Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия и обычаи восточных славян






Верования

В верованиях славян господствовал политеизм (многобожие). Наиболее древними были культы почитания предков (чуров), пращура (прародителя рода), а также бога Огня небесного — Сварога. Славяне верили и в существование различных духов — лесных, болотных, речных. Духи делились на злых — упырей, и добрых — берегинь. С появлением земледелия на первые места стали выдвигаться боги, олицетворяющие силы природы, от которых зависел успех хлебопашца. Обожествлялась мать Сыра-земля, солнце (боги Сварог, Дажбог, Хорс,

Ярило), ветер — Стрибог. Покровителем домашних животных считало «скотий бог» Велес. Именем этого бога чаще всего клялись вои (рядовые воины из племенного ополчения). Князья и нарочитая чадь больше почи­тали бога грома и молнии — Перуна.

Многие божества из восточнославянского пантеона были «заимство­оман» славянами у ассимилированных ими или просто соседних наро­дов. Так, женское божество плодородия Мокошь «перекочевала» в сла­вянский пантеон из угро-финского сонма богов. Солнечный бог Хорс и подземный бог Симаргл являлись изначально божествами ираноязыч­ных народов.

Многие языческие представления и обряды были жестоки. Убийца чувствовал себя чаще всего героем, победителем. С умершими знатными людьми часто хоронили их наложниц-рабынь и жен. Правда, все старин­ные документы свидетельствуют, что жены сопровождали супругов в по­следний путь добровольно. Перуну приносили в жертву людей. Различ­ные дары (хлеб, животных, цветы, мед и т. д.) оставляли славяне у дере­вянных идолов, изображавших их богов и духов.

Молились славяне у рек и в священных рощах. Там чаще всего архео­оман обнаруживают остатки славянских языческих святилищ — капищ и требищ. Одним из самых знаменитых восточнославянских святилищ является Перынь, располагавшаяся в земле ильменских словен недалеко от Новгорода. Величественный сосновый бор венчает перынский холм на берегу Волхова до сих пор.

В древние времена в честь своих богов славяне справляли различные праздники. Главную роль здесь играли волхвы, восточнославянские языческие жрецы. Одним из языческих праздников, доживших до нашего времени, является Масленица. Этот праздник был посвящен солнцу и олицетворял скорый приход весны. Справлялся он в конце зимы в феврале.

Обычаи

В семейных отношениях у славян господствовало многоженство, от которого отказались только в X в., после принятия христианства.

Судя по тому, что у восточных славян во времена Киевской Руси были в ходу имена, заимствованные у других народов (скандинавов, западных славян, греков, римлян, евреев), мы можем пред­положить, что в древности обычая называть соплеменников по личным именам у восточных славян не было. Родичи обращались друг к другу по степени родства — отец, дед, сын и т. д. Этим можно объяснить много­численность русских терминов, передающих различные нюансы родства. Так, племянник в древнерусском языке — это сын сестры; сын брата будет уже сыновец. Брат матери — это дядя, а брат отца — оман. Если в омано-германских языках мать мужа или жены имеет одно название (на­пример, «мать в законе» — в переводе с английского), то в современном русском мы имеем два слова. Мать мужа — это свекровь, а мать жены –теща. Помимо степеней родства роль имен в древности играли также клички. Некоторые из них мы знаем из «Повести временных лет». Так, одного из воевод князя Владимира зовут Волчий хвост. Очевидно, и за былинным Соловьем-разбойником скрывается некий реальный князь вятичей, прозванный Соловьем.

Свято почитали древние славяне обычай кровной мести. За убитого родича мстил весь род. Хотя кровная месть часто была причиной столк­новения общин и племен, она, как это ни покажется странным современ­ному читателю, была позитивным обычаем, который помогал сдерживать жестокость и произвол в обществе, лишенном центральной власти. Все знали, что за любой вред, нанесенный человеку, обязательно последует месть его рода. «Око — за око, зуб — за зуб» — так народная поговорка отражает основной принцип кровной мести. За убийство своего человека родичи всегда мстили убийством виновного или его соплеменников. И первобытном обществе данный обычай был единственным средством поддержания справедливости. Месть почиталась священным правом и долгом. Человек, не отомстивший за обиду, нанесенную его родичам, был презираем окружающими.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.