Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имущественное и общественное неравенство. Организация управления






В соседской общине жили и родственники, и просто соседи. Земля и угодья по-прежнему принадлежали всей общине, но каждая семья имела свой надел на общинном поле и вела на нем индивидуальное хозяйство. Очевидно, община время от времени проводила переделы земли. Собран­ный с пахотного надела урожай и припасы, заготовленные во время про­мысловой деятельности, являлись частной собственностью семьи.

Постепенно это привело к возникновению имущественного неравен­ства. Параллельно также шел процесс формирования общественного неравенства. Основную массу населения составляли свободные общинники, но имелись и рабы (челядь). Рабами чаще всего становились военнопленные и дети несвободных людей. Была распространена торговля рабами и ра­бынями. Челядь наряду с мехом, воском и медом постоянно упоминается источниками как ходовой товар, поступающий из земель восточных сла­вян. К IX в. во всех восточнославянских племенах сформировалась также социальная элита — родоплеменная знать. Летопись называет ее нарочи­той чадью. К знати относились князья, их родичи, воины-дружинники из княжеского окружения, старейшины родов и вервей.

Знать возвышалась над соплеменниками. Князь и дружина совершали рискованные набеги на соседние народы и в дальние страны, например, к рубежам Византии. В случае удачи возвращались с рабами, дорогими тканями, золотом, серебром, драгоценными камнями. Эту добычу именовали «данью», как и регулярные выплаты покоренных племен. Такого рода дань напоминала контрибуции, которые выплачивают победителям стороны, проигравшие войну или желающие откупиться от войны. Большая часть захваченных богатств оседала у знати, однако, нечто пе­репадало и рядовым соплеменникам.

Князья и нарочитая чадь играли важную роль во внутриплеменной жизни. Они поддерживали порядок и безопасность: разрешали споры между общинами, судили людей, вступали в переговоры с соседями и первыми отражали натиск иноплеменников. За это соплеменники платили своему князю дань, прообраз будущих государственных налогов. (Применительно к IX в. летопись говорит о сборе дани князьями с соплеменников, как о чем-то привычном.) Все виды дани, концентрируясь у князя, позволяли ему содержать дружину и выполнять разнообразные общественные функции.

Главным органом власти в племенах являлось вече (народные собра­ние). На вече допускались все свободные мужчины. Но слово князей, и скрепленное силой княжеских дружин и личными достоинствами предводителей, соперничало на вече с мнением большинства рядовых соплеменников и авторитетом родовой знати.

К IX-X вв. восточные славяне не имели записанных законов. Князья и старейшины вершили суд, опираясь на традиции, которые составляли так называемое обычное право. Обычное право (упоминающееся в «Повести временных лет» как Закон Русский) действовало и в первые века существования Древнерусского государства.

Имущественное и общественное расслоение, формирование у восточ­ных славян племенных институтов власти (князь, дружина, дань) и правовых норм — все это являлось объективными внутренними предпосылка­ми возникновения в недалеком будущем у восточных славян государства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.