Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие юридической практики. Ее взаимодействие с юридическим образованием и юридической наукой






Юридическая практика (греч. praktiros — деятельный, дельный, действие, опыт) — нормативно закрепленная прак­тическая деятельность юристов по принятию, толкованию и применению правовых предписаний как единство уже накоп-ленного и еще накапливаемого социально-правового опыта

Признаки юридической практики:

1) деятельность юриста в сфере права: подготовка и при­нятие нормативно-правовых актов; уяснение и разъяснение содержания нормативно-правовых актов; применение правовых предписаний в процессе решения юридических дел, принятие


Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 63

разнообразных индивидуальных правовых актов;

2) деятельность, которая имеет целью соответствие состо­
яния общественных отношений требованиям права:
обеспечение
реализации, охраны и защиты прав, свобод и законных интере­
сов субъектов права — физических и юридических лиц, обще­
ства и государства, установление законности и правопорядка;

3) деятельность, которая нормативно закреплена в право­
вых актах, а также этических или деонтологических кодексах:
полномочия юристов и формы осуществления полномочий офи­
циально регламентируются нормами права, а также этически­
ми (или деонтологическими) нормативами культуры адвокатов,
судей, нотариусов и др., в рамках которых они обязаны совер­
шать юридические действия;

4) деятельность, которая осуществляется с помощью пра­
вовых
и иных (организационных, воспитательных, технических,
информационных) средств;

5) деятельность, которая всегда порождает юридические
последствия;

6) преемственная практическая деятельность юриста,
основанная на сохранении и использовании накопленного соци­
ально-правового опыта.

Юридическая практика невозможна без юридической прак­тической деятельности. Она включает в себя все сферы деятель­ности юристов как профессиональных знатоков права. Однако в отличие от юридической деятельности, осуществляемой в оп­ределенно-конкретное время, юридическая практика имеет бо­лее широкое содержание: основными элементами ее структуры являются прошлая, настоящая и предстоящая юридическая прак­тическая деятельность.

В правовом государстве, возможном при наличии сформи­рованного гражданского общества, эффективная юридическая практика представляет особую ценность. Она утверждает закон­ность и стабильный правопорядок.

Юридическая практика способствует развитию происходя­щих в обществе прогрессивных процессов, если она профессио-



Раздел II Юрист, гражданское общество и государство


нальпа, то есть если принимаются качественные законы (зако­нодательная практика), если законы разъясняются в соответ­ствии с волей законодателя (интерпретационная практика), если законы своевременно и правильно претворяются в жизнь об­щества (правоприменительная, правоохранительная, судебная, следствешюя и т.п. практика). Таким образом, неотъемлемым свойством юридической практики является профессионализм работников всех сфер юридической деятельности.

Под юридической практикой не следует понимать толь­ко решения конкретного судьи, следователя или нотариуса. Юридическая практика — это и позиция (принцип, традиция), которая формируется на протяжении длительного времени в результате опыта профессиональной деятельности не одного поколения юристов и является стабильной, типовой (модельной) для большинства работников определенной области юридичес­кого труда. Она является отражением закономерностей в прак­тической деятельности нотариусов, судей, следователей и т.д. (см.: 5.5. Юридическая практическая деятельность. Юридичес­кое дело. Юридический процесс).

Кроме юридической практики деятельность юриста происхо­дит также в научной и образовательной формах.

Юридическая наука — система знаний об объективных
закономерностях и случайностях развития государства и права,
полученных в результате интеллектуальной деятельности ученых
по глубинному постижению и прогнозированию динамики
правовых явлений и процессов в обществе_________________

Основное назначение юридической науки — быть научным ориентиром для практики государственно-правового строитель­ства на основе познания и осознания соответствующих обще­ственных процессов и явлений. Известный деятель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи подчеркивал: «Практика долж­на быть воздвигнута на хорошей теории». Наука заинтересо­вана в связи с практикой, поскольку через нее происходит внедрение и проверка опытом теоретических разработок, об-


Раздел II Юрист, гражданское общество и государство



наруживаются ошибки и пробелы в законодательстве, другие просчеты научных положений и рекомендаций. Состояние дей­ствующего права существенным образом зависит от состояния науки.

По отношению к практике систему юридических наук раз­граничивают на два направления: фундаментальное (теоретичес­кое) и прикладное (практическое) исследования. Фундаментальные науки изучают общие закономерности и случайности возникнове­ния, развития и функционирования правовых явлений в целом, а прикладные исследуют конкретные практические проблемы, требующие немедленного решения, используют достижения фун­даментальных наук.

Юридическое образование — система правовых знаний, взглядов, убеждений как результат обучения и самообразования личности в области юриспруденции, которые формируют ее как гражданина, способного к профессионально-правовой дея­тельности

Юридическое образование базируется на органической интеграции с юридической наукой, использует новейшие теоре­тические разработки в учебном процессе, научный потенциал про­фессорско-преподавательского состава учебного заведения.

Образование является основой культурно-правового, ду­ховного, социального, экономического развития общества и го­сударства, «работает» на юридическую практику. Благодаря юридическому образованию обогащается интеллектуальный, творческий потенциал народа, повышается его культурный уро­вень, происходит обеспечение аппарата управления, правотвор­ческих органов, правоохранительной системы, народного хозяйства квалифицированными специалистами в области права.

Задача профессионального юридического образования — научить студентов юридической технологии, умению разбирать­ся в структуре права, способах юридической техники, решению на этой основе вопросов юридической квалификации. Важность



Раздел II Юрист гражданское общество и государство


обучения технике и технологии обусловлена социальным назна­чением юридической профессии Однако главная цель состоит в формировании мировоззренческой позиции юриста, которая ос­новывается на восприятии, осознании и осмыслении всего богат­ства юридической мысли и накопленного правового опыта.

Различие между юридической наукой, юридическим обра­зованием, юридической практикой предполагает их тесную связь друг с другом. Механизм взаимодействия юридической прак­тики, юридического образования и юридической науки сводится к тому, что научные исследования должны удовлетворять нуж­ды практики и поднимать уровень образования, а образование должно поставлять практике компетентные и эрудированные кадры, призванные опираться в практической деятельности на обоснованные рекомендации и выводы науки. Юридическая практика заинтересована в высококвалифицированных кадрах, поставляемых образованием. А без развития юридической науки, подкрепленной практической проверкой, таких специалистов подготовить нельзя. Практика выступает важным критерием проверки качества подготовки специалистов, проверяет истин­ность, ценность и эффективность научных исследований, на базе которых дается образование. Практика придает динамизм как науке, так и образованию.

Юридическая практика определяет цели и задачи юриди­ческой науки, выбор научных направлений. Фактический мате­риал, накапливаемый практикой, требует научного объяснения, обобщения, систематизации. Наука обобщает практику и под­крепляется ею. Она постоянно вовлекается в практику и усовер­шенствует ее. В отличие от науки, которая вырабатывает идеи и понятия, практика направлена на объективное целенаправлен­ное реальное изменение общественной и государственной жизни, всегда порождает юридические последствия, соответствующие цели. Однако, выступая стимулятором научного поиска, сама практика, изменчивая и постоянно развивающаяся, не всегда может с достаточной полнотой подтвердить или опровергнуть теоретические положения и выводы Нередко для их проверки требуется определенное время


Раздел II Юрист гражданское общество и государство 67

Механизм связи между наукой, практикой и образовани­ем осуществляется в правовой системе государства и обуслов­лен потребностями разделения труда. Укрепление связей между ними — закономерность формирования правового государства, эффективного функционирования механизма государства и пра­вовой системы общества.

Следовательно, образование, наука и практика — это постоянно взаимодействующий «треугольник», служащий осно­вой прогресса общества.

2.8. Система высших юридических учреждений образования в Украине

В Украине происходит несколько ускоренный процесс раз­вития высшего юридического образования. Функционируют юридические высшие учреждения образования: широкопрофиль­ные и специализированные. Сложилась специфическая универси­тетская система подготовки юристов широкого профиля, которая реализуется в различных высших образовательных учреждениях соответственно государственному стандарту выс­шего образования. Существование специализированных образо­вательных учреждений, главным образом в системе МВД или СБУ и других ведомств, не мешает этому единству.

Подготовка юристов осуществляется в высших учрежде­ниях образования^ разных видов

Институт — высшее образовательное учреждение, которое реализует программы профессиональной подготовки специали­стов, как правило, по одному или нескольким направлениям. Ин­ститут может входить в состав академии или университета на правах структурного подразделения.

1 Статус высших учреждений образования образуют его многочисленные права и обязанности как юридического лица, как субъекта договорных отношений с учредителями, как субъекта образовательных отношений с обучающимися, с научно-педагогическими работниками, с органами управления образовани­ем, с зарубежными и международными организациями То есть все права и обя­занности таких учреждений, предусмотренные законом об образовании, иными нормативными актами, а также уставами, и образуют их правовой статус



Раздел II Юрист, гражданское общество и государство


Академия — высшее образовательное учреждение, которое реализует программы профессиональной подготовки специали­стов по нескольким направлениям и осуществляет плодотвор­ную деятельность в научной сфере, подготовке, переподготовке и повышении квалификации преподавателей и научных работ­ников. Как методический центр высшего и послевузовского образования академия имеет аспирантуру, докторантуру, один или несколько специализированных (диссертационных) советов.

Университет — высшее образовательное учреждение, ко­торое реализует программы профессиональной подготовки спе­циалистов по широкому спектру направлений. Университет имеет те же признаки, что и академия. От академии он отлича­ется многопрофильностью, наличием многих факультетов раз­ных профессий и специализаций.

Кроме того, имеется еще один вид профессионального об­разования — колледж, который реализует неполные и (или) пол­ные образовательные программы профессиональной подготовки специалистов.

Система юридического образования в Украине включает такие юридические учреждения образования:

государственные;

негосударственные.

Специалисты для осуществления государственно-власт­ных функций в правоохранительных и судебных органах гото­вятся в основном в государственных вузах. Подготовка специалистов для сферы частного права, работников юридичес­ких служб коммерческих организаций осуществляется в госу­дарственных и частных вузах. Учреждения образования ряда министерств и ведомств готовят профессионалов для специфи­ческой сферы государственной службы (МВД, СБУ, МИД и др.). Такие учреждения образования называются ведомственными.

Государственные образовательные учреждения осуществ­ляют обучение как на бюджетной, так и на платной (договор­ной) основе. Негосударственные учебные заведения, предостав­ляющие образовательные услуги, должны быть лицензированы по учебной специальности — «правоведение», а также аккреди-


Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 69

тованы по этой специальности. Аккредитация дает право вузам на выдачу выпускникам дипломов государственного образца, что важно для их последующего трудоустройства.

' В 2000 г в Украине подготовку специалистов по специальности «Правоведение» осуществляли 163 высших учреждения образования. Из них 116 — государствен­ные (59 — III—IV уровней аккредитации; 15 — I—II уровней аккредитации) Об­щий лицензированный объем подготовки специалистов составил 29, 9 тыс. лиц.



Раздел II Юрист, гражданское общество и государство


В соответствии с Государственным стандартом установле­ны такие сроки обучения: для младшего специалиста — 2, 5—3 года, бакалавра — 3—4 года, специалиста — 4—5 лет, магист­ра — 1—1, 5 года.

Подготовка специалистов в высших юридических учреж­дениях образования производится с отрывом (очная), без отры­ва от производства (вечерняя, заочная), путем соединения этих форм, а по отдельным специальностям — экстерном.

Дистанционное обучение возможно только как дополнитель­ное средство получения знаний. Не допускается подмена им основ­ных форм обучения, предусмотренных законодательством.

Всегда следует помнить современный девиз юридическо­го образования: «Человеческое в праве и правовое в человеке».

Ведущие юридические учреждения образования в Украине.

Национальная юридическая академия им. Ярослава Муд­рого (такое название высшее учреждение образования получи­ло в 1995 г., раньше — Харьковский юридический институт, затем — Украинская юридическая академия). Как высшее юри­дическое учреждение образования функционирует с 1920 г. Его корнями следует считать юридический факультет Харьковско­го университета (создан в 1805 г.). В составе НЮАУ существу­ет Институт подготовки кадров для органов прокуратуры (создан в 1995 г. на базе прокурорско-следственного факульте­та). Академия имеет такие факультеты: хозяйственно-правовой; следственно-криминалистический; юстиции; подготовки следо­вателей для Службы безопасности Украины; военной юстиции; подготовки юристов для Министерства зарубежных дел Украи­ны; подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы; подготовки специалистов для Пенсионного фонда Ук­раины; подготовки профессиональных судей (магистратура).

Юридический факультет Киевского национального универ­ситета им. Т, Г. Шевченко (функционирует с 1835 г.). На фа­культете ведется подготовка юристов по специальности «правоведение», осуществляется дифференциация обучения со­ответственно следующей специализации: конституционное и


Раздет II Юрист, гражданское общество и государство 71

финансовое право, следственная деятельность, суд, прокурату­ра, адвокатура, гражданское право, хозяйственное право, тео­рия и история государства и права, земельное и экологическое право.

Юридический факультет Львовского национального уни­верситета им. И.Я. Франко (основан в 1861 г.). Сегодня в про­цессе подготовке юристов по специальности «правоведение» обращается особое внимание на преподавание таких актуальных проблем, как права человека и правовое государство, консти­туционные основы местного самоуправления, трансформирова­ние гражданского законодательства к рыночным отношениям и др.

Одесская национальная юридическая академия — это но­вый статус высшего учреждения образования (с 2.12.1997 г.) Одесского юридического института, образованного в 1993 г. на базе юридического факультета Одесского государственного университета имени И.И. Мечникова. На факультетах (государ­ственного строительства и управления, правосудия и правовой работы в народном хозяйстве, прокурорско-следственном) гото­вятся специалисты, которые могут работать, в частности, в органах государственной власти и управления, прокуратуры, МВД, юстиции, в таможне, в юридических службах хозяйствен­ных органов, коммерческих структурах и др.

Юристов-специалистов готовят также государственные университеты: Волынский (г. Луцк), Днепропетровский, Донецкий, Ужгородский, Запорожский, Прикарпатский (г. Ивано-Фран­ковск), Восточно-украинский национальный (г. Луганск), Чер­новицкий, Таврический национальный (г. Симферополь), Национальный университет «Киево-Могилянская академия», Национальный университет «Острожская академия» (г. Ровно), Некоторые из этих университетов имеют филиалы в других го­родах (например, Мариупольский гуманитарный институт Донец­кого национального университета).

Юридические факультеты организованы в технических, сельскохозяйственных, педагогических и иных государственных учреждениях образования — в Винницком торгово-экономичес-



Раздел II Юрист, гражданское общество и государство


ком институте, Ужгородском государственном институте ин­форматики, экономики и права, Национальном техническом университете «Киевский политехнический институт», Нацио­нальном педагогическом университете им. М.П Драгоманова, Киевском национальном экономическом университете, Нацио­нальном транспортном университете (г. Киев), Киевском национальном университете культуры и искусств, Киевской государственной академии водного транспорта, Украинском государственном морском техническом университете им. Адми­рала Макарова (г. Николаев), Харьковском государственном педагогическом университете им. Г.С. Сковороды, Хмельницком институте регионального управления и права и др.

Юристов-специалистов готовят негосударственные вузы: Академия труда и социальных отношений Федерации профсо­юзов Украины (г. Киев), Донецкий институт экономики и хозяй­ственного права, Гуманитарный университет «Запорожский институт государственного и муниципального управления», Европейский университет финансов, информационных систем, менеджмента и бизнеса, Институт адвокатуры при Киевском на­циональном университете им. Т.Г. Шевченко, Международный институт лингвистики и права (г. Киев), Киевский институт ту­ризма, экономики и права, Киевский университет права (пер­воначальное название — Высшая школа права) при Институте государства и права Национальной Академии Наук (НАН), Международный Соломонов университет (г. Киев) и др.

Подготовка кадров юридического профиля осуществляется также в ведомственных высших учебных заведениях — Нацио­нальной академии службы безопасности Украины (создана 17.11.1995 г. в г. Киеве), Академии налоговой милиции при Де­партаменте налоговой администрации. Готовит юристов-спе­циалистов и Военный институт Киевского национального университета. Госдепартамент интеллектуальной собственнос­ти открыл двери для абитуриентов своего учреждения образо­вания — Института интеллектуальной собственности и права

Выпускники всех аккредитованных юридических вузов,


Раздел II Юрист гражданское общество и государство 73

независимо от форм собственности, пользуются равными права­ми во время устройства на работу в соответствии с их специаль­ностью. Это является одним из главных положений Государ­ственной программы развития юридического образования.

Важнейшей задачей высших учреждений образования Ук­раины является подготовка высококвалифицированных профес­сионалов, которые бы владели новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки, были воспитаны в духе вы­сокой морали, глубоко освоили общечеловеческие ценности, спо­собны были бы строить независимое демократическое правовое государство и реально обеспечивали права и свободы граждан.

Рост числа высших и средних учреждений образования в Украине — это объективный процесс, связанный с реорганиза­цией общества и государства в направлении развития рыночных отношений, участия в европейских интеграционных процессах. В этих условиях естественным является повышенный спрос на юриста-специалиста.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.