Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В 1994 г. Министерство образования Украины утвердило образовательно-профессиональную программу высшего образо­вания по направлению «Право», специальности «Правоведение».






В 1994 — 1997 г. г. Национальным университетом внутрен­них дел (г. Харьков) была утверждена квалификационная ха­рактеристика специалиста-выпускника таких специальностей: следственно-криминалистическая (следствие в ОВД); следствен­но-криминалистическая (дознание в ОВД); информационно-ана­литическая (обеспечение деятельности ОВД); оперативно-эконо­мическая; финансы и кредит; бухгалтерский учет и аудит; административный менеджмент; информационные системы в ме­неджменте; практическая психология; социальная работа; право­охранительная деятельность.

Квалификационный паспорт юриста-специалиста закрепля­ет стандарт качества профессиональной юридической подготов-


Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 87

ки соответственно специальности и квалификации, которая присваивается выпускнику. Он является основным норматив­ным документом, отражающим цели, содержание и результат профессиональной подготовки юриста данной специальности:

• устанавливает систему типовых задач (профессиональ­
ных, социально-служебных и нравственно-психологических), к
решению которых должен быть готов юрист на определенном
этапе юридической подготовки (бакалавр, специалист, магистр);

• включает показатели необходимого уровня овладения
профессиональной деятельностью;

• содержит определения, каким параметрам он должен от­
вечать, какими личными и профессиональными качествами он
должен обладать (состояние здоровья, психические качества, мо­
рально-этические установки и др.), то есть дает краткую про-
фессиограмму
(описание профессии).

Квалификационный паспорт содержит общую характери­стику юриста-специалиста как социальной индивидуальности. Этот стандарт одинаково обязателен для всех учреждений об­разования по данной специальности.

Квалификационный паспорт юриста-специалиста струк­турно состоит из трех частей:


Раздел П. Юрист, гражданское общество и государство

Чрезвычайно важно произвести правильный профессио­нальный отбор абитуриентов, выявить их способности и подго­товленность — овладение системой знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения учебных дисциплин в вузе, а также соответствие их психологических качеств избранной профессии. Умения — это знания в их практическом применении, то есть приобретенная юристом-студентом (курсантом, слушателем) способность целеустремленно и творчески пользоваться своими специальными знаниями в процессе практической юридической деятельности.

Система знаний студента (курсанта, слушателя) приобре­тается в процессе выполнения утвержденной учебным заведени­ем учебной программы: посещение курсов лекций, участие в семинарских и практических занятиях, самообразование, сдача зачетов и экзаменов (в том числе выпускных) по определенно­му количеству учебных дисциплин за годы обучения. Этот упо­рядоченный набор знаний составляет нормативное содержание профессиональной образовательной программы (система знаний, перечень учебных дисциплин, государственная аттестация) и определяется системой умений, содержащихся в квалификаци­онном паспорте юриста-специалиста. Основами образования можно считать такие: учиться, чтобы знать; учиться, чтобы делать; учиться, чтобы жить вместе с другими; учиться, чтобы быть.

От юриста-выпускника требуются такие профессионально-правовые умения:

1) толковать и применять законы и другие нормативные пра­
вовые акты;

2) обеспечивать соблюдение законодательства в деятельно­
сти государственных органов, физических и юридических лиц;

3) юридически правильно квалифицировать факты и обстоя­
тельства;

4) разрабатывать документы правового характера; осу­
ществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;
давать квалифицированные юридические заключения и консуль­
тации;


Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 89

5) принимать правовые решения и совершать иные юриди­
ческие действия в точном соответствии с действующим законо­
дательством;

6) вскрывать и устанавливать факты правонарушений; оп­
ределять меры ответственности и наказания виновных; предпри­
нимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

7) систематически повышать свою профессиональную квали­
фикацию, изучать законодательство и практику его применения,
ориентироваться в специальной литературе1.

Выпускник, получая высшее юридическое образование, должен соответствовать следующим деонтологическим норма­тивам:

— руководствоваться принципом верховенства права,
знать и уважать законы, нетерпимо относиться к любому их на­
рушению в собственной профессиональной деятельности;

— уметь организовать свою деятельность, самокритично
оценить ее результаты, быть убежденным в необходимости по­
стоянного профессионального самосовершенствования, уметь
аккумулировать и применять на практике новую информацию;

— быть справедливым и гуманным, уважать нравственные
ценности, быть способным к сопереживанию и милосердию,
нести ответственность за судьбы людей;

— уважать чужое мнение, в случае глубокой убежденнос­
ти в правоте уметь отстаивать собственное мнение, проявлять
твердость и независимость в отстаивании своих суждений, не бо­
яться смелых идей;

— быть способным поставить себя на место другого че­
ловека (клиента) и оценить ситуацию с этой позиции;

— обладать гражданской зрелостью, быть политически
активным и психологически стойким, проявлять твердость мо­
ральных и идейных убеждений, культивировать в коллективе
плюрализм мнений, дискуссию, инициативу;

1 См.. Государственный образовательный стандарт высшего профессионально­го образования (специальность 021100 — юриспруденция, квалификация— юрист) // Юридическое образование и наука. — 2000. — № 1 — С. 2—3.


Раздел II Юрист, гражданское общество и государство

— обладать чувством долга и ответственности за пору­
ченное дело, необходимой волей и настойчивостью в исполнении
принятых решений, уметь создать команду единомышленников;

— быть собранным и уравновешенным, способным кон­
центрировать и быстро переключать свое внимание.

Только высокая правовая квалификация, психологические, моральные, политические и эстетические нормативы культуры юристов создают надежные профессиональные основы, необхо­димые для построения демократического социально-правового государства в Украине.

2.12. Переподготовка и повышение квалификации юридических кадров

#

Повышение квалификации юридических кадров — это обу­чение с целью последовательного обогащения новыми знания­ми и развития умений, необходимых для эффективного решения задач практической юридической деятельности.

Переподготовка — это обучение, осуществляемое с целью получения новой специальности или в случае перемещения на другую (родственную) работу, выполнение которой требует но­вых знаний, умений и навыков.

Юрист обязан постоянно повышать свой профессиональ­ный уровень как самообразованием, так и периодическим про­хождением курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации1. Формирование правовой системы и системы социально-политического и экономического управления в Украине обусловливает острую потребность в переподготов­ке управленческих кадров на фундаментальной юридической ос­нове с учетом как традиционного, так и инновационного отечественного и зарубежного опыта.

1 В 1997 г. в Украине утверждено Положение о системе подготовки и повыше­нии квалификации государственных служащих и Положение о едином порядке подготовки, переподготовки и повышении квалификации руководителей государ­ственных предприятий, учреждений и организаций.


Раздел II Юрист, гражданское обществ о и государство_______________________ 91

Основное назначение повышения квалификации юридичес­ких кадров — постижение изменений в законодательстве и нор­мативно-правовой базе, относящейся к сфере профессиональной деятельности, последовательное совершенствование профес­сионального мастерства, изучение и использование позитивно­го отечественного и зарубежного опыта в работе.

Переподготовка и повышение квалификации юридических кадров происходит в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми государством при подборе и расстановке кадров:

1) иметь высокий уровень профессионального образования
и твердые гражданские установки, т.е. честно исполнять свой
профессиональный долг — служить людям;

2) обладать глубокими знаниями Конституции Украины,
законов и осознавать свое социальное назначение — стоять на
страже законности и правопорядка, защищать социальную спра­
ведливость;

3) иметь не только гражданство Украины, а быть гражда­
нином своего Отечества, обладать самостоятельностью, способ­
ностью взять ответственность на себя и довести начатое дело

до конца.

Успешное функционирование всей правовой системы об­щества, правопорядок в государстве в значительной степени зависят от квалификации специалистов, от совершенствования форм и методов их подготовки и переподготовки. В условиях реформирования правовой системы Украины, изменения законо­дательства, роста научных и технических достижений юристу необходимо регулярное информирование об изменениях и достиже­ниях в своей профессии, в законодательстве. Украина нуждается в гибкой системе переподготовки и повышения квалификации специалистов по новым направлениям развития юридической на­уки и юридической практики. Важно оптимизировать сроки и пе­риодичность обучения в системе последипломного образования, предусмотреть обязательное повышение квалификации работни­ков и специалистов суда, органов юстиции, прокуратуры, дру­гих сфер государственной службы не менее одного раза в 4—5 лет. Известно, что если юрист на протяжении 5 лет не практи-



Раздел II Юрист, гражданское общество и государство


кует и не занимается самообразованием, он полностью утрачи­вает квалификацию.

Непрерывность профессиональной подготовки юриста лю­бой специализации обеспечивается постепенно по такой системе:

1. Начальная подготовка (в вузах).

2. Повышение квалификации.

3. Переподготовка.

4. Стажировка.

5. Служебная подготовка.

6. Обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре.

7. Самостоятельная подготовка.

Центры переподготовки и повышения квалификации юри­дических кадров в Украине имеются во всех сферах приложе­ния их труда — судебной, прокурорской, нотариальной, адвокатской и других. Повышают свой профессиональный уро­вень прокуроры, адвокаты и другие специалисты не peoice од­ного раза в 45 лет, а специалисты, впервые принятые на службу (например, в таможенные органы), — на протяжении первого года работы. Срок их обучения от 1 до 6 месяцев.

Назовем некоторые из центров переподготовки и повыше­ния квалификации:

В последние годы существенный вклад в дело профессио­нальной подготовки судей внесли: Центр подготовки судей при Верховном суде и Центр судейских студий при Министерстве юстиции.

С 2000 г. в соответствии с Указом Президента Украины от 9.09.2000 г. создана Украинская академия судей при Мини­стерстве юстиции Украины1. Она призвана обеспечивать прак­тическую подготовку лиц, которые впервые претендуют на занятие должности судьи, а также повышение квалификации судей и работников аппарата судей, проведение научных иссле­дований по вопросам организации эффективной деятельности

1 Для сравнения: основателем Российской академии правосудия, созданной в со­ответствии с постановлением правительства от 28.10.1999 г во исполнение Ука­за Президента, является Верховный суд и Высший хозяйственный суд


Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 93

судей. В отделении повышения квалификации Украинской ака­демии судей должны повышать свой профессиональный уровень:

1) судьи районных судов общей юрисдикции (перед каж­
дой аттестацией на присвоение очередного класса, но не реже
одного раза в 3 года);

2) судьи апелляционных судов;

3) судьи специализированных судов;

4) работники аппарата судей.

В составе Высшего хозяйственного суда работает Науч­но-исследовательский центр по комплексным проблемам орга­низации и компетенции юрисдикционных органов относительно разрешения хозяйственных споров и повышения квалификации судей хозяйственных судов Украины1. Аналога этой структуре нет ни в одном государстве СНГ. В этом Центре проходят пе­реподготовку судьи и специалисты системы хозяйственных судов.

Институт Генеральной прокуратуры Украины по повыше­нию квалификации прокурорско-следственных кадров и науч­но-практических разработок по вопросам организации работы на основных направлениях прокурорской деятельности (г. Киев) с 2000 г. проводит переподготовку прокуроров с учетом зани­маемой должности и классного чина.

Укрепляется система повышения квалификации работников СБУ, которая проводится на базе Национальной академии служ­бы безопасности Украины.

Национальная школа повышения квалификации следова­телей прокуратуры, ОВД, службы безопасности, налоговой ми­лиции (полиции) призвана обеспечить своевременную перепод­готовку специалистов соответствующих профессий.

Центры повышения квалификации кадров имеются в Укра­инской академии государственного управления при Президенте Украины (г. Киев) и ее филиалах (Днепропетровск, Одесса,

1 См: Постановление Верховной Рады Украины «Об обеспечении деятельности судов» от 24.02.1994 г.



Раздел II Юрист, гражданское общество и гос vdapcmeo


Львов, Харьков), а также при государственных администраци­ях: АРК, областных, Киевской и Севастопольской городских. Здесь проходят практическое обучение сотрудники управлений юстиции разных уровней.

Переподготовка и повышение квалификации работников органов внутренних дел Украины осуществляется на факульте­тах и в институтах ведомственных учебных заведений:

• Национальная академия внутренних дел Украины;

• Киевский институт внутренних дел при Национальной
академии внутренних дел;

• Львовский институт внутренних дел при Национальной
академии внутренних дел;

• Национальный университет внутренних дел (г. Харьков);

• Одесский институт внутренних дел при Национальном
университете внутренних дел;

 

• Крымский институт внутренних дел при Национальном
университете внутренних дел;

• Запорожский юридический институт МВД Украины;

• Днепропетровская академия МВД Украины;

• Донецкий институт внутренних дел при Донецком наци­
ональном университете и др.

Система повышения квалификации работников органов внутренних дел Украины включает:

— профессиональную подготовку молодого специалиста;

— повышение квалификации работников среднего звена
органов внутренних дел;

— повышение квалификации руководящих кадров органов
внутренних дел.

Повышение квалификации происходит на основе новых подходов к решению вопросов степени эффективности работы милиции. Одним из основных критериев эффективности служеб­ной деятельности работников милиции становится ее оценка об­щественностью. В связи с этим Коллегия МВД Украины приняла «Программу развития партнерских отношений между милици­ей и населением» (28.12.1999 г.), где акцентируется внимание ра­ботников милиции всех звеньев на необходимости наладить


Раздел II Юрист, гражданское общество и гос vdapcmeo 95

деловое сотрудничество милиции с населением и граждански­ми институтами; создать условия организационно-правового ха­рактера для участия населения в охране общественного порядка; своевременно информировать население о проводимых конкрет­ных мерах по укреплению общественной безопасности и проти­водействию преступности и др.

Все центры по повышению и переподготовке юридических кадров должны обладать новейшей информацией о правовых актах, принимаемых в государстве; новейшими научно-техни­ческими достижениями в области юриспруденции в стране и за ее пределами; новейшей технологией получения и обработки таких сведений; широким научно-методическим обеспечением преподавания и др. Необходимым является периодическое осве­щение в средствах массовой информации работы таких центров, поскольку эта, казалось бы, незаметная работа является важным показателем кадровой политики государства, направленной на утверждение законности и правопорядка в обществе.

2.13. Подготовка научных кадров в области юриспруденции

Юридическая научная деятельность — одна из сфер осу­ществления юридической деятельности. Юридической научной деятельностью занимаются ученые, обладающие знаниями и уме­ниями, квалификацией и опытом. Они работают в специальных юридических научно-исследовательских институтах, в творчес­ких коллективах юридических учебных заведений.

Подготовка научных кадров, как правило, осуществляет­ся в магистратуре, аспирантуре (адъюнктуре), докторантуре. Магистратура — это подготовительная ступень к аспиранту­ре (адъюнктуре). Набор в нее осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных экзаменов. Получение квалификации магистра происходит после сдачи экзаменов и защиты магистерской диссертации, которая нередко является частью будущей кандидатской диссертации.



Раздел II Юрист, гражданское общество и государство


Аспирантура (адъюнктура) и докторантура — это со­ставная часть непрерывного образования и основная форма под­готовки научно-педагогических кадров. Прием в аспирантуру (адъюнктуру) производится на конкурсной основе. Заявления принимаются после объявления о приеме в прессе. В объявлении указываются специальность, сроки и условия приема, перечень необходимых документов. Претендент на обучение в аспиран­туре (адъюнктуре) должен иметь высшее образование по про­филю научной специальности, по которой открыта аспирантура (адъюнктура), квалификацию магистра или специалиста, а по отдельным специальным дисциплинам — стаж работы не менее двух лет. Поступающие в аспирантуру (адъюнктуру) сдают следующие конкурсные вступительные экзамены в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования: специальную дисциплину, философию, иностранный язык. Пересдача вступительных экзаменов не допускается. Сданные вступительные экзаме­ны в аспирантуру действительны в течение календарного года.

Аспирантура (адъюнктура) может быть стационарной и за­очной; как правило, она имеется при крупных научных и обра­зовательных центрах. Заочная аспирантура, в отличие от дневной, предполагает занятие научной деятельностью без от­рыва от основного места работы. Близкой к ней является такая форма подготовки научных кадров как соискательство — на­писание кандидатской диссертации работающим специалистом. Соискатель прикрепляется к вузу для сдачи кандидатских экза­менов на два года, а для работы над диссертацией — на три года. Общий срок пребывания в роли соискателя — 5 лет. Соискатель ученой степени кандидата наук, как и поступающий в аспиран­туру (адъюнктуру), обязан сдать экзамены по таким дисципли­нам: философия, иностранный язык, специальная дисциплина соответственно теме диссертации. Соискателями ученой степе­ни доктора наук могут являться лица, имеющие ученую степень кандидата наук.

Срок подготовки в стационарной аспирантуре (адъюнкту-


Раздел II Юрист, гражданское общество и государство



ре) и докторантуре — 3 года, в заочной — 4. Возраст приема в стационарную аспирантуру (адъюнктуру) — до 35 лет, заоч­ную — до 40 лет. В докторантуру принимаются кандидаты наук возрастом до 42 лет, имеющие значительные научные достиже­ния в избранной области и обладающие способностями к фун­даментальным научным исследованиям. За докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру, а также право на возвращение на прежнее место работы.

Кандидатская диссертация должна содержать результаты проведенных автором исследований и полученные автором новые научно обоснованные результаты, которые в совокупно­сти решают конкретную научную задачу, имеющую существен­ное значение для определенной области науки. Докторская диссертация должна содержать ранее не защищенные научные положения и полученные автором новые научно обоснованные результаты в определенной области науки, которые в совокуп­ности решают важную научную или научно-прикладную про­блему. Объем основного текста кандидатской диссертации в области юриспруденции — 6, 6—9 авторских листов, докторс­кой диссертации — 15—17 авторских листов, оформленных со­ответственно государственному стандарту.

Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Украины уста­новлена классификация юридических специальностей (групп юридических научных дисциплин), по которым проводится под­готовка научно-педагогических кадров высшей квалификации через написание и защиту диссертаций.

Классификация научных юридических специальностей:

 

Теория и история государства и права; история политических и правовых учений 12.00.01
Конституционное право 12.00.02
Гражданское право и гражданский процесс; семейное право; международное частное право 12.00.03
Хозяйственное право; хозяйственный процесс 12.00.04
Трудовое право; право социального обеспечения 12.00.05

Ученые степени (кандидат и доктор наук), как правило, присуждаются, а научные звания (доцент, профессор, научный сотрудник) — могут присваиваться лицам, которые имеют глу­бокие профессиональные звания и научные достижения в облас­ти юридических наук. Научная степень кандидата и доктора наук присуждается на основе публичной защиты диссертации на заседании специализированного ученого совета. Утверждение присужденной степени происходит в ВАКе Украине после про­ведения экспертизы диссертационной работы и рассмотрения ат­тестационного дела соискателя.

Дипломы доктора, кандидата наук и аттестат старшего научного сотрудника выдает ВАК, а аттестаты профессора и доцента — Министерство образования и науки.

Контроль научного уровня диссертаций, их научной и практической ценности, работы диссертационных советов, на которых происходят защиты диссертаций, а также соблюдение требований при аттестации обеспечиваются экспертными сове­тами ВАКа Украины.

ВАКом и Министерством Просвещения Украины проводит­ся пострификация (приравнивание) документов о присвоении научных степеней и ученых званий, выданных гражданам Ук- i раины в других государствах, с которыми Украина заключила { соответствующие договоры или соглашения о признании и эк­вивалентности научных степеней и ученых званий.


Раздел III Основные виды юридической практики






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.