Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению дисциплины






На первом этапе рекомендуется составить глоссарий, изучить понятия и термины, которыми оперирует зоопсихология (для этой цели служат темы 1, 2). На втором этапе рекомендуется изучить основные этапы развития психики в ходе эволюции (на это нацелены темы 3-8). На третьем этапе рекомендуется изучить закономерности врожденного и приобретенного поведения животных (темы 9-11). На четвертом этапе рекомендуется изучить развитие психики животных в филогенензе (темы 12-13). На последнем этапе рекомендуется обратиться к сравнению психики человека и животных (темы 14-15).

Методические рекомендации и указания к типовым расчетам, выполнению расчетно-графических, лабораторных работ, курсовых проектов (работ).

Лабораторные и курсовые работы по учебному плану курса не предусмотрены.

Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Методические рекомендации к выполнению заданий СРСП: вначале рекомендуется изучить понятия и термины, которые будут использоваться на занятии. Затем ознакомиться с предлагаемыми схемами, статьями, докладами и пр. материалами. Далее рекомендуется сделать сравнительный анализ предложенных материалов по критериям, указанным в заданиях СРСП. На данном этапе рекомендуется работать в группах (по 2-3 человека), чтобы анализ материалов был более глубоким и развернутым. Итоги анализа и выводы следует оформлять в виде таблиц, схем, презентаций для удобства их прочтения. Для осмысления изучаемой темы можно помимо научных материалов привлекать житейский и личный опыт.

1. Тема СРСП: ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ЗООПСИХОЛОГИИ.

Задания:

1.Ознакомьтесь с классификацией основных форм поведения животных Д. Дьюсбери, представленной в параграфе 1.1 «Основные понятия и термины» в книге З.А.Зориной, И.И.Полетаевой, Ж.И.Резниковой «Основы этологии и генетики поведения». Заполните таблицу:

«Классификация основных форм поведения животных»

Форма поведения Вид поведения Примеры
Индивидуальное    
Репродуктивное    
Социальное    

2. Ознакомьтесь с другими классификациями форм поведения (там же). Заполните таблицу «Системы классификации поведения»:

Классификация Вид поведения Примеры
По непосредственным причинам    
По функциям    
По происхождению в филогенезе    
По способу формирования в филогенезе    

3.

Форма проведения: индивидуальная работа.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 4, 17.

2. Тема СРСП: КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ ЗООПСИХОЛОГИИ

Задания:

1.Развитие представлений о психике и поведении животных в российской науке: К.Рулье, В.А.Вагнер, Н.Н.Ладыгина-Котс, Л.А.Фирсов, И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев.

2.Дайте трактовку деятельностного подхода в психологии, охарактеризуйте его возможности в осмыслении психики животных. Раскройте основные принципы деятельностного подхода.

3.Предоставьте доклад на темы 1-2 п.13.

Форма проведения: конспектирование, работа в группах.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 4.

3. Тема СРСП: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.

Задания:

1.Охарактеризуйте отражение на уровне возникновения сознания.

2.Проанализируйте видеофильм «Методы изучения нервной системы».

3.Предоставьте реферат на темы 3, 4 п.13.

Форма проведения: индивидуальная работа, групповая дискуссия.

Рекомендуемая литература: 3, 4, 13, 14, 15, 18.

4. Тема СРСП: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЗООПСИХОЛОГИИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК.

Задания:

1.Изобразите в виде схемы связь зоопсихологии с другими науками (этология, философия, биология и др.). Укажите, какие общие вопросы есть у зоопсихологии и указанных наук.

2.Изобразите в виде схемы связь зоопсихологии с другими ветвями психологической науки (возрастная психология, педагогическая психология и др.). Укажите, какие общие вопросы есть у зоопсихологии и указанных отраслей психологии.

Форма проведения: работа в группах.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 4.

5. Тема СРСП: ОТРАЖЕНИЯ НА УРОВНЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ.

Задания:

1.Охарактеризуйте привыкание у простейших, приведите примеры его исследований. Укажите отличия привыкания и утомления.

2.Охарактеризуйте привыкание у низших беспозвоночных, приведите примеры его исследований. Сопоставьте с привыканием у простейших.

3.Охарактеризуйте научение путем «проб и ошибок» у низших беспозвоночных, приведите примеры его исследований.

Форма проведения: работа в группах.

Рекомендуемая литература: 4, 9, 11, 13.

 

6. Тема СРСП: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ НА УРОВНЕ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ.

Задания:

1.Пополните глоссарий понятиями «демонстрационное поведение», «ритуализация», " автохтонные" и " аллохтонные" движения. Приведите примеры.

2.Охарактеризуйте происхождение движений намерения и их роль.

Форма проведения: индивидуальная работа, конспектирование.

Рекомендуемая литература: 4, 7, 11, 13.

7. Тема СРСП: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.

Задания:

1. Изучите схему в работе Айсмонтаса Б.Б. Общая психология. Схемы М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС 2004. С.93.

2.Охарактеризуйте интеллектуальные типы научения: рефлекторного (усвоение отношений, научение с помощью переноса, знаковое научение) и когнитивного (научение понятиям, мышлению, умениям). Приведите примеры.

Форма проведения: групповое обсуждение.

Рекомендуемая литература: 4, 11, 13, 20.

8. Тема СРСП: МЫШЛЕНИЕ.

Задания:

1.Изучите схему в работе Айсмонтаса Б.Б. Общая психология. Схемы М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС 2004. С.77.

2.Охарактеризуйте основные особенности интеллектуального поведения животных, выделенные Р.Йерксом. Приведите примеры их проявления.

Форма проведения: групповое обсуждение.

Рекомендуемая литература: 4, 11, 13, 17, 20.

9. Тема СРСП: ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИНСТИНКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Задание:

1.Проанализируйте взгляды Ч.Дарвина, В.А.Вагнера, Л.А.Орбели, А.Н. Промптова, А.Н. Северцова на пластичность поведения животных. Приведите примеры.

2.Охарактеризуйте отношения между врожденными и приобретенными компонентами поведения животных, приведите примеры. Определите роль, которую играют те и другие компоненты поведения в эволюции, в жизнедеятельности животных, приведите примеры.

3.Охарактеризуйте структуру инстинктивного поведения животных по У. Крэйгу.

Форма проведения: групповое обсуждение.

Рекомендуемая литература: 4, 12.

10. Тема СРСП: КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАУЧЕНИЯ У ЖИВОТНЫХ

Задания:

1.Укажите основные виды научения у животных, приведите примеры.

2.Перечислите и охарактеризуйте три этапа дрессировки. Приведите примеры. Укажите научные основания дрессировки и цели ее применения.

3.Проанализируйте видеофильм «Физиология нервной системы».

4.Предоставьте презентацию на темы 5, 6 п.13.

Форма проведения: конспектирование; групповая дискуссия.

Рекомендуемая литература: 4.12.

11. Тема СРСП: НАВЫК.

Задание:

1.Изучите схему в работе Айсмонтаса Б.Б. Общая психология. Схемы М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС 2004. С.97.

2.Охарактеризуйте и проиллюстрируйте примерами основные виды навыков: двигательных, перцептивных, интеллектуальных.

Форма проведения: групповое обсуждение.

Рекомендуемая литература: 4, 6, 10, 12.

12. Тема СРСП: ПРЕНАТАЛЬНЫЙ И РАННИЙ ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ.

Задания:

1.Охарактеризуйте пренатальное развитие сенсорных способностей животных. Приведите примеры.

2.Охарактеризуйте пренатальное развитие элементов общения.

3.Дайте общую характеристику развития психического отражения в эмбриогенезе, обозначьте его специфику.

4.Охарактеризуйте раннее формирование общения у низших позвоночных, птиц, млекопитающих. Приведите примеры.

Форма проведения: групповое обсуждение.

Рекомендуемая литература: 4, 12.

13. Тема СРСП: РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ЮВЕНИЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Задания:

1.Составьте кроссворд из 10 слов, в котором будут отражены основные особенности онтогенетического развития психики животных.

2.Охарактеризуйте значение манипуляционных и совместных игр животных для развития взрослого поведения, общения, познавательной и двигательной активности, проиллюстрируйте примерами.

Форма проведения: индивидуальная работа.

Рекомендуемая литература: 4, 12.

14. Тема СРСП: ЗАРОЖДЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Задания:

1.Изучите схему в работе Айсмонтаса Б.Б. Общая психология. Схемы М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС 2004. С.76.

2.Выделите важнейшие особенности деятельности животных и человека, дайте их сравнительный анализ. Приведите примеры.

Форма проведения: групповое обсуждение.

Рекомендуемая литература: 4, 8, 12.

15. Тема СРСП: ЯЗЫК ОБЕЗЬЯН И ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНАЯ РЕЧЬ.

Задание:

1.Изучите схему в работе Айсмонтаса Б.Б. Общая психология. Схемы М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС 2004. С.75.

2.Охарактеризуйте и проиллюстрируйте примерами основные различия между человеком и высшими животными по следующим параметрам: антропоморфические параметры, различия в организации психики, различия во взаимодействии с миром.

Форма проведения: работа вгруппах.

Рекомендуемая литература: 4, 12, 19.

12.Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов:

Методические рекомендации к выполнению:

Рекомендуется ознакомиться с предложенной и самостоятельно подобранной литературой по проблематике докладов, рефератов и презентации. Затем выделить в источниках ключевые мысли, аргументы, структурировать их. Не следует превышать указанных объемов доклада, реферата, так как это будет свидетельствовать о неумении выделять главное. Также объем работы не должен быть меньше заданного объема, поскольку это будет указывать на недостаточное количество изученного материала.

Тема 1 СРС по тематическому плану курса не предусмотрена






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.