Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вводная часть






Цель: введение в проблему.

Знакомство. Принимаются правила работы в группе.

Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе (например, использовать псевдоним) [3].

 

Упражнение «Снежный ком»

 

Упражнение «Сосед справа, сосед слева»

Цели:

  1. создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
  2. повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам, и так далее.

 

Упражнение «Чем мы похожи»

 

Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или: мы похожи тем, что мы жители Земли; или: мы одного роста)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех про, пока все члены группы не окажутся в кругу [3].

 

Упражнение «Комплименты»

 

Упражнение «Что такое “толерантность”»

Цели:

  • дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;
  • показать многоаспектность понятия «толерантность».

Процедура проведения. Ведущий делит участников на группу по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выбрать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представить от каждой группе знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

Рефлексия занятия.

 

Занятие 2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ЧТО ЭТО? (часть II)

 

Разминка.

Упражнение «Общий ритм»

 

Цель: повышение сплоченности группы.

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним – следующий и т. д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди [3].

 

Упражнение «Эмблема толерантности»

Цели:

  1. продолжение работы с определениями толерантности;
  2. развитие фантазии, экспериментальных способов самовыражения.

 

Упражнение «Пантомима толерантности»

 

Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа полусчает одно из определений толерантности, вывешенных на доске.

Задача: пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком определении идет речь.

Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:

  • Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?
  • С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

Упражнение «Лукошко»

Цели:

  • работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциального ряда;
  • развитие фантазии, творческого мышления.

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находится различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности [3].

Рефлексия занятия.

 

Занятие 3. ТОЛЕРАНТНОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ

 

Цель: дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.

Разминка.

 

Упражнение «Превращения»

 

Цель:

  • самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств. Процедура поведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:
  • «Если бы я был книгой, то я был бы … (словарем, томиком стихов…)»
  • «Если бы я был едой, то я был бы … (кашей, пирожком, картошкой…)»

 

Упражнение «Черты толерантной личности»

Цели:

  • ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;
  • дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

На заполнение опросника дается 3-5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланка, опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Чисто ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы) [3].

 

Лекция «Чем отличается толерантная личность от интолерантной»

 

Цель: ознакомление с представлениями психологов о толерантной личности.

 

Упражнение «Волшебная лавка»

 

Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантным людьми.

Рефлексия занятия:

  • Какие качества присущи толерантной личности?
  • Какие качества характерны для интолерантной личности?
  • Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности?

 

Занятие 4. Я И ГРУППА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ. ЧУВСТВО СОБСТВЕНООГО ДОСТОИНСТВА

 

Цели:

  • показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим;
  • показать, как толерантность к другим вырастает из толерантности к себе и толерантности по отношению к партнерам по группе;
  • показать к функцию роль чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности;
  • поддержать процесс формирования у старшеклассников позитивной самооценке;
  • дать возможность подростку осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие;
  • показать, какими способами можно сделать общение толерантным.

Разминка.

 

Упражнение «Построиться по росту»

Цель: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе.

Процедура проведения. Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту.

Упражнение «Аплодисменты»

 

Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

 

Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на «черный день»

 

Цели:

  • развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
  • развитие способности к самоанализу.

 

Упражнение «Неуверенный – уверенный - самоуверенный»

 

Цель: дать опыт проживания психологических состояний неуверенности, самоуверенности, уверенности в себе; исследовать стили общения, соответствующие эти состояниям [3].

Процедура проведения. Ведущий разбивает участников на пары. Один из партнеров исполняет роль самоуверенного, а другой – неуверенного в себе человека. Каждый из них должен принять такую позу, чтобы всем было видно, кто какую роль исполняет.

Затем участники обмениваются ролями и повторяют процедуру вновь.

После этого ведущий предлагает обоим партнерам по пробовать почувствовать себя уверенными людьми, которые ни над кем не возносятся. Далее идет обсуждение и анализ упражнения.

Упражнение «Нобелевская премия»

 

Цель: повышение социальной компетентности подростков, переживание ситуации «ответственности перед чело­вечеством», работа с мечтами и фантазиями о будущем [3].

Процедура проведения. Ведущий рассказывает участникам о Нобелевской премии, а затем записывает на доске вопросы, на основе которых участники группы могут построить свое выступление. Речь каждого «лауреата» вознаграждается аплодисментами. После выступления участники группы задают свои вопросы «лауреату». Члены группы, которые не успели представить свои достижения, могут кратко назвать свою номинацию и объяснить, за что они получают премию.

Рефлексия занятия.

 

Занятие 5. Я И ГРУППА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ И ДРУГИМ. САМОПОЗНАНИЕ

 

Разминка.

Упражнение «На какого сказочного героя я похож?»

 

Цель: возможность самовыражения и самораскрытия в метафорической форме, получение обратной связи от участников группы, формирование навыков точного меж­личностного восприятия.

Упражнение «Пять добрых слов»

 

Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку.

Процедура проведения. Каждый из вас должен обве­сти свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя. Работа заканчивается обсуждением результатов.

 

Упражнение «Что моя вещь знает обо мне»

Цели:

  • самораскрытие, самопознание;
  • повышение внутригруппового доверия.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Один из участников берет в руки какой-то из своих предметов и от лица этого предмета рассказывает о своем хозяине. Например: «Я — Катина булавка, я знаю ее не так давно, но могу рассказать о ней...». Таким же образом рассказывают о себе все участники группы.

 

Упражнение «Какой Я?»

 

Цель: дать возможность подростку осознать себя и увидеть, насколько соответствует его Я-образ тому, каким его видят окружающие [3].

Рефлексия занятия.

 

Занятие 6. Я И ГРУППА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ И К ДРУГИМ. ТОЛЕРАНТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Разминка.

Упражнение «Это здорово!»

 

Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Процедура проведения. Кто-нибудь выходит в круг и скажет о любом своем качестве, умении или таланте (например, «я обожаю танцевать», «я умею прыгать через лужи»). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец. В круг участники выходят по очереди.

Упражнение «Порадуй меня»

 

Цель: развитие социальной интуиции, чувствительности, понимания другого человека.

Процедура проведения. В центр круга приглашается один из участников. Предполагается, что у него сегодня день рождения. Задача всех остальных — доставить ему радость. Каждый из участников решает, что ему подарить: вещь, или событие, или что-то еще (например, гоночный автомобиль, кругосветное путешествие, виллу на побережье, пятерку по математике). Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает в награду улыбку от «именинника». Затем становится «именинником» и получает подарки другой участник [3].

 

Упражнение «Замороженный»

 

Цель: совершенствование навыков эмоционального контакта.

 

Упражнение «Как быть толерантным в общении»

 

Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Процедура проведения. Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций — кто-то обижается, кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого? Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой — в роли обидчика. Участники должны разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации. Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду [3].

Схема достойного выхода из ситуации:

  1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах...»
  2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «...я почувствовал себя неудобно...»
  3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «...поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей....»

Это объяснение является продолжением и закреплением предыдущего.

  1. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: «... тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

Предложите выполнить это задание нескольким парам участников.

 

Упражнение «Я-высказывание — Ты-высказывание»

 

Цели:

  • научиться толерантно выражать свои негативные чувства, такие, как недовольство, обида, огорчение и т. п.;
  • сделать общение более непосредственным и свободным.

Рефлексия занятия.

 

Занятие 7. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ДРУГИМ: РАЗНЫЕ МИРЫ (часть I)

 

Цели:

  • показать масштабы и опасность проявлений нетерпимости между народами и культурами;
  • дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур;
  • развить социальное воображение и социальную перцепцию, сформировать навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями другой культуры, людьми, исповедующими другие взгляды, помочь осознать многообразие культур.

Разминка.

Упражнение «Угадай цвет по жесту»

Цель: развитие невербальной экспрессии.

 

Упражнение «Карта нетерпимости»

Цели:

  • показать, насколько широко распространена ииго-лерантность в мире и как она опасна;
  • стимулировать у старшеклассников заинтересованность в поисках путей выхода из глобальных конфликтов.

Процедура проведения. Ведущий и участники перечисляют «горячие точки» планеты и обозначают их на карте с помощью флажков.

Обсуждение:

  • Можно ли оправдать конфликты, приводящие к человеческим жертвам?
  • Каковы основные причины конфликтов?
  • Какие вы могли бы предложить способы, помогающие избежать или не допустить возникновения «горячих точек»?

 

Упражнение «Групповая картинка»

Цели:

  • осознание стереотипов поведения различных групп;
  • активизация, повышение настроения у участников группы.

Процедура проведения. Группа делится на подгруп­пы из трех-четырех человек. Каждая подгруппа выбирает какую-то национальность, народ, этническую группу и придумывает, как ее изобразить так, чтобы остальные участники могли отгадать, что это за национальность.

 

Упражнение «Паутина предрассудков»

Цели:

  • показать, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков;
  • дать старшеклассникам возможность научиться ока­зывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Процедура проведения. Ведущий просит участников вспомнить и назвать какой-либо народ, который традиционно является объектом насмешек и анекдотов, предлагает кому-то из участников сыграть роль выбранного народа. Этот участник садится в центре круга на стул, а остальные начинают рассказывать о названной националь­ности анекдоты, основанные на отрицательных стереотипах и предрассудках, или высказывать бытующие негативные представления. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, представляющего «народ», веревкой, как бы опутывая «паутиной предрассудков», до тех пор, пока тот не сможет пошевелиться [3].

 

Игра «Карамбия»

Цели:

  • предоставить подросткам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия межкультурного непонимания;
  • помочь осознать, что успешное общение с представителями другой культуры невозможно без знания ее норм и правил.

Процедура проведения. Из числа участников выберите двух-трех членов группы, которые будут в этой игре выполнять роль «посланников». Не заостряя на этом внимания, ведущий должен так подобрать посланников, чтобы они различались между собой по значимым внешним признакам: например, мальчиков и девочек. «Посланники» удаляются в другую комнату. Там они получают инструкцию и на ее основе готовят вопросы для группы. Пока посланники выполняют задание, дайте всей группе следующую инструкцию: «Мы — карамбийцы. Мы должны следовать трем правилам, которые действуют в нашей стране:

  • Мы можем говорить только с человеком того же пола, что и мы сами.
  • В нашем словаре всего два слова — «да» и «нет».
  • Наш ответ на вопрос зависит от того, улыбается тот, кто нас спрашивает, или нет. Если человек улыбается, мы отвечаем «да», если не улыбается, отвечаем «нет».

Ведущий должен убедиться в том, что участники усвоили правила.

Начните игру, когда «посланники» готовы. Приглашайте их по одному, так, чтобы другие посланники не знали, какие вопросы задают его коллеги.

После опроса каждый из посланников представляет свой отчет о культуре Карамбии и ее жителях.

После обсуждения вопросов «карамбийцы» могут рассказать посланникам о правилах поведения и общения, принятых в их культуре [3].

Рефлексия занятия.

 

Занятие 8. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ДРУГИМ: РАЗНЫЕ МИРЫ (часть II)

 

Игра «Неведомые миры»

Процедура проведения. Минимальное вмешательство со стороны ведущего, творческий, исследовательский характер игры позволяет подросткам в полной мере ощутить особенности взаимодействия между представителями разных групп, существенно различающихся между собой в культурном, социальном, идеологическом плане. Перед началом игры все участники разбиваются на две команды. Когда команды окончательно сформированы, можно начинать игру. Игра состоит из трех этапов [3].

Этап 1. «Создание миров». Команды составляют «легенду» своего мира.

Этап 2. «Встреча». Команды собираются в одной комнате.

Далее происходит поочередная презентация «миров». Презентации лучше проводить по определенному плану. Сначала «хозяева» сообщают название своего мира, учат гостей принятому в их цивилизации приветствию, показывают портрет обитателя и рассказывают о нем, знакомят гостей со своим-законодательством. В заключение гостей угощают блюдами инопланетной кухни, обучают «национальному» танцу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.