Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Центры зарождения государственности






Натиск врагов ускорял процесс слияния восточнославянских племен в большие племенные союзы. Арабские авторы называют три центра консолидации восточных славян: Куябу, Славию и Арксанию (Артанию). Под Куябой современ­ные историки предполагают область расселения полян у Киева. В легендарной Славии — видят территорию ильменских словен и части тяготеющих к ним кривичей. Где находилась Арксания, ученым неизвестно. Ясно только, что этот центр «не сыграл» в процессе зарождения государства у восточных славян. Западноевропейские и ви­зантийские авторы IX-X вв. наиболее значимыми считали объединения племен с центрами в Киеве и в Новгороде. Именно Киеву и Новгороду суж­дено было сыграть решающую роль в объединении всех восточных славян.

В 862 г. на севере утвердилась варяжская династия. Не последнюю роль в этом сыграла необходимость прекратить междоусобную войну, в которую погрузились словени, кривичи и чудь после изгнания варягов за море. Очевидно, племена оспари­вали друг у друга старшинство и власть, и только не­кая третейская нейтральная по отношению ко всем сила могла устано­вить мир и консолидировать вокруг себя и словен, и кривичей, и чудь. Роль такой силы сыграли приглашенные варяги — Рюрик, Синеус и Трувор. Рассказ о призвании варягов содержится в «Повести временных лет»:

«В год 6370 (Древнерусские летописи вели счет времени от сотворения мира. Чтобы пере­вести дату в наше летоисчисление (от рождества Христова, н.э.), необходимо отнять 5508 лет.)

(862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усо­бица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны... Сказали ру­си чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И собрались трое братьев со своими ро­дами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов. Варяги в этих городах находники (пришельцы), а коренное население в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря. И над теми все­ми властвовал Рюрик».

Историки полагают, что Рюрик был историческим лицом, а вот его братья, по мнению исследователей, персонажи вымышленные. (Имена «братьев» переводятся с древнешведского языка как «верные воины» (Трувор) и «род его» (Синеус)).

В рас­сказе о призвании варягов впервые употреблен термин «русь».

Территория, где правил Рюрик, постепенно расширялась. «Повесть временных лет» утверждает, что Рюрик сидел в Новгороде. Однако это перенос реалий времен написания летописи на более древние времена. По археологическим данным, Новгород как город появился только в X в. Резиденцией Рюрика могли быть Старая Ладога (город, находившийся и десятке километров от впадения Волхова в Ладожское озеро) или Рюриково городище (место, расположенное немного к югу от Новгорода).

На юге у полян сначала властвовали коренные князья — потомки ле­гендарных основателей Киева — Кия, Хорива и Щека. Вот что можно прочитать в «Повести вре­менных лет» об основании Киева.

«Когда (апостол) Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуни — устье Днепра... и проплыл в устье... и оттуда направился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий...» И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев...

Поляне же жили особо и владели своими родами... И были три брата: один по Имени Кий, другой — Щек, и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековицей, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривецей. И построили городок во имя старшего брата, и назвали его Киев...

Иные же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком, был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Однако, если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду (Константинополю). А Кий тот княжил в роде своем, и ходил он к царю (византийскому императору)... великие почести воздал ему тот царь... Когда же он возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал местом, и срубил небольшой город и хотел обосноваться в нем со своим родом, но не дали ему близ живущие. Так и доныне называют придунайские жители городише то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер, и братья его... и сестра их... тут же скончались.

И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян... После... были поляне обижаемы древлянами и иными окольными».

«Держава» полян первой половины IX в. была известна и восточным авторам: один документ, написанный на персидском языке, сообщает:

«Это обширная страна, а ее жители непокорны, держатся вызывающе, воинственны... Эта страна чрезвычайно богато одарена природой всем, что необходимо. Одна часть их— рыцарство. Жрецы пользуются у них уважением. Они ежегодно платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли. Город Куяба (Киев)... — место пребывания царя. Там выделывают разнообразные меха и ценные мечи...».

Около 863 г. в Киеве появились Аскольд и Дир, по летописи — бывшие дружинники Рюрика. (Аскольду и Диру Рюрик не дал городов в наместничество, и они отправились....... намереваясь поступить на византийскую службу. Но, взяв власть в Киеве, остались в земле у полян. Знаменитый историк Б.А. Рыбаков допускает, однако, что это домысел летописца, и считает Аскольда потомком Кия, а Дира — придуман­ным героем.)

Аскольд и Дир победили древлян, обижавших киевлян. При Аскольде и Дире поляне прекратили платить дань хазарам, успешно воевали с кочевниками и даже совершили набег к рубежам Ви­зантии. Правда, этот поход оказался неудачным.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.