Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литургическая драма.






История религиозного театра западноевропейского Средневековья берет начало в инсценировке фрагмента пасхальной мессы (9 век). В католической литургии изначально присутствовали элементы драматического действия, поскольку диалог между священником, дьяконом и клиром содержал драматически развивающийся сюжет. Кроме того, драматические элементы присутствовали в церковных обрядах, процессиях и шествиях. Поскольку богослужение в храме предназначалось для простого народа, ничего на понимавшего ни в христианских догматах, ни в латинских изречениях, официальный ритуал нужно было проиллюстрировать.

Таким образом, одним из главных источников средневекового религиозного театра являлась церковная служба. Первоначально и литургические драмы, представленные в церкви, назывались «службами». Первые литургические драмы тесно примыкали к самой мессе, являлись непосредственным продолжением богослужения в дни церковных праздников. Эта связь сказывалась не только в полном совпадении текста инсценировки с текстом литургии, но и в стилевом единстве церковной службы и литургической драмы (Духовной игры): латинская речь, песнопения, напевная декламация, торжественность.

Первым сюжетом, давшим начало религиозному театру, считается фрагмент из пасхальной службы «Кого ищете во Гробе?», на основе которого разыгрывалась сцена трех Марий, пришедших ко гробу Христа. Со временем сформировался целый цикл литургических драм на тему «Воскресение», из них – пасхальный цикл литургических представлений. Затем возник рождественский цикл. рождественские представления не носили такого строгого литургического характера, как пасхальные. Таким образом, к 11 в. выработалось два самостоятельных цикла Духовной игры – пасхальный и рождественский.

Исполнителями Духовной игры были исключительно церковнослужители, первоначально монахи, а затем духовенство церквей и соборов.

Ранние литургические драмы были насыщены символами и символическими жестами. Когда число исполнителей увеличилось, больше внимание стало уделяться костюмам. Та же тенденция – от условного и абстрактно-поэтического к реальному – прослеживается и в оформлении зрелища.

С 11 века применялись также куклы. Кукла, изображавшая деву Марию – Marion, Marionette, - дала имя всем куклам, управляемым с помощью шнура или проволоки, - марионетка.

Нередко использовалась завеса (гладкий или драпированный складками занавес), открывавшая место действия, а затем по его ходу помогавшая представить исчезновение персонажей.

Литургические драмы органически вписывались в архитектуру храма. Активно использовались находящееся на возвышении алтарное пространство и расположенная в этой же части храма ризница, где хранились церковное облачение и утварь, что давало возможность переодеваться и менять аксессуары. Церковный неф был удобен для торжественных процессий. Использовались также верхние галереи, где мог располагаться хор, изображавший ангелов, и летнеры (высокие каменные перегородки, отделявшие алтарь от нефа), где могли находиться нужные действующие лица.

В начале 13 в. появились Страстные игры, в которых показывались события последних дней жизни Христа. Они тоже являлись более самостоятельным представлением.

Начиная с 12 в. действие литургических представлений разворачивалось не только внутри храма, но и переносилось за его пределы – в церковный двор и на паперть. Вытеснение Духовной игры из храма – результат запретов, налагавшихся иерархами церкви. Запреты были вызваны проникновением в игры разговорного языка, бытовых сцен, мотивов и персонажей, отсутствовавших в тексте Священного Писания.

В конце 13 в. устройство Духовных игр перешло от церковнослужителей к городским ремесленным цехам, которые по случаю каждой постановки учреждали особые общества. Однако духовенство помогало мирянам осуществлять спектакли в церкви на праздничных богослужениях вплоть до позднего Средневековья. Особенно пышные спектакли в храмах разыгрывались в Италии 15 века. Их подготавливали и оформляли зодчие и художники, сооружавшие специальные устройства, с помощью которых персонажи Священного Писания возносились на небо – под купол церкви – или спускались с небес. Игра в церкви удерживалась на протяжении всего Средневековья в Германии и Нидерландах.

Литургические или Духовные игры в храмах содержали в себе весь комплекс игровых приемов, легший в основу мистериального театра, окончательно оформившегося на площади.

Миракль. Появляется на рубеже 12-13 вв. это авторская драма, хотя имена многих сочинителей не сохранились. Сюжет миракля не имел прямого отношения к событиям Священной истории, а сочинялся на основе легенд о святых. Центральное событие миракля – чудо, место действия – небеса, земля, ад; в числе персонажей – обычные люди.

«Игра о св. Николае» Ж. Боделя, «Миракль о Теофиле» Рютбёфа.

Расцвет – 14 век. Наибольшая популярность – во Франции и Англии. Исполнялись самодеятельными городскими корпорациями. Во Франции их постановками занимались пюи («возвышение») – объединение горожан для совместных музицирований и поэтических состязаний. В средневековой Англии миракли были настолько популярны, что этим словом назывались любые представления на религиозную тему.

Мистериальный театр. Мистерия – спектакль площадного религиозного театра 14-16 вв. В таком спектакле нередко объединялись разные виды игр. В конце Средневековья возникла сводная мистерия – громоздкое многодневное зрелище, продолжавшееся от 3 до 45 дней. Мистерии ставились не только по праздникам церковного календаря, но и по случаю памятных дат или визитов знатных гостей.

Мистериальные представления условно можно разделить на три цикла – ветхозаветный, новозаветный и апостольский. Все тексты стихотворные.

Игровое пространство – весь город, но основное место действия – городская площадь. перемещение религиозного действа из храма на площадь определяет эволюцию художественных средств мистерии: от лаконичных, строгих, торжественных форм к «площадным», от условно-символических к многоцветным, натуралистическим и гротесковым приемам.

Мистериальный спектакль игрался на симультанной сцене, что означает совместную одновременную установку всех мест для действия на одной площадке. Места располагались либо в один ряд, либо напротив друг друга в два ряда, либо размещались по всей площади, повторяя ее очертания. Они могли стоять как на деревянном помосте, так и прямо на земле. Симультанная сцена отражала в одной горизонтальной плоскости средневековую модель мироустройства. Глазам одновременно представали три наиважнейшие зоны: Рай – Земля – Ад.

Рай и Ад располагались либо напротив друг друга, либо по краям установки. Посередине происходили земные события.

Большая часть зрителей находились на площади рядом с участниками игры и по ходу представления передвигалась от одного места действия к другому. Часть зрителей располагалась на балконах, лоджиях, в окнах и на крышах. В период позднего Средневековья на площади строился специальный помост для зрителей.

Главным элементом симультанной площадной сцены были открытые со всех сторон беседки или домики: одни – без стен, покрытые крышей, иногда с дверной рамой, но чаще без нее; другие – из трех стен. Домики – это элемент симультанного сценического пространства, открытый вовне и одновременно замкнутый. Наиболее важные из домиков – Ад и Рай (Рай-сад и Рай-небо – позднее).

В Англии кроме постановок на площадях в кругу каменных и земляных амфитетатров отдельные сцены игрались на передвижных платформах – педжент (от лат. «страница». Это слово обозначало и сами пьесы, разыгрываемые на такой платформе). Это были двухэтажные повозки на четырех колесах. В нижнем отделении переодевались, в верхнем играли. Ставились добротные декорации. Педженты проезжали по улицам, повторяя свои эпизоды в разных частях города.

Разновидность мистериальных зрелищ – Игра в процессии. Наивысшей степени развития процессии достигли с учреждением в 1264 католического праздника Тела Христова, когда носили «святые дары». Особенность Игры в процессии – исполнители располагались на сценах-повозках, снаряжением которых занимались ремесленные цехи. В Италии на декорированных повозках перевозились misteri, нечто вроде «немых сцен». Это были группы персонажей Святого Писания, сделанные из дерева, терракоты, папье-маше, раскрашенные или одетые.

Сцена мистерии была многолюдна – от 50 до 100 действующих лиц. На мистериальной сцене и действие приобретало симультанный характер, происходя в нескольких местах одновременно. мистериальное представление было зрелищем четко организованным, со своей структурой и правилами.

Исполнителями мистерии были горожане, представители разных ремесленных цехов и, как правило, несколько церковнослужителей. Практически все роли играли мужчины, за исключением Марии Магдалины. Роль Девы Марии – молодой благообразный священник.

По характеру движений всех участников мистерии можно условно разделить на малоподвижных и подвижных. Ко вторым относились прежде всего черти.

В мистериях позднего Средневековья черта нередко замещал Шут, он же Дурак – роль, рассчитанная на импровизацию. Не только шуты пополняли художественный арсенал мистерии выразительными средствами, занесенными «с улицы». В поздних мистериях появлялись бытовые персонажи и обыденные сцены, отсутствующие в Библии. Исполнители стали наделять героев «человеческими», а не «библейскими» чертами. Наконец, в позднем Средневековье очеловечивание библейских персонажей стало правилом. Вместе с тем поздняя мистерия теснее сблизилась со стихией карнавала, наполнилась атмосферой мирского веселья.

Мистериальная сцена выработала свои костюмы: условные, яркие, символические. Особым разнообразием отличались костюмы чертей. Существовало несколько вариантов изображения «души». Стремление к зрелищности и достоверности приводило к изобретению реквизита, должного ужасать публику.

Мистериальный театр был живой, постоянно развивающейся, порождающей новые формы и жанры сценой, на которой проходили отбор и совершенствование как театральный репертуар, так и постановочно-исполнительское ремесло всех европейских народов. Творческая перспектива мистериальной сцены обеспечивалась ее взаимодействием с мирским – народным – театром.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.