Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимная выручка






 

Конец января. Лютая зима. Саркофаг и кровлю третьего-четвертого блока заметает снегом. Особенно площадку " Н", упирающуюся в стенку «Саркофага» и расположенную как бы в тупике. Смотришь на экран телемонитора и видишь крутые сугробы, переметы, с которых беснующийся ветер срывает и разносит вокруг снег, побывавший на перекрытии саркофага и на кровле третьего блока. Снегом, как одеялом, прикрыло всю ту радиоактивную грязь, которую еще не успели убрать с крыши.

 

Чуть улегся ветер, кран " Демаг" снова готовится к работе. Вся бригада " демагогов" снует вокруг крана. Подъезжает машина. Появившийся из нее генерал-майор направляется к работающим:

«Можете ли вы забросить на кровлю " Мобот" бауманцев?»

«Если нужно, можем».

«Очень нужно. Вот бы сегодня!»

«Ну что ж, постараемся».

 

Подходит машина с " Моботом" в кузове. Красивая штука, ничего не скажешь. Приземистая, элегантная (в техническом смысле слова), блестит своими титановыми поверхностями. На нем и нож бульдозера, и подвижная лапа с захватом типа грейфера. Из всех роботов, использовавшихся в Чернобыле, на этой машине впервые установлено специальное устройство в виде обращенной вершиной вниз полосатой воронки. Наконец-то, заброску робота на крышу и эвакуацию его с кровли можно было производить без выхода людей-такелажников в весьма опасные зоны. Оставалось только исключить выход на крышу людей для подключения кабеля к силовой и управляющей сетям. Но и это вскоре было сделано. Это был один из шагов к так называемой " безлюдной технологии".

 

Вернемся же к тому дню. " Мобот" медленно плывет вверх, и вот уже " мягкая посадка" на площадке " Н", прямо в снег. Подключаем кабель, операторы заняли места у пульта управления. Вперед! Машина начала сгребать снег в валы, расположенные у наружных краев площадки. Уже к вечеру этого дня средняя часть площадки была освобождена от снега. Убедительная демонстрация мобильности и работоспособности " Мобота". Но...

 

На другой день утром узнаем от дозиметристов, что в районе третьего-четвертого блоков резко повысился уровень радиоактивного заражения. Вот и ломают голову -- в чем же причина.

 

Кое-кто по привычке резюмирует: опять выброс. А мы-то знаем, что это был за " выброс". Очищая кровлю от снега, " Мобот" перемешал его с радиоактивными отходами на поверхности кровли. Ветер же всю ночь старательно сдувал снег и разносил его по окружающей территории. Вот вам и " выброс". Не такие ли " достоверные" сведения о многочисленных выбросах расползаются из Чернобыля и доползают к падким до слухов людям, в том числе и в Киеве?

 

Появился напарник первому " Моботу". Как и полагается братьям, они были очень похожи, но и отличались кое-чем в рабочих органах. Было решено поручить им работу по очистке площадки " М" (непосредственно вокруг трубы) от длинномерного мусора и тросов. Без этого туда нельзя было пускать более мощные, но очень чувствительные к тросам, кабелям и кускам проволоки роботы ТРГ.

 

Операция началась успешно. Оба " Мобота" высажены на площадку " М" без единого выхода людей на кровлю. Операторы удачно вывели их на самую загрязнённую часть площадки, примыкающую к «Саркофагу». Началась совместная работа двух " Моботов". Как дружные братья, они не только во всём старательно помогали друг другу, но и критически поглядывали друг за другом своими телекамерами. Работа шла успешно, уже значительная часть мусора сброшена в контейнер. Но тут один из " Моботов" стал замечать в поведении " брата" какие-то ненормальности. При его развороте угрожающе смещалась гусеница, готовая вот-вот выйти из зацепления с направляющими катками. Ненамного лучше вёл себя и второй " Мобот". Выход один -- эвакуация роботов с кровли для осмотра и ремонта. Но, увы, обе машины находятся за пределами зоны досягаемости крана, их отделяет от неё не менее 20 метров.

 

Что же делать? Гнать машины к месту их посадки? Но как? Гусеница явно пытается сползти с катков. И вот тут-то второй " Мобот", рискующий и сам не добраться до заданного угла площадки, приходит на помощь. Операторы, осторожно подводят его к " раненому" собрату со стороны сползающей гусеницы и старательно вправляют её на место. Вроде бы удалось. Начинается медленное движение вперед. И тщательное наблюдение за " больной" гусеницей. Увы, опять сползает. Снова попытка вправить, и опять вперед. И так много раз. В конце пути, когда оставалось лишь несколько метров, гусеница окончательно отказалась подчиняться. И тогда... второй " Мобот" буквально прикрыл его своим телом: прижался к нему со стороны поврежденной гусеницы и медленно пополз вместе с ним к уже близкой цели.

 

Самоотверженность людей, готовность в любой, даже самой опасной ситуации незамедлительно прийти на помощь, здесь в Чернобыле были нормой. Но вот столь трогательную " заботу" друг о друге машин, их взаимовыручку не часто увидишь. Наверное переняли они эти черты от конструкторов-создателей и операторов-воспитателей.

 

Когда дружную пару сняли с кровли, обнаружили, что опоры катков прилично деформированы, какой-то шутник использовал для их изготовления совсем не тот материал.

 

 

Январь 1987г.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.