Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды рынков






 

В зависимости от способности отдельных фирм влиять на рынок, т. е. на условия реализации продукции и, прежде всего на цены, различают два типа рынков:

- рынок совершенной конкуренции;

- рынок несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция –это такое состояние рынка, при котором многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, и ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Для рыночной структуры этого типа характерно:

— очень большое число независимо действующих продавцов и покупателей;

— однородная, стандартная, унифицированная продукция;

— отсутствие контроля над ценой. Незначительная доля объема предложения со стороны отдельного продавца не позволяет ему влиять на рыночную цену. Рыночная цена выступает как внешний, объективный и независимый фактор;

— одинаковая информация и полная информированность о положении дел на рынке для всех участников рынка (продавцов и покупателей);

— свободное вступление и выход из отрасли.

Рынок, который соответствует всем этим условиям, называется «совершенным», или «свободным». В условиях такого рынка продавцы не могут влиять на рыночную ситуацию и должны приспосабливаться к ней. Невозможность воздействовать на цену заставляет конкурирующие фирмы для сохранения или улучшения своей позиции на рынке снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать другие неценовые методы конкурентной борьбы.

Совершенная конкуренция была характерна для рыночной экономики середины XIX в. В современных условиях совершенная конкуренция – скорее исключение, чем правило. Наиболее близки к рынкам совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг, валюты.

В конце XIX – начале XX в. происходит интенсивный процесс монополизации производства и рынков, условия совершенной конкуренции нарушаются, формируется рынок несовершенной конкуренции.

В условиях несовершенной конкуренции не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции и складывается такой тип рыночных отношений, при котором хозяйствующий субъект, обладая экономической властью, имеет возможность навязать контрагентам выгодные для себя действия, влиять на цены и другие условия коммерческих сделок. В рамках несовершенной конкуренции выделяют следующие модели: чистаямонополия; олигополия; монополистическая конкуренция.

Чистая монополия связана с доминирующим положением единственного производителя, возможностью контроля им рынка конкретного товара, что позволяет устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль.

Характерные черты чистой монополии:

— единственный продавец;

— уникальная продукция (близких заменителей не существует);

— значительный контроль над ценой;

— заблокированное вступление в отрасль в связи с наличием экономических, технических, юридических барьеров (низкие издержки производства, связанные с положительным эффектом масштаба; исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам, наличие государственных патентов и лицензий).

В зависимости от причин и путей монополизации рынка различают несколько типов монополии.

Искусственная монополия – монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов.

Естественная монополия возникает под воздействием объективных экономических, природных, технических факторов. Например, технологические особенности ряда производств (водо-, газо-, электроснабжение и т. п.) позволяют воспользоваться положительным эффектом масштаба и получить минимальные издержки, если отрасль будет представлена одним предприятием, которое и будет обслуживать весь рынок. Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Олигополия – это рыночная структура, в которой доминируют несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствуют 3-10 фирм.

По типу продукции различают:

- однородные олигополии, производящие однородный продукт

- олигополии, производящие дифференцированную продукцию

Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли, поскольку, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, владение патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья, а также финансовый барьер, связанный с огромными расходами на рекламу.

В условиях олигополии используется как ценовая, так и неценовая конкуренция. Однако неценовые методы соперничества более эффективны.

Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм. Рыночное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на продажи его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних. Любой из олигополистов вынужден учитывать эту зависимость. Фактор взаимозависимости выступает стимулом к слиянию, сговору, что снижает или устраняет конкуренцию.

Итак, основные признаки олигополии:

— немногочисленность фирм господствующих на рынке товаров и услуг;

— однородный и дифференцированный тип продукции;

— наличие существенных барьеров для вступления в отрасль и слияния;

— контроль над ценой ограничен взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре.

Олигополия в современных условиях является преобладающей формой несовершенной конкуренции. К ее преимуществам можно отнести активность действий на внешнем рынке, возможность реализации сложных технических проектов благодаря значительным финансовым возможностям.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, при которой множество фирм выпускающих однородный, но дифференцированный по видам продукт (одежда, зубная паста, духи, обувь) конкурируют между собой. При этом каждая фирма самостоятельно определяет свою политику (устанавливает цену), не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Однако относительно небольшой объем продаж отдельной фирмой, множество товаров-заменителей ограничивают контроль над ценами, а большое число продавцов практически исключает возможность сговора.

Основные методы конкуренции на рынках монополистической конкуренции — неценовые методы: дифференциация продукта, качество товара, товарные знаки, реклама, послепродажное обслуживание.

Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для открытия фирмы, относительно невелик. Т. о., монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара.

В условиях монополистической конкуренции издержки производства выше, чем в условиях совершенной конкуренции, однако широкий выбор марок, видов, стилей, а также разное качество продукции позволяют лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.

Монополистическая конкуренция, являясь моделью несовершенной конкуренции, имеет ряд негативных сторон. Дифференциация товара часто усложняет процесс его выбора, ориентация фирмы на внешний эффект часто сопровождается лишь имитацией улучшения потребительских свойств товаров.

В таблице 4.1 приведем классификацию рыночных структур.

 

Таблица 4.1 – Классификация рыночных структур и их основные признаки

Характерная черта Чистая конкуренция Монополисти-ческая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм очень много много несколько одна
Тип продукта стандартизиро-ванный дифференциро-ванный стандартизирован-ный или диф-ференцирован-ный уникальный, нет близких заменителей
Контроль над ценой отсутствует незначительный значительный при тайном сговоре значительный
Условия вступления в отрасль нет препятствий сравнительно легкие наличие существенных препятствий полностью блокировано
Неценовая конкуренция отсутствует значительный упор на торговые марки очень типична реклама свя-зи с обществен-ными организаци-ями
Примеры сельское хозяйство розничная торговля, легкая промышлен-ность производство стали, химических средств, транспорта местные предприятия коммуналь- ного хозяйства

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.