Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дождевые колпаки






Чтобы на небольших яхтах высота каюты была в полный рост человека и яхтсмен смог бы быстро входить и выходить из каюты, каютная надстройка, находящаяся рядом с кокпитом, увеличивается за счет так называемой рубки с задрайкой. Однако такая конструкция в последнее время выходит из употребления по следующим причинам: уменьшается прочность палубы рубки, большие боковые стекла могут разбиться при волнении, а рулевой постоянно испытывает большое неудобство, так как рубка мешает обзору.

Рис. 232. Защитный колпак, закрывающий каюту по всей ширине, и часть кокпита. Гика-шкот не может быть проведен над палубой каюты Рис. 233. Дождевой колпак с тремя рамками. Нижние боковые кромки укреплены с помощью потайных винтов, ввернутых в пластину и поэтому мешающих меньше, чем постоянные шпильки с гайками-барашками

У морских крейсерских яхт с площадью парусности 50 м2 и выше каюты имеют достаточную высоту, и увеличивать их не рекомендуется. Вместо рубки с задрайкой с недавнего времени для защиты от дождя и брызг воды применяют парусиновые колпаки, по форме и конструкции напоминающие колпак на детской коляске.

Такие колпаки имеют одинаковое преимущество для крейсерских яхт всех размеров и применяются в море на сдвижных люках каюты, а в гавани на форлюках. Конструкция и крепление колпаков самые разнообразные: три рамы из алюминиевых трубок или стальных прутков (максимально легких, но достаточно прочных), по углам усиленные поперечными связями, имеют общую вращающуюся опору (рис. 232). Парусина колпака крепится или к внешнему комингсу сдвижного люка или к верхней кромке боковой стенки каюты с помощью кнопок, гаек-барашков на шпильках с резьбой или винтов с полукруглой головкой, ввертываемых в металлические планки.

Рис. 234. Дождевой колпак из парусины или пленки из пластика с одной рамкой. На нижних кромках прикреплены планки, как у чехла на светлом люке (рис. 230). Колпак может быстро устанавливаться или сниматься с помощью гаек-барашков или потайных винтов с резьбовыми пластинами, крепящихся по углам нижней кромки. Рамка откидывается на шарнире при освобождении винтов Рис. 235. Откидной каютный люк, открытый наполовину с помощью треугольных подпорок, установленных по сторонам  

Передней частью колпак находится над постоянно укрепленным козырьком сдвижного люка. Колпак хорошо натягивают как в поперечном, так и в продольном направлениях. Рамки каркаса у складывающегося колпака проходят на внутренней стороне тента сквозь карманы и прочно связываются с парусиновым чехлом. Благодаря этому колпак всегда имеет правильную форму. Если верхняя боковая кромка комингса образует с задней кромкой тупой угол (см. рис. 232), то такой колпак сам принимает правильное положение. При прямом или остром угле (рис. 233) колпак устанавливается с помощью дополнительной распорки. Лучше всего распорку ставить на обеих внутренних сторонах колпака на половине высоты рамы и укреплять посредине длины нижней кромки.

Для перечисленных видов колпаков необходимы три рамы. Если применить одну раму (рис. 234), то между верхней и боковыми кромками образуется очень острый угол. В этом случае натяжение колпака происходит за счет наклоненной назад рамы, закрепленной с помощью снасти или резинового шнура.

Люк каюты можно защитить от брызг и дождя и без парусинового колпака, отказавшись одновременно и от постоянного козырька, в который заходит сдвижной люк при открытий. В таких случаях устанавливают не сдвижной, а откидной люк (рис. 235), у которого внутренний комингс с двумя откидными треугольными пластинами делается более высоким. Таким образом, люк, подобно форлюку, в полуоткрытом состоянии может быть превращен в крошечную рубку с задрайкой, под которой можно сидеть и через окошки из плексигласа смотреть во все стороны. Подобный откидной люк имеется на яхте «Mouse of Malham». Его преимущество заключается в том, что между мачтой и входом в каюту остается место, необходимое для размещения тузика.

 

КОКПИТ

Кокпит является важнейшим местом на палубе. Здесь располагается рулевой, отсюда происходит управление парусами, здесь также размещается вахта. Поэтому кокпит как место для работы и пребывания экипажа должен устраиваться как можно удобнее. Чем глубже находятся места для сидения в кокпите, тем надежнее защищен экипаж от ветра. Однако для работы низко расположенные банки неудобны, а при волнении моря рулевой хуже видит палубу, бегучий такелаж и поведение яхты. Устройство кокпита не оговорено в правилах постройки яхт, и поэтому его делают, основываясь на личном опыте. В любом случае рулевой должен находится на таком месте, чтобы не мешать при работе с бакштагами и шкотами. От палубного мостика, расположенного у передней части кокпита, следует отказаться, так как такой мостик хотя и дает желаемое увеличение каюты, однако не защищает шкотовых от волн, усложняя их работу.

Размеры кокпита подробно изложены в «Инструкции по обеспечению безопасности». В новых конструкциях, изготовляемых не по действующим формулам постройки, указанные максимальные размеры кокпита не должны завышаться, так как полностью залитый водой кокпит создает опасный дифферент яхты. Боковые стенки и пол кокпита должны выдерживать давление воды, а водоотводы иметь достаточно большой диаметр, чтобы проникнувшая вода тотчас же могла стекать даже в том случае, если один из водоотводов засорился. Пол кокпита, обшитый цинковым листом, застилается деревянной решеткой, чтобы ноги все время были сухими. Решетка для облегчения снятия делается из двух или трех частей. Для того чтобы ноги меньше утомлялись, решетки следует делать слегка вогнутыми, с повышением к боковым стенкам. Для размещения такелажа, кранцев, концов и т. д. боковые дверцы должны находиться над ванной кокпита настолько высоко, чтобы кладовая не могла залиться попавшей в кокпит водой, которая, не успевая вылиться через водостоки, скапливается на подветренной стороне. Однако следует избегать боковых вырезов в стенках кокпита и поэтому лучше делать часть банок для сидения в виде откидывающихся кверху крышек.

Рис. 236. Сточные желоба и трубы под откидным сидением кокпита

В этом случае крышки, точно так же как люки, не должны самопроизвольно открываться. С помощью сточных канавок они надежно герметизируются. На рис. 236 показано в разрезе уплотнение крышки. Желоба обычно проходят под шарнирами, еще лучше — под откидной банкой, а также на внешней стороне кладовой под передней откидной частью. Если вода не стекает прямо за борт, ее из сточных желобов направляют через медные или сделанные из легкого металла трубы прямо в кокпит. Кромки сидений кокпита рекомендуется закруглять, а по обычаю английских яхтсменов на кромки ставят резиновые буртики, чтобы сгладить острые углы и предохранить ноги от болезненных толчков и ударов.

Особой проблемой по-прежнему остается установка компаса. Он должен находиться в поле зрения рулевого и быть видимым без поворота головы. При штурвальном управлении компас может быть установлен непосредственно перед штурвалом, что является большим преимуществом, которое не могут использовать малые морские крейсеры.

На крупных яхтах с румпельным управлением есть возможность устроить рулевому отдельный кокпит, а на палубной перемычке, отделяющей его от основного кокпита, укрепить передвижной компас на дюралюминиевых направляющих, которые делаются наподобие направляющих рельс на кипах. Тогда компас можно передвигать к носу, по направлению движения яхты, а также с одного борта к другому без возникновения параллакса *. Компас по возможности укрепляют так, чтобы взгляд рулевого падал на него не слишком круто. Поэтому в большинстве случаев компас монтируют на специальной компасной банке, передвигающейся вперед и назад, чтобы рулевой мог установить ее так, как ему удобно. Поскольку банка находится на некоторой высоте от пола кокпита, под ней остается достаточно свободного места для ног рулевого. Кожух компаса с керосиновой лампочкой сильно затрудняет днем чтение цифр, указывающих градусы на картушке компаса, ночью же для достаточного освещения не хватает яркости лампы. Для регулировки необходимой силы света можно включать на выбор две или больше ламп накаливания. Простая деревянная крышка, накрывающая сверху компас, защищает стеклянное перекрытие в палубе и одновременно прикрывает подсвет компаса, чтобы он не слепил рулевого ночью. Если подсвет снабдить небольшим конусом, установленным между боковой стенкой и банкой компаса, то таким освещением можно будет пользоваться и при незначительном передвижении банки компаса в продольном направлении судна.

* Параллакс — в данном случае угол между диаметральной плоскостью судна и курсовой чертой компаса. (Прим. переводчика.)

 

Все утки, шкотовые лебедки и т. д. должны располагаться на внешней стороне кокпита, чтобы ими было удобно пользоваться, когда несколько матросов работают вместе. На яхтах, вооруженных тендером, желательно иметь по одной паре шкотовых лебедок для стакселя и кливера или для спинакер-шкотов. Сплошные деревянные основания ранее применявшихся лебедок заменены теперь полыми металлическими креплениями, обеспечивающими быстрое стекание воды назад вдоль стенки каюты по подветренной стороне. Все винтовые крепления должны поддерживать боковую стенку каюты и ставиться так, чтобы не ослаблять прочность стенки. Практически следует пользоваться шкотовыми лебедками правого вращения, так как благодаря этому устраняется необходимость перестраиваться в обслуживании лебедок при поворотах оверштаг и шкотовому матросу, только что пришедшему на борт, не нужно пробовать, в какую сторону работает лебедка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.