Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Афинский театр Диониса и особенности устройства древнегреческого театрального здания.






Собственно, слово " театрон" обозначает " зрители" и " места для зрителей". Эти места распо-ложены на юго-восточном склоне Акрополя. Пониже этих мест находится ровная круглая площадка - орхестра (" место для танцев"). Сразу пониже орхестры к югу - священный участок Диониса, на кото-ром сегодня обнаруживаются фундаменты двух храмов - старого и нового, оба обращены выходами на восток; там же располагался и большой алтарь для жертвоприношений. Так выглядело место афинского театра до середины 5 века - то есть во времена Фриниха и Эсхила. Орхестра - пространство между ста-туей бога и святилищем.

Для исконного театрального пространства существенно, что позади орхестры нет стены, кото-рая отделяла бы ее от святилища: южный край первоначальной орхестры вплотную подходил к старому храму. Зрители этого театра видели позади хора не только святилище, но и всю панораму города и ок-рестностей вплоть до линии горизонта. Такой театр не был ни зданием, ни сооружением: он был про-странством, сориентированным так, чтобы мир стал зрелищем.

Театр Диониса в 6 в. до н.э. изначально предназначался только для дифирамбов, а постановки трагедий происходили на старой городской площади, где ставились деревянные скамейка для зрителей. Здесь же разбивали свою палатку мимы и фокусники, выступали рапсоды и ораторы с праздничными речами. Считается, что на рубеже 6-5 вв. скамейки обвалились и покалечили многих зрителей; и только после этого зрительские места были перенесены на склон Акрополя. Драма - действие хороводное - закономерно переместилась в круговое, трехмерное и открытое пространство дифирамба и стала его осваивать.

Помимо театрона и орхестры, еще один постоянный элемент - скена (" палатка", " домик"). Здесь мог храниться сценический реквизит, оттуда выходили и туда скрывались актеры-солисты (для второй половины 5 века она - дело обычное). К этому же времени - возникновение скенографии - рос-писи скены. К концу 5 в. относится возведение сценического помоста, возвышающегося над орхестрой, - проскения (" пространства перед скеной").

Хор, актеры-солисты, скена, декорации и реквизит в классическом театре размещались на еди-ной площадке - в трехмерном пространстве круглой орхестры. Декорации и реквизит классического театра в таком пространстве тоже должны были быть трехмерными: основу составляли разнообразные вещи, статуи, маски и даже чучела на орхестре, которые изображали немых и неподвижных персонажей в масках.

Скена внутри орхестры обозначала скрытое зловещее место, неподвластное контролю в черте священного круга. В классическом театре все убийства в трагедии совершались за дверью скены. Из дверей скены выкатывалась на орхестру энкиклема (" то, что выкатывается"). На ней показывали уби-тых.

Еще одно сооружение классического театра - " машина" - представляла собой подъемный меха-низм. Действовал по принципу рычага и был похож на обычный колодезный журавель. Предназначался для передвижения персонажей по воздуху. С помощью подъемника Еврипид изобрел прием, который в римское время стал называться " бог из машины". Этот эффектный прием представлял явление бога на орхестре или на крыше скены в момент развязки.

Одеон. После победного окончания Греко-персидских войн, в 460-450е гг, в Театре Диониса восточнее зрительских мест был построен первый крытый театр древности - Одеон (" место для пения") Перикла. Главное отличие от театров - меньшее число зрительских мест и наличие крыши.

Одеон Перикла был прямоугольной формы с островерхой крышей, как бы поддерживаемой шестом в центральной точке. Он был возведен в честь победы над Ксерксом и воспроизводил форму походной палатки персидского царя. Во внутреннем помещении - много колонн, пол возвышался на 2, 5 метра от уровня орхестры. В Одеоне происходили отборочные состязания (проагон), там же хранилось снаряжение для торжественных процессий; возможно, там же складировали свое снаряжение актеры за несколько дней до состязаний.

Левая сторона была несчастливой и катастрофической, а правая - благой. Левый, " катастрофи-ческий" парод означал отделение от города или стремление присоединения к нему. Вестники обыкно-венно приходили слева, и так как именно от их вестей коренным образом менялось течение событий в драмах, то за левой стороной зала зрительно закреплялось значение перипетии. Таким образом, любой выход слева был для зрителей окрашен ожиданием важных событий. Именно над этим пародом и воз-вышался экзотический Одеон.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.