особая задача руководителя круж­ка, студии. Любое проявление положительного отношения ребенка к заня­тию, желание участвовать в общем деле должны стимулироваться руково­дителем.

Психологический микроклимат, виды и содержание деятельности в учреждениях системы дополнительного образования как нельзя лучше способствует разностороннему развитию ребенка, раскрытию его способ­ностей, коррекции имеющихся отклонений, решению проблем межлично­стного общения, прежде всего благодаря организации взаимопомощи де­тей. Взаимодействие детей помогает им лучше понимать друг друга, выра­батывает элементарные умения общаться.

В широком спектре видов, направлений досуговой деятельности лю­бой ребенок всегда может найти то, что ему особо интересно, что позволя­ет наиболее полно реализовать его творческий потенциал. В рамках досу­говой деятельности легче создать ситуации успеха ребенку, меньше требо­ваний, которым надо следовать, проще проявить себя как личность. Ребе­нок с ограниченными возможностями может иметь достаточно высокий социальный статус даже в разновозрастных группах детей, так как он, на­пример, лучше всех рисует или поёт, сочиняет стихи, пишет картины, соз­дает картины и композиции из природного материала (засушенных листь­ев, цветов, коры и веток деревьев, желудей).

Популярность ребенка в группе сверстников прежде всего связана с тем, что ребенок может делать лучше других, насколько он успешен в тех видах деятельности, которые наиболее значимы для членов группы (круж­ка, студии). Следовательно, если ребенок стремится заслужить уважение других детей необходимо заниматься не только в кружке, но и в домашних условиях. Тем более что дома возможна помощь родителей в виде совета или показа выполнения каких-либо элементов задания (например, упраж­нение, картина, поделка, музыкальное произведение).

Таким образом, в целях формирования у ребенка продуктивных навы­ков межличностного общения необходимо постоянно расширять круг зна­комств ребенка, учить его диалогической беседе, установлению и под­держке дружеских отношений, развивать творческие способности, повы­шать самооценку за счет поощрения достижений ребенка.


Литература

1. «Любовь - самая прекрасная жизнь!» Минск: БелАПДИиМИ, 2003.

2. Айшервуд М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991.

3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможно­стями здоровья. Психологические основы: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4. Акивис Д.С. Отцовская любовь. М., 1989.

5. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом.-М.: Те­ревинф, 2004.

6. Амосов Н.М. Никитины Б.П. и Е.А. Рекомендации супругов Никитиных от года до школы. М., 1991.

7. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. М., 1995.

8. Афанасьева М. М. Семья: Учебное пособие для 9-10 классов средней шко­лы. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1988. - 225с.

9. Ачильдиева Е.Ф. Образ жизни городской семьи с ребенком-инвалидом // Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе / Под ред. Е.Ф. Ачильдиевой. М.: Станкин, 1997

10. Баракан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть: Тайны и загадки. М., 1996.

11. Блинков Ю.А., Губарев Е.А., Черных A.M. Основы формирования полно­ценной жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями. Курск, 1999.

12. Боздарев К.К. Единственный ребенок. М., 1988.

13. Бородулина СЮ. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

14. Брайнс Дж. Как общаться с инвалидами. М.: «Преодоление», 1993.

15. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. М., 1994.

16. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М., 1936

17. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. М., 1935

18. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

19. Гергишанов Т. Семейные будни, или нежность на каждый день: Пер. с болг. М., 1992.

20. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.

21. Государственный доклад " О положении детей в Российской Федерации. 2000 год". Министерство труда и социального развития РФ. М., 2000

22. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особыми нуждами. М., 1996.

23. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М: Ин-т социальной рабо­ты, 1996.

24. Денискина В.З. Коррекционный курс «Домоводство и самообслуживание» в старших классах для детей с нарушением зрения (методические ре­комендации). Уфа, 1996.

25. Дети с ограниченными возможностями здоровья: коррекция, адаптация, общение. М: «Дом», 1999.

26. Дименштейн Р.П., Кантор П.Ю., Ларикова И.В. «Особый» ребенок в Рос­сии. Как реализовать его права на образование и реабилитацию / Со­циально-педагогическая интеграция в России. Первые шаги / Под ред. А.А.Цыганок. М., 2001.

27. Духовно-нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя. Ч. 3. -Школьная Пресса, 2001

28. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного раз­вития детей. М.: Просвещение, 1995

29. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Формирование сексуальности - СПб.: Мир и семья, 2000. - 72 с.

30. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1990.

31. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребен­ку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2000.

32. Зотова A.M. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации // Дефектология, 1995. №3.

33. Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. СПб., 2000.

34. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. - Л.: " Медицина", 1988

35. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М.: " Педагогика", 1991

36. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Обш. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. М., 1989.

37. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В.Антоновой. М., 1995.

38. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. М.: Теревинф, 2003.

39. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Обш. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. М.: Про­гресс, 1989.

40. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. - М.: " Педагогика", 1980.

41. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. М., 1990.

42. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с откло­нениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1999.

43. Корчак Я. Как любить детей. М., 1991.Корчак Я. Как любить детей. Минск, 1980.

44. Кулагина Е.В. Тендерные проблемы адаптации семей с детьми-инвалидами // Народонаселение. 2003. № 4.

45. Кулагина Е.В. Домашний труд по уходу за детьми-инвалидами: проблемы замещения на институциональном уровне // Журнал исследований со­циальной политики. Т.2. 2004. № 1.

46. Кулагина Е.В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами // Со­циологические исследования. 2004. №6.

47. Кулагина Е.В. Семьи с детьми-инвалидами: социально-экономическое по­ложение (на примере Москвы) // Народонаселение. 2002. №1.

48. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: «Акаде­мия», 1999.

49. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1982.

50. Лапшин А.И., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1996.

51. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. М., 1990.

52. Лявшина Г.Х. Сексуальное воспитание детей и подростков. СПб.: «Изда­тельство «ДИЛЯ», 2003.

53. Малева Т., Васин С. Инвалиды в России - узел старых и новых проблем // «Рго et Contra». 2001. Т. 6. №3.

54. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / Книга для роди­телей. М., 1996.

55. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка де­тей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988

56. Медведева И.Я., Шишова Т.А. Книга для трудных родителей. М., 1994.

57. Мертус Дж. Права женщин - права человека. М., 1996.

58. Навстречу незрячему. - М., 1998.

59. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф, 1997.

60. Овладение инвалидами по зрению умениями и навыками самообслужива­ния и ведения домашнего хозяйства (методическое пособие). - Воро­неж, 1992.

61. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М., 1959

62. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.

63. положение (на примере Москвы) // Народонаселение. 2002. №1.

64. Положение инвалидов в Москве. М.: Медицина, 2004

65. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ. ред. В.Я.Пилиповского. М., 1992.

66. Права человека: Методика преподавания в школе. Пермь, 1999.

67. Правовые, организационные и методические основы формирования и реа­лизации индивидуальной программы реабилитации инвалида. Мето­дические рекомендации для специалистов Государственных служб МСЭ и реабилитации инвалидов. М., 2000.

68. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солн­цевой и В.З. Денискиной. М., 2004.

69. Разумихина Г. П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу " Этика и психология семейной жизни". - М.: Просвещение, 1986.- 208с.

70. Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста счастлив: Материалы к программе

71. " Этика и психология семейной жизни". Вып. 2. - Школа-Пресс, 1999.

72. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. М.: Владос, 2002.

73. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.

74. Силласте Г.Г. Социальная адаптация семей с онкологически больными детьми // Социс. 1997. № 1.

75. Ситаров В., Маралов В. Психология и педагогика ненасилия. М., 1997.

76. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Саратов: СГУ, 1996.

77. Собкин B.C. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жиз­ненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997.

78. Соколова Н.Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошко-льников.М., 1983.

79. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и дру­гими. Тренинг толерантности для подростков. М., 2000.

80. Социальная работа / под ред. В.И.Курбатова. Ростов на Дону: «Феникс», 1999.

81. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.

82. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974.

83. Торе Дела А. Ошибки родителей / Пер. с итал. Ю.Азарова. М., 1993.

84. Флоренская Т.А. Мир дома твоего: Материалы к программе " Этика и пси­хология семейной жизни" в новой, 1997 г., редакции. Вып. 5. - Шко­ла-Пресс, 1999

85. Фурутан А.А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям: Пер. с англ. М., 1992.

86. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

87. Чарова О.Б., Савина Е.А. особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология, 1999. №5.

88. Шапиро Б.Ю. Половое воспитание, сексуальное образование и подготовка к семейной жизни // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. /Под ред. A.M. Панова и Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной ра­боты, 1997. Т. 2. С. 131-137

89. Шапиро Б.Ю. Психолого-педагогические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни. - М.: " Знание", 1983

90. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002. 496 с.

91. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта. СПб., 2000.

92. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилита­ция детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995.

93. Этика и психология семейной жизни / Под ред.И.В.Гребенникова -М.: " Педагогика", 1987.

 


Интернет-ресурсы

1. https://r-komitet.narod.ru/obraz/obr_sex_edu.htm

2. Вебсайт Городской общественной организации родителей-детей-инвалидов Санкт-Петербурга https://www.gaoordi.ru/publish/id/000402.shtml

3. Вебсайт профессора Суворова, инвалида с детства https://www.asuvorov.narod.ru

4. Вебсайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспекти­ва» https://perspektiva-inva.ru

5. Виртуальный центр независимой жизни молодых инвалидов Магаданской области https://independentfor.narod.ru/

6. Деточка.га https://detochka.ru

7. Здоровый родитель https://www.parents.ra/baby-entiy.html

8. Знайка. Детский торговый портал, https://znaika.com.ua/

9. Интер-педагогика https://www.mter-

10. pedagogika.ru/shapka.php? sect_type=T l& menu_id=106

11. Информационный сервер на русском языке в Германии https://www.partner-inform.de/www/modules.php? name=News& file=article& sid=861

12. Кац М., Гиль Д. Руководство по взаимодействию родителей ребенка с СДВГ и школы https://adhd-kids.narod.ru/articles/coop_parents_and_school.html

13. Мама и малыш https://www.7ya.ru/pub/law/dayoff.asp

14. Милосердие.Ru. Сайт епархиальной комиссии Москвы по церковной соци­альной деятельности

15. https://www.miloserdie.ru/index.php? ss=4& s=19& id=522 Наши дети https://www.all-about-child.com/

16. Отдыхайте с нами. Сайт для всей семьи, https://www.mykids.narod.ru

17. Раннее развитие детей. Информационный портал для заботливых родите­лей https://www.danilova.ru

18. Ресурсы для родителей, детей и педагогов https://kastaliya.narod.ru/kastaliya_ssilki.html

19. Родитель.ru https://parent.fio.ru/news.php? n=13208& c=1015

20. Российская ассоциация " Планирование семьи". https://www.medinfo.ru/this/sem/8sem/index.phtm]

21. Сайт родителей детей с СДВГ - синдромом дефицита внимания с гиперак­тивностью или без неё https://adhd-kids.narod.ru/index.html

22. Социально-психологический центр Я+Я https://www.iplusi.ru/12.htm

23. Танцующая планета. Вебсайт о танцах на инвапидных колясках https://dancingplanet.narod.ru/

24. Форум https://disability.ru

25. Эти дети.ru - https://www.eti-deti.ru/st_obchen_9.html


Приложение.
Методики подготовки детей-инвалидов к взрослой жизни

Подготовка детей-инвалидов к семейной жизни: программа за­нятий для родителей и специалистов. Библиотерапия: приемы работы. Тренинг временной трансспективы. Школа-мастерская как форма эффективной социализации подростков и молодых людей с серьезными нарушениями развития. Школа правовых знаний

Приложение 1. Подготовка детей-инвалидов к семейной жизни Программа занятий для родителей и специалистов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.