Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Квалификационный паспорт юриста-специалиста






Государственный стандарт юриста-выпускника высшей школы представляет собой квалификационную характеристику системы требований к содержанию, объему и уровню его под­готовки Это своеобразная типичная модель специалиста, слу­жащая для вузов ориентиром в подготовке кадров. Статья 15 Закона Украины «Об образовании» гласит. «Государственные стандарты устанавливают требования к содержанию, объему и уровню образовательной и профессиональной подготовки в Украине Они являются основой оценки образовательного



Раздел II Юрист, гражданское общество и государство


и образовательно-квалификационного уровня граждан независи­мо от формы получения образования».

Государственный стандарт подготовки юриста-специали­ста устанавливается в определенных нормативных и учебно-ме­тодических документах. В Украине завершена разработка Государственного стандарта высшего юридического образова­ния. Подготовка юриста должна вестись в соответствии с та­ким стандартом, чтобы обеспечить присоединение Украины к Лиссабонской конвенции о признании квалификаций по высше­му образованию в Европе.

Каждый юридический вуз в зависимости от его специали­зации и ведомственной подчиненности может разработать свой вариант квалификационной характеристики специалиста данно­го направления. Однако за основу следует брать общие норма­тивы Государственного стандарта. Подготовка юристов должна иметь фундаментальный характер. Следование упрощенной модели требований к юридической профессии способно привести к выхолащиванию ее содержания и утрате ответственной социо­культурной роли. Государственный стандарт, с одной стороны, задает вузам ориентиры минимума знаний, которые должен получить студент (курсант), а с другой — дает возможность создавать авторские курсы.

Соответствие подготовки юриста-специалиста государ­ственному стандарту конкретизируется в его квалификацион­ном паспорте.

Разработка квалификационного паспорта юриста-выпуск­ника в нашем государстве имеет небольшую историю.

Каждому историческому периоду соответствовали свои представления о «моделях» юриста-профессионала.

Так, в 20-х годах XX ст. Народный комиссариат юстиции УССР разработал схему аттестации судебных работников. В ней были обобщенно представлены группы качеств, которым должны соответствовать претенденты на судебные должности. Эта схема включала такие качества:

1) идейно-политические — знание основ марксизма, основ советского строя, знания в области права, жизненный опыт;


Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 85

2) умственные, которые были связаны с характером и тем­
пераментом
— общее развитие, память, способность критически
относиться к материалам следствия, уметь оценивать доказа­
тельства, иметь судебно-следственное чутье, объективность суж­
дений;

3) моральные — честность, неподкупность, доброжелатель­
ность во взаимоотношениях с гражданами, способность сознавать
собственные ошибки и просчеты, не поддаваться постороннему
влиянию;

4) административно-организаторские — умение планиро­
вать работу, руководить участниками судебного процесса.

К сожалению, приведенная схема квалификации юриста (судебного работника) осталась на бумаге и не получила воп­лощения в практику подбора юридических кадров. При подборе судей предпочтение отдавалось лицам, обладающим/ главным образом, идейно-политическими качествами, что объясняется господством тоталитарного мышления, для которого высшей ценностью были партийно-государственная власть и ее идеоло­гия, а не человек.

Значительный вклад в разработку «Модели специалиста — выпускника школы...» был внесен Киевской высшей школой МВД (1981). Предложенная структура качеств выпускника включала:

1) общие качества — знание, умение и навыки, свойства
специалиста;

2) конкретные аспекты их проявления:

а) идейно-политические;

б) профессиональные;

в) организационно-управленческие;

г) нравственно-этические;

д) социально-психологические.

Переломным моментом в разработке профессионального паспорта юриста стало утверждение Министерством высшего образования СССР «Квалификационной характеристики юрис­та» по специальности 1801 «Правоведение» (9.12.1982 г.). Ценность



Раздел II Юрист, гражданское общество и государство


ее состояла в: 1) определении значения квалификационной харак­теристики для профессионального назначения юриста; 2) переч­не требований (что должен знать и уметь юрист), предъявляе­мых к нему во время осуществления профессиональной деятельности; 3) обозначении четырех специализаций: госу­дарственно-правовой; хозяйственно-правовой; судебной и проку-рорско-следственной; следственно-криминалистической.

В соответствии с этими специализациями были построены типовые учебные планы всех юридических вузов страны.

Новый важный шаг в разработке модели квалификационного паспорта юриста был сделан Харьковским юридическим институ­том (Национальная юридическая академия Украины). В квалифика­ционной характеристике выпускника юридического вуза по специальности «Правоведение» (1989) было выделено две части:

1) общая — содержит исходные положения о профессии
юриста;

2) особенная — содержит социальную характеристику дея­
тельности юриста-профессионала по таким специальностям:
юрисконсульт, судья, прокурор, помощник прокурора, следова­
тель, адвокат.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.