Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель, задачи и формы организации занятий






Целевой компонент физического воспитания, суть которого состоит во взаимном принятии целей и задач студентом и преподавателем образуют цель и задачи. При этом цель физического воспитания является тем исходным положением, которое в полном объеме определяет его направленность и содержание, и исходит из объективных потребностей личности и общества. Задачи физического воспитания в вузе обусловлены необходимостью создания условий для полной реализации и физического развития студентов в ходе учебного процесса, организованного на основе современных общенаучных и специальных технологий в области теории, методики и практики физической культуры и спорта.

На современном этапе целью физического воспитания в высших учебных заведениях Республики Беларусь – формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечивающих целевое использование соответствующих средств физической культуры и спорта для сохранения, укрепления здоровья и подготовки к профессиональной деятельности.

Физическое воспитание студентов имеет отдельные слагаемые структурные звенья и состоит из нескольких стадий – от элементарного освоения физических упражнений до соответствующего уровня специальной подготовки и далее – до совершенствования целостной физической культуры. Поэтому для достижения поставленной в физическом воспитании цели предусматривается решение комплекса воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

Ø понимание и принятие студентом социальной роли и ценностей
физической культуры в профессионально-личностном формировании будущего специалиста;

Ø овладение знаниями научно-биологических, методических и
практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

Ø формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и видами спорта;

Ø использование средств физической культуры и спорта для профилактики заболеваний, психического благополучия, развития и совершенствования качеств и свойств личности;

Ø овладение опытом активной физкультурно-спортивной деятельности по освоению ценностей физической культуры.

Целевой компонент физического воспитания реализуется с помощью различных форм организации учебных и внеучебных занятий, которые взаимосвязаны между собой и имеют преемственность. В вузе они представлены в системе, которая состоит из урочных и внеурочных занятий (рисунок 1). Руководство, контроль и консультирование всех форм занятий осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедры ФК и ЗОЖ.

Урочные –– академические (аудиторные) занятия, как правило, проводятся в сетке учебного расписания и делятся на:

· практические (учебные занятия, зачетные соревнования, контрольное тестирование и соревнования по избранному виду спорта);

· теоретические занятия (лекции, методические уроки, консультации).

При планировании материала практического раздела допускается широкий выбор средств общей и специальной физической подготовки, оздоровительных упражнений и их комплексов. Формы проведения практических занятий могут быть различными по организации и методическому обеспечению, по совокупности средств и методов, по месту проведения и способам учета проделанной студентами работы.

Урочные занятия являются базовой формой организации физического воспитания студентов, предусматриваются в учебных планах всех специальностей.

Неурочные занятия обеспечивают поддержание студентами высоко­го уровня физической работоспособности, а также способствуют выполнению требований программы и делятся на:

· физические упражнения в режиме дня (зарядка, атлетические
занятия, оздоровительные плавание, ходьба, бег, ходьба на лыжах,
катание на коньках и др.);

· занятия в спортивных секциях, туристических клубах, а также
оздоровительных, атлетических и других группах общей физической и специальной подготовки на платной основе;

· спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (ФСМ) и спортивные соревнования по календарю отдела по ФК и С — туристские походы, спортивные праздники, вечера, «Дни здоровья», показательные выступления, внутривузовские спартакиады, студенческие игры, чемпионаты Республики Беларусь, универсиады и т. д., проводимые республиканским центром физического воспитания и спорта учащихся и студентов, администрацией вузов, спортивным клубом;

· самостоятельные занятия для студентов с низким уровнем физического состояния и студентов специальных медицинских групп — оздоровительные (групповые, индивидуальные). Самостоятельные занятия осуществляются при методическом руководстве преподавателя кафедры ФК и ЗОЖ.

Использование разнообразных форм занятий в процессе физического воспитания создаёт условия, обеспечивающие выполнение студентами научно-обоснованного объёма (8 –– 10 часов в неделю) активной двигательной активности, необходимого для нормального функционирования организма. В таблице 2 представлен недельный двигательный режим студентов.

 

 

Т а б л и ц а –– Минимальный объем двигательной активности студентов в недельном цикле

Виды упражнений Объем в неделю
юноши
Оздоровительный бег или ходьба на лыжах, км 12 – 15
Подтягивание на перекладине или сгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 65 – 70 110 – 120
Поднимание ног из положения лежа на спине (амплитуда 135о), кол-во раз 120 – 140
Из положения стоя, ноги на ширине плеч, наклоны туловища вперед до касания ладонями пола, кол-во раз 120 – 130
девушки
Оздоровительный бег или ходьба на лыжах, км 10 – 12
Прыжки со скакалкой, кол-во раз 250 – 300
Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки к плечам, кол-во раз 100 – 120
Сгибание и разгибание рук на приподнятой опоре, высота 50 см, кол-во раз 90 – 110
Из положения стоя, ноги на ширине плеч, наклоны туловища вперед до касания ладонями пола, кол-во раз 90 – 120
Ускоренная ходьба, км 10 – 15

1.3 Орга­низация учебного процесса по фи­зическому воспитанию студентов

 

В вузе процесс физического воспитания строится так, чтобы студент как субъект социальных отношений являлся центральной фигурой. Исходя из данного положения, физическое воспитание в вузе должно отвечать интересам, мотивам и потребностям молодых людей, их представлениям об идеале физически совершенной личности. Идеал становится действенным мотивом, когда его достижение является одной из жизненно важных целей личности. На основе идеала под влиянием педагогических воздействий, учебных требований, других социальных отношений формируется установка индивида на физкультурно-спортивную деятельность по его достижению. Для этого в вузах РБ существует система физического воспитания.

Общее руководство процессом физического воспитания студентов осуществляет ректорат. Непосредственно учебный процесс в его различных формах организует и проводит кафедра физической культуры и здорового образа жизни (ФК и ЗОЖ). Внеурочные формы занятий кафедра осуществляет в непосредственном взаимодействии с отделом по физической культуре и спорту (ФК и С) и профсоюзным комитетом студентов.

Медицинское обследование (врачебный контроль за состоянием здоровья) студентов вузов в РБ проводится в организациях здравоохранения, осуществляющих медицинское обследование состояния здоровья молодых людей в течение всего периода обучения в вузе.

Время и место прохождения ежегодного медицинского обследования (врачебного контроля) студентов определяются ректоратом совместно с органами здравоохранения. По результатам медицинского обследования (врачебного контроля) в вузе издается приказ, на основании которого студенты распределяются по учебным отделениям: основному, подготовительному, специальному (группы СМГ, ЛФК) и спортивному.

Специфическая особенность системы физического воспитания в вузе заключается в том, что физической культурой занимаются различные по состоянию здоровья, полу, уровню физического развития, функциональных возможностей, физической и спортивной подготовленности студенты. Эти различия позволяют в системе физического воспитания студентов выделить четыре подсистемы (учебные отделения):

Ø основное;

Ø подготовительное;

Ø специальное;

Ø спортивное.

Каждая выделенная подсистема включает компоненты (учебно-тренировочные группы). Эти компоненты формируются в основном по двум исходным показателям — уровнем двигательной подготовленности и медицинским показателям состояния здоровья, которые представлены в диаграмме 2.

В основное учебное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы с высоким и средним уровнем физического развития и физической подготовленности.

В подготовительное учебное отделение включают студентов основной медицинской группы с низким уровнем физического развития и низкой физической подготовленностью.

Эти два отделения комплектуются на основе медицинских заключений и результатов контрольного тестирования в начале учебного года.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья и ограничения в занятиях физическими упражнениями. Перевод студентов в специальное отделение в связи с заболеванием может проводиться в любое время учебного года.

Студенты, освобождённые по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, зачисляются в специальное учебное отделение для выполнения доступных им разделов учебной программы.

Спортивное учебное отделение формируется из числа студентов, показавших хорошую физическую подготовленность, как общую, так и специальную, и не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям избранным видом спорта, культивируемых в вузе. При распределении в спортивное учебное отделение учитываются наличие у студента спортивного разряда или звания, а также его желание заниматься определенным видом спорта и совершенствовать свое спортивное мастерство.

Численность учебных групп спортивного учебного отделения определяется спецификой вида спорта, спортивной квалификацией занимающихся и реальными условиями вуза для проведения учебно-тренировочного процесса. Студенты групп спортивного учебного отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, по представлению кафедры и согласованию с учебно-методическим управлением, деканатом, спортивным клубом, приказом ректора могут быть переведены на индивидуальный график обучения с выполнением программных и зачетных требований в установленные сроки [1, 38].

Комплектование учебных групп в каждом из отделений проводится на каждом курсе в начале учебного года и оформляется решением кафедры ФК и ЗОЖ в установленном порядке. Основанием для этого служит:

Ø анализ состояния психического и физического здоровья студентов;

Ø результаты тестирования уровня физической подготовленности и спортивной квалификации студентов;

Ø интерес и отношение студентов к конкретному виду спорта;

Ø результаты медицинского обследования студентов [5, 3].

Из одного учебного отделения в другое студенты могут переводиться по решению кафедры после окончания учебного года или семестра.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.