Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тестовые задания для самоконтроля






1.Вставьте пропущенное. Форма отражения, позволяющая животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды — это:

A) психика;

B) поведение;

C) чувствительность;

D) раздражимость;

E) психическая деятельность.

2.Какой метод исследования описан в примере? Кошку помещали в клетку, которая закрывалась изнутри задвижкой. Снаружи помещали мясо. После многих проб животное случайно отодвигало задвижку, дверь открывалась и кошка овладевала мясом. После сотен новых проб кошка научилась открывать дверь клетки:

A) метод лабиринта;

B) метод дифференцировочной дрессировки;

C) метод проблемной клетки;

D) метод выбора на образец;

E) метод наблюдения.

 

3.Выберите ответ. Как называется описанный таксис? Бабочки всегда летят к источнику света:

A) фототаксис;

B) хемотаксис;

C) термотаксис;

D) геотаксис;

E) гидротаксис.

 

4.Выберите ответ. Кто из перечисленных ученых исследовал пластичность инстинктивного поведения:

A) А.В.Вагнер;

B) У.Крэйг;

C) Н.Тинберген;

D) К. Лоренц;

E) И.И.Шмальгаузен.

 

5.Закончите предложение. Признаки компонентов среды, на которые животные реагируют независимо от индивидуального опыта определенными инстинктивными движениями, называются:

A) нормы реагирования;

B) инстинктивные акты;

C) ключевые раздражители;

D) видотипичное поведение;

E) ритуализированные движения.

 

6.Выберите ответ. О каком поведении идет речь? В ситуации опасности ящерица Scoloporus приподнимается на передних лапах, демонстрируя голубую грудку и голубое брюшко:

A) научение;

B) демонстрационное поведение;

C) навык;

D) интеллектуальное поведение;

E) исследовательское поведение.

 

7.Выберите ответ. О каком поведении идет речь? Пищевую приманку ставили на стол среди ряда горящих свечей. Обезьяна сначала пробовала схватить приманку, но обжигалась. После ряда проб и ошибок она принялась гасить огонь разными предметами (молотком, лучинкой, гвоздем) и брала лакомство:

A) облигатное научение;

B) инстинкт;

C) факультативное научение;

D) имитационное научение;

E) подражание.

 

8.Вставьте пропущенное. Наблюдая за развитием куриных зародышей, Куо пришел к выводу, что … является единственным фактором формирования поведения животных:

A) пренатальное эмбриональное научение;

B) инстинкт;

C) факультативное научение;

D) созревание;

E) облигатное научение.

 

9.Выберите ответ. Укажите предпосылки и элементы интеллектуального поведения животных:

A) созревание;

B) таксис;

C) тропизм;

D) ритуал;

E) манипулирование.

 

10.Выберите ответ. Какие живые организмы находятся на низшей стадии элементарной сенсорной психики:

A) кольчатый червь, дождевой червь;

B) амеба, инфузория;

C) муравей, пчела;

D) петух, енот;

E) паук, лягушка.

 

11.Выберите ответ. Какова последовательность этапов дрессировки (по М.А.Герд):

A) наталкивания, отработки, упрочения;

B) наталкивания, упрочения, отработки;

C) упрочения, наталкивания, отработки;

D) отработки, упрочения, наталкивания;

E) упрочения, отработки, наталкивания.

 

12.Выберите ответ. Кто из исследователей рассматривал игровую активность животных как «практику для взрослого поведения»:

A) Торндайк, Скиннер;

B) Гроос, Ллойд-Морган;

C) Спенсер, Лоренц;

D) Павлов, Эльконин;

E) Келер, Герд.

 

13.Выберите ответ. Какая фаза интеллектуального поведения животных (по А.Н.Леонтьеву) описана в примере? В экспериментах Ладыгиной-Котс в узкую трубку на глазах у шимпанзе закладывалась приманка. Обезьяне давали предметы, с помощью которых (после некоторой доработки) можно было эту приманку достать—ветка, изогнутая проволока и пр. Шимпанзе начинала обрывать мешающие отростки на ветке, выпрямлять проволоку:

A) начальная;

B) завершающая;

C) первичная;

D) подготовления;

E) осуществления.

 

14.Закончите предложение. Поведение на этой фазе ригидно. Выполняемые движения отличаются строгой последовательностью, стереотипностью, производятся в соответствии с принудительным действием ключевых раздражителей—так, по У. Крэйгу, можно описать поведение на:

A) начальной фазе;

B) поисковой фазе;

C) подготовительной фазе;

D) завершающей фазе;

E) фазе потребления.

 

15.Выберите ответ. В чем принципиальное отличие коммуникативных средств животных от членораздельной речи человека:

А) язык животных является «открытой» коммуникативной системой;

B) коммуникативные средства животных лишены семантической функции;

C) язык животных служит средством мышления;

D) коммуникативные средства животных невыразительны;

E) коммуникативные средства животных являются врожденными.

 

16.Выберите ответ. Как называется деятельность обезьян, сводящаяся к поверхностному ознакомлению с предметами, не оставляющему на них заметных следов (например, обнюхивание, ощупывание предметов):

А) ознакомительная;

B) обрабатывающая;

C) конструктивная;

D) сохранение предмета;

E) двигательно-игровая.

 

17.Выберите ответ. Какой вид деятельности обезьян описан в примере? Для лечения болей в животе, обезьяне было назначено купание в ванночке с травами. Однако животному не нравился запах трав. Поэтому всякий раз она старалась опрокинуть ванночку, приготовленную служащим обезьяньего питомника:

А) орудийная;

B) гнездостроительная;

C) внегнездовая;

D) отвергание предмета;

E) обрабатывающая.

 

18.Вставьте пропущенное. Крысы, выращенные в … среде (в их клетке находились разнообразные игрушки) оказываются более способными к решению задач на зрительное различение:

А) обедненной;

B) естественной;

C) обогащенной;

D) контрастной;

E) интенсивной.

19.Выберите ответ. В каком из примеров описан закон суммации ключевых раздражителей:

А) птенцы серебристой чайки более активно реагируют на макет клюва взрослой птицы, окрашенный в красный цвет, чем на точную копию клюва взрослой особи (желтого цвета с одним красным пятном);

B) для того, чтобы добыть ядро ореха, шимпанзе кладет орех на плоский камень и разбивает его булыжником;

C) крысы, выращенные в обогащенной среде (в их клетке находились разнообразные игрушки) оказываются более способными к решению задач на зрительное различение;

D) чтобы научить собаку «танцевать» на задних лапах, дрессировщик заставляет ее поворачиваться вслед за приманкой, которую держит возле морды животного на достаточной высоте;

E) нередко домашние волнистые попугаи, начинают произносить слова и фразы, часто употребляемые людьми.

 

20.Вставьте пропущенное. Согласно данным палеологии, в период возникновения человека происходило обеднение среды, сокращение лесов (миоцен-плиоцен). Это привело к возникновению у обезьян…., т.е. животные начали производить разнообразные, длительные манипуляции с одним или несколькими предметами:

А) навык;

B) компенсаторное манипулирование;

C) запечатление;

D) факультативное научение;

E) обрабатывающая деятельность.

 

Ключи правильных ответов

Номер вопроса Правильный ответ (А, В, С, D, Е) Номер вопроса Правильный ответ (А, В, С, D, Е)
  А   А
  С   В
  А   D
  А   D
  С   В
  В   А
  С   D
  А   С
  Е   А
  В   В

 

 

Для итогового контроля

Количество правильных ответов Оценка
38-40 Отлично
35-37 Хорошо
20-34 Удовлетворительно
Ниже 20 баллов Неудовлетворительно

 

Критерии оценки знаний студентов

%-ное содержание Критерии
0-49 Полное отсутствие знаний программного материала: незнание основного материала учебной программы и допуск грубых ошибок
50-74 Ответ правильные, но не полный: в нем обнаруживается недостаточно глубокое понимание программного материала: допускаются отдельные ошибки в изложении ведущих идей и теоретических положений; проявляется умение лишь к репродуктивному изложению материала; отсутствуют выводы и обобщение.
75-89 Ответ полный и правильный; показаны знания основных идей, положений изучаемых источников. Правильная оценка психологических явлений. Знания фактического материала, основных понятий и закономерностей. Привлечение материала по другим учебным предметам. Умение вести доказательство, аргументировать, делать опровержения, выводы и обобщения. Но существуют неточности в изложении, не ведущие, однако к существенному искажению содержания.
90-100 Ответ полный правильный; показаны знания основных идей, положений изучаемых источников. Правильная оценка психологических явлений. Знание фактического материала, основных понятий и законов. Привлечение материала по другим учебным предметам. Умение вести доказательство, аргументировать, делать опровержения, выводы и обобщения.

 

Экзаменационные вопросы по курсу

1.Объект, предмет и задачи зоопсихологических исследований.

2.Методы зоопсихологических исследований.

3.Связь зоопсихологии с другими науками и отраслями психологии.

4.Проблема зарождения психики.

5.Основные этапы формирования психики животных в филогенезе: низший уровень элементарной сенсорной психики.

6.Основные этапы формирования психики животных в филогенезе: высший уровень элементарной сенсорной психики.

7.Основные этапы формирования психики животных в филогенезе: низший уровень перцептивной психики.

8.Основные этапы формирования психики животных в филогенезе: высший уровень перцептивной психики.

9.Проблема инстинкта и научения в свете эволюционного учения (Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин).

10.Пластичность инстинктивного поведения (концепции В. А. Вагнера, А. Н. Северцова).

11.Этологическая концепция инстинктивного поведения (К Лоренц, Н. Тинберген).

12.Структура инстинктивного поведения (концепция Крэйга).

13.Инстинктивное поведение и общение животных (демонстрационное поведение, ритуализация поведения).

14.Характеристика научения. Облигатное и факультативное научение.

15.Навык, его отличительные особенности и методы изучения.

16.Научение и познавательная активность животных.

17.Характеристика эмбриогенеза и его значение для развития психики животных.

18.Характеристика развития поведения в раннем постнатальном периоде.

19.Характеристика развития поведения в ювенильном (игровом) периоде.

20.Виды игр, их роль в развитии поведения животных.

21.Развивающее и познавательное значение игровой активности животных.

22.Инстинктивные основы игрового поведения.

23.Манипуляционная активность как основа высших познавательных способностей животных.

24.Основные элементы интеллекта животных.

25.Основные критерии интеллекта животных, его биологическая ограниченность.

26.Предмет, задачи и значение прикладной зоопсихологии.

27.Коммуникативные средства животных и их качественные отличия от членораздельной речи.

28.Интеллект антропоидов и сознание человека, их коренные различия.

29.Принципиальные отличия сообществ животных от человеческого общества.

30.Проблема биологического и социального в поведении человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.