Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чего я хочу.






Рекомендации тренеру: Следующий этап работы - анализ содержания желаний. Чаще всего подростки сосредотачиваются на общении, матери­альном благополучии и досуге. Можно обсудить с подростком, к чему приведет сосредоточенность на таких желаниях.

Работа с негативно сформулированными желаниями
(«не хочу попасть в больницу...»)

Особое внимание следует уделять желаниям, которые сформулирова­ны негативно - не попасть в больницу, не голодать, не зависеть от других, не получать плохих отметок, не пить. Проблема состоит в том, что когда мотивы достижения подменяются мотивами избежания (а именно это про­исходит, когда подросток желает не достигнуть позитивного результата, а избежать негативного), подросток сам задает себе отрицательную перспек­тиву. Не секрет, что часто и взрослое окружение располагает подростка вести себя именно так.

Негативно сформулированные желания мало что дают подростку в качестве мотивации, поскольку чаще всего такие желания связаны с запре­тами и ограничениями. Как же прорабатывать желания сформулированные как «не...»? В первую очередь попробовать переделать их в положитель­ные - например, если подросток пишет «Не получать плохих отметок», спросите его, а какие положительные отметки он хотел бы получать, а на какие он может рассчитывать уже сейчас, а как сильно ему придется по­теть, чтобы получать совсем хорошие отметки.

Если подросток прописывает желания «не болеть», «не сидеть сложа руки», «не расстраиваться по пустякам» - поработайте над тем, что стоит за таким антипсихологическим поведением по отношению к себе: стерео­типы, внушенные средой (что это за пустяки, из-за которых ты расстраива­ешься, но думаешь, что не должен); социальная несправедливость (бед­ность, сиротство); склад поведения (сначала сделать что-нибудь, а потом думать). После определения причины (или комплекса причин) важно обсу­дить с подростком возможные противовесы - например, для многих спорт­сменов стремление к победе останавливает курение. А что в жизни подро­стка может остановить его от поведения, которое вредит его внутренней свободе? Важно, чтобы эти барьеры во многом зависели от самого подро­стка, поэтому если он говорит о хорошей семье, понимающей девушке или парне, попробуйте определиться с тем, что зависит от него в налаживании семейных отношений и общении с девушкой. Один тонко чувствующий подросток в ходе тренинга сказал, что с радостью будет осваивать профес­сию, но боится строить отношения с девушками, потому что в этой сфере от него зависит мало. В ходе работы было выяснено, что может привлекать девушек, а чем стоит привлекать девушек, почему не стоит ломать свое ес­тественное поведение, чтобы стать привлекательным для других и т.д. - т.е. подростку было показано, что и в сфере отношений у него есть ресур­сы совладать с ситуацией, если не управлять ею. Важно показать подрост­ку, что смысл отношений часто содержится и в их непредсказуемости оп­ределенной доли бесконтрольности.

Особенность негативно сформулированных желаний состоит и в том, что они не приводят к активным действиям, а также не показывают, как именно человек не попадает в ту или иную неприятную для него ситуа­цию. Негативно сформулированные желания могут отражать значимый эмоциональный опыт подростка («чтобы меня не бросали», «не предава­ли», «мама не ругалась», «папа не пил»). Эти желания - предмет особого обсуждения. Такие желания - попытка уйти от необходимости брать от­ветственность на себя, в то же время, такие желания часто отражают ис­точники инфантильности подростка. Попробуйте обсудить с подростком проблему границ его ответственности - за что отвечает он (может и дол­жен), а за что он отвечать не может.

Слабость дальних целей («сейчас оторваться, а потом...?»)

На этом этапе работы можно попросить подростка, чья перспектива перегружена сиюминутными радостями, описать идеальную жизнь. Собы­тийный ряд жизни составляется самим подростком - «Расскажи историю идеальной жизни, т.е. такой жизни, которая, на твой взгляд, была бы без изъянов. Эта история должна начинаться с твоего возраста. Ты можешь окончить рассказ в любой момент на любом событии. Единственное огра­ничение - твой рассказ должен охватывать 10-12 лет жизни человека. Ты не ограничен в выборе внешних и внутренних условий жизни». Далее спе­циалист предлагает подростку на отдельных карточках выписать важные события жизни с указанием возраста, когда это событие происходит. После этого карточки раскладываются в хронологическом порядке - подростку предлагается еще раз подумать, не хотел бы он дополнить этот рассказ ка­кими-то еще событиями. Если он затрудняется, специалист предлагает на­бор карточек с возможными событиями жизни:

1. Получить образование

2. Найти работу

3. Получить повышение по службе

4. Поддерживать хорошую физическую форму

5. Создать семью

6. Воспитывать своих детей

7. Увлекаться чем-либо

8. Помогать своим родителям (родственникам)

9. Пережить сильную любовь

10. Стать хорошим семьянином

11. Научиться зарабатывать деньги (честным? Законным?) путем (так, чтобы и деньги были, и интересно было)

12. Работать над собой - думать, читать, чувствовать

13. Путешествовать

После выстраивания окончательного варианта задайте подростку следую­щие вопросы:

1. Как бы связал события придуманной тобой жизни между собой?

2. Какие ресурсы тебе понадобятся, чтобы достигнуть каждой из це­лей?

3. Что может помешать достигнуть ту или иную цель?

4. Какие из целей кажутся тебе более реальными, а какие менее?

5. Если бы ты мог оставить 3 самых главных события, то чтобы ты ос­тавил в твоей истории?

6. Как бы ты связал эти три самых главных события между собой?

7. Каких событий в идеальной жизни быть не должно? Как бы ты это мог (могла) объяснить?

Не нужно специально обращать внимание подростка на различия его списка желаний и его же описания идеальной жизни. Скорее всего, если перспектива перегружена не значимыми желаниями, то идеальная жизнь описывается исключительно как совокупность позитивных результатов правильной жизни - свой дом, хорошая семья, большой заработок и т.д. Тем не менее, описание идеальной жизни - это еще и ощущение спокойст­вия и уверенности, которое так важно для подростка.

Важным критерием обоснованности и силы перспективы становится степень конкретности желаний (сравните: «хорошо учиться» - «понимать новый материал и уметь им пользоваться на практике»; «найти работу» -«поступить на работу в престижную фирму»). Важно, чтобы желания под­ростка были конкретизированы - попросите самого подростка оценить, ка­кие желания сформулированы конкретнее, а какие - туманнее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.