Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Доработка исходных форм 4 страница






Изделие " Гусь"

Нотация на изделие " Гусь"

1. Подготовить пластилин белого, сероватого или коричневатого фактурного цветов, раскатать шар средних размеров (больше, чем для утки), а из шара – конус длиннее, чем для утки, с пропорциями 1: 4 – 1 толщина, 4 длина.

2. Конус согнуть пополам, как в изделии " Утка".

3. Узкую часть конуса разделить на три части и верхнюю треть согнуть (рис. 2 а).

Рис. 2а Рис. 2б

4. Толстый конец сгладить и вытянуть в хвостик, как в изделии " Утка".

5. Из этого же пластилина раскатать два равных по величине шарика, а из них два конуса.

6. Придавливанием превратить конуса, равные по величине и по форме, в пластину.

7. Присоединить пластины широкой частью с обеих сторон туловища в месте перехода его в шею. Широкую округлую часть крыла примазать к основе (рис. 2 б).

8. Дополнить изделие глазами и заменить острую часть головы, изображающую клюв, на пластилин другого цвета или " покрасить" другим цветом.

Для оформления композиции лепится второй гусь.

Изделие " Лебедь"

Изделие " Лебедь" из-за своих сложных форм не может быть выполнено из одной исходной формы " конус". Для его исполнения требуются две исходные формы и новый прием доработки. Вся остальная лепка повторяет приемы лепки предыдущих персонажей и закрепляет их.

Нотация на изделие " Лебедь"

1. Подготовить к работе белый или черный пластилин. Раскатать шар в руках средних размеров, но крупнее, чем для гуся, а из шара – неполный конус (рис. 3 а). Все пропорции смотреть по рисункам.

Рис. 3а

2. Раскатать жгут конический (рис. 3 б), соразмерный неполному конусу.

Рис. 3б

3. Толстую часть конуса выглаживанием преобразовать в заднюю часть туловища с хвостиком, как в изделиях " Утка" и " Гусь". Расширение конуса при выглаживании должно оставаться заметным.

4. Действием выглаживания боковой стенки жгута в сторону узкого конца увеличить его толщину (рис. 3 в).

Рис. 3в

5. Широкую часть жгута придавить в середине узкой части конуса. Примазыванием конуса к жгуту сгладить ребро конуса, делая плавный переход от туловища к шее лебедя (рис. 3 г).

Рис. 3г

6. Раскатать два одинаковых конуса, соразмерных туловищу лебедя (рис. 3 д). Придавливанием превратить их в две одинаковые пластины.

Рис. 3д

7. Пластины прилепить широким концом по бокам передней части туловища и примазать. Шею согнуть вверх, а голову вперед (рис. 3 е).

Рис. 3е

8. Закончить изделие выполнением клюва и глаз.

Для композиции лепится второй лебедь. Его можно сделать другого цвета, например черного.

Изделие " Улитки"

Эти изделия отличаются от улиток, предложенных к исполнению в теме " Кто на листике живет? ". Туловище улитки выполняется из другой исходной формы, хотя можно использовать знакомую. Главное отличие новых улиток – в их домиках. Выполняются они из конического жгута двумя способами. В природе существуют улитки обоих видов. Только применительно к композиции размеры их должны быть небольшими, не более половины величины уточки. В таком размере качественно выполнить форму довольно трудно, поэтому осваивать этот персонаж можно на более крупном размере, если учитель сможет потратить время для лепки всем классом по нотации. А затем по желанию можно еще раз слепить уже в нужном размере или предложить детям в качестве самостоятельной работы по предложенным плакатам, осуществляя при этом индивидуальную помощь.

Нотация на изделие " Улитки"

1. Туловище. Раскатать жгут цилиндрический пропорциями 1: 6 (рис. 4 а).

Рис. 4а

2. Согнуть пополам.

3. Один конец скруглить, а другой вытянуть вперед (рис. 4 б).

Рис. 4б

4. Горизонтальную часть туловища придавливанием превратить в пластину (рис. 4 в).

Рис. 4в

5. Из тонкого жгута выполнить рожки, придавить наголову.

6. Домик. Раскатать длинный и толстый жгут конический (рис. 4 г).

Рис. 4г

7. Домик 1. Длинный конус закрутить спиралью, начиная с узкого конца, в одной плоскости (рис. 4 д). Работу удобнее выполнять на доске, как донышко у корзины.

Рис. 4д

8. Готовую спираль (рис. 4 е) поставить широким концом на плоскую часть туловища, прислонив боковой стенкой к шее улитки, и придавить. Швы между домиком и туловищем улитки не заглаживать (рис. 4 ж).

Рис. 4е

Рис. 4ж

9. Домик 2. Закрутить конус в спираль, начиная с широкого конца. Закручивая, накладывать витки один на другой, не оставляя просветов в пластилине (рис. 4 з).

Рис. 4з

10. Готовый домик плоской и широкой частью конуса прикрепить на плоскую часть туловища у основания шеи придавливанием. В этом случае завитая часть домика будет расположена сбоку и будет перевешивать и опрокидывать улитку. Чтобы этого не было, надо при креплении домика найти его равновесие, расположив его несколько наискосок.

11. Если придавить бок широкой части жгута и этой поверхностью положить на улитку, то выпуклая часть домика будет направлена вверх, обеспечивая надежную устойчивость (рис. 4 и).

Рис. 4и

Оба варианта улиток дополняются глазами, выполненными из шариков.

Композиция темы. Прочный картон размером около 15 х 20 см в середине покрыть голубым пластилином или фактурным голубым с белым, как фон для картины. Край картона покрыть зеленым пластилином. Между зеленым и голубым цветами можно в некоторых местах использовать желтый, который будет изображать прибрежный песок. Птицы помещаются на голубом фоне, на воде озера однородными стайками так, чтобы не мешать друг другу, не загораживать друг друга. Поскольку все птицы водоплавающие, то, находясь на поверхности воды, они не нуждаются в изображении ног. Но если захочется гуся или лебедя поместить на прибрежный песок или на траву, то можно показать ноги птицы так, как показано в изделии " Птичка" в теме " Птичка – заботливая мама". Птицы – главные персонажи композиции. Надо позаботиться о том, чтобы их размещение на озере и расположение в стайке выглядели естественно. Композиция дополняется и украшается травкой, цветами по берегам. На воде озера можно разместить более высокую осоку и камыши. Свободное место между птицами можно заполнить водяными цветами – лилиями, кувшинками, лотосами. Листья водяных цветов округлые, их можно делать из шариков и капелек. В траве могут разместиться улитки. Только надо помнить, что все украшающие изделия должны дополнять композицию. Их надо делать столько, сколько требуется для заполнения пустоты и сохранения зрительного равновесия. Водяные растения также не должны покрывать всю воду, иначе вместо озера может получиться зеленый луг, на котором лежат безногие птицы. Все дополнения должны быть соразмерны. Нельзя делать траву очень высокой, из-за которой уже ничего не видно. Главное в композиции – это красивые птицы, самые большие и красивые из которых – лебеди, и летнее озеро, состояние которого достоверно покажут некоторое разнообразие трав и небольшое количество разных цветков. Высокие травы: осоку и камыши – можно показать с помощью небольших конических жгутов, сдавленных в пластины и собранных в пучки.

ТЕМА " ПАСХА"

Разгрузочная тема " Пасха" выполняется перед праздником и настраивает детей на него. Тема знакомит детей с лепкой новых изделий, изучает яйцевидную форму, применяемую в лепке других изделий. В этой теме изделие " Яйцо" является базовым.
Композиция состоит из объемного натюрморта: тарелка, кулич, разноцветные яйца. Фантазийная часть состоит в украшениях и добавлениях: свечи, цветы. В композиции должен ощущаться праздничный, радостный настрой в подборе цветовой гаммы. В этой теме повторяются изученные ранее приемы и формы. Поэтому соразмерность изделий в композиции и правильная лепка формы изделий обязательны.
Первым изделием темы следует лепить тарелку или блюдо, на которое будут укладываться все другие предметы композиции. Это изделие выполняется по знакомым плакатам " Тарелка" или " Блюдо" с краткой нотацией, напоминающей порядок лепки, и под контролем учителя.

Изделие " Кулич"

Очень простое изделие, выполняется простыми приемами доработки формы, требует хорошего подбора цвета пластилина.

Нотация на изделие " Кулич"

1. Составить однородный цвет из белого, желтого, коричневого цветов так, чтобы изделие было похоже на испеченный пирог. Раскатать шар средних размеров (рис. 5 а).

Рис. 5а

2. Из шара раскатать цилиндр с пропорциями 1: 1, чтобы толщина его равнялась длине (рис. 5 б).

Рис. 5б

3. Один конец цилиндра оставить выпуклым, а другой придавить на доске с сохранением остальной формы (рис. 5 в).

Рис. 5в Рис. 5г

4. Верхнюю, выпуклую, часть кулича " покрасить" белым пластилином, изображая сахарную пудру. Поставить кулич на тарелку (рис. 5 г).

Изделие " Яйцо"

Для усвоения и отработки действий при исполнении яйцевидной формы лепку яйца по нотации целесообразно проводить на изделии более крупного размера, чем это требуется для композиции. Убедившись, что дети поняли характер формы и принцип ее исполнения, можно предложить повторить форму в уменьшенном виде соразмерно композиции.

Нотация на изделие " Яйцо"

1. Раскатать шар средних размеров из пластилина любого цвета (рис. 6 а).

Рис. 6а

2. Вытянуть из шара яйцевидную форму. Для этого надо взять шар за одну его половину, а другую от средней линии выглаживать пальцами вкруговую, постепенно вытягивая и уменьшая толщину шара (рис. 6 б). Передвигать пластилин по поверхности шара надо аккуратно, сохраняя его выпуклую форму (рис. 6 в). Суженную вытянутую часть шара скруглить, а все неровности загладить.

Рис. 6б Рис. 6в

Для композиции следует выполнить такое количество разноцветных яиц, которого хватило бы разложить по краю тарелки вокруг кулича. Можно поместить яйца на отдельную тарелку, которую следует лепить дополнительно.
Размер яйца для композиции не должен превышать размер горошины, а равновеликие изделия следует делать, используя жгут.

ТЕМА " ПТИЧИЙ ДВОР"

Базовая тема " Птичий двор" знакомит с применением исходных форм в новых изделиях, расширяет предметный мир, развивает объемное мышление, фантазию и глазомер. Жесткий порядок исполнения изделий и их сложная многодельность приучают к планированию деятельности и к усидчивости.
Все изделия темы " Птичий двор" по характеру форм и приемам лепки заимствованы у мастеров дымковского промысла. Примеры рисунков украшений – также в стиле росписи дымковской игрушки. При работе над этой темой учитель может познакомить детей с народным промыслом, рассказать им об истории промысла, о тематике изделий, о значении его в жизни людей раньше и сейчас. Согласно стилю промысла цвета пластилина для исполнения изделий желательно подбирать яркие, радостные. Обычно яркими и красочными у дымковского промысла бывают расписаны налепы и украшения на белом фоне основы. Если белого пластилина уже мало, то его можно заменить светло-желтым или бежевым.

Изделие " Курица с цыплятами"

1. Подготовить пластилин светлого цвета и раскатать узкий неполный конус.

2. Узкий конец конуса скруглить. Конус изогнуть по дуге – это туловище (рис. 7 а).

Рис. 7а

3. Из пластилина того же или другого цвета раскатать небольшой конус средних пропорций.

4. Придавливанием превратить конус в довольно толстую пластину – это хвост.

5. Треугольную пластину узким концом приставить к широкой части конуса и примазать пластилином конуса так, чтобы форма конуса плавно переходила в форму пластины (рис. 7 б).

Рис. 7б Рис. 7в

6. Раскатать шар средних размеров из зеленого пластилина и придавить его на доске без изменения остальной формы – это подставка и основа для ног.

7. На зеленом шаре укрепить туловище курицы (рис. 7 в).

8. Раскатать два равновеликих шара среднего размера из пластилина цвета туловища или цвета хвоста.

9. Придавливанием превратить их в две одинаковых круглых пластины – это крылья.

10. Крылья приложить к бокам туловища и примазать в верхней части (рис. 7 г).

Рис. 7г

11. Крылья развести в стороны, ножки делать из жгутиков, глаза – шарики с продавленным зубочисткой зрачком. Клюв, бородка и гребешок красные. Бородка у курочек бывает маленькая, выполняется из шариков размером с зернышко, которые придавливаются и помещаются на шее по обеим сторонам клюва. Гребешок можно сделать также из шариков, придавив их на голову с сохранением формы. Другой вариант гребешка делается из узкой полоски пластилина, согнутой " гармошкой". В дымковском промысле этот элемент называется " волан". Гребешок можно сделать любой другой формы проще или сложнее по возможностям учеников, надо помнить, что у курочек не бывает больших и высоких гребней. Большие гребешки бывают у петушка.

12. Цыпленок делается как птенчик из темы " Птичка – заботливая мама". Цыпленок ставится на подставку. Ножки можно не делать, поскольку они слишком малы и под курицей видны не будут. Несколько таких цыплят можно пристроить между крыльями курицы, а в композиции разместить их рядом с курицей на площадке птичьего двора.

Изделие " Курица с цыплятами" – сложное, со множеством деталей. Но все формы и действия детям знакомы. Трудности возникают в определении пропорций и соразмерности деталей. Крылья, грудь курочки можно украсить ярким контрастным пластилином, придавливая шарики, капельки, жгутики разных размеров.

Изделие " Петушок"

Нотация на изделие " Петушок"

1. Туловище петушка выполняется точно так же, как и туловище курицы, только размеры его можно немного увеличить. Неполный конус со скругленным узким концом изогнуть по дуге.

2. Раскатать шары для хвоста и крыльев: для хвоста – больше, для крыльев – меньше.

3. Придавливанием превратить шары в диски. Для прочности большой диск делать толще – 2–3 мм, малые диски – 1, 5–2 мм.

4. Большой диск прикрепляем к толстому концу конуса-туловища и примазываем из материала конуса, как в изделии " Курица" (рис. 8 а).

5. Подставку выполняем из небольшого конуса так же, как из шара.

6. Малые диски прикрепляем по бокам туловища и примазываем к верхней части (рис. 8 б).

Рис. 8а, б

7. Заканчиваем петушка дополнениями и украшениями: клюв – конус, бородка – две " капельки", гребешок – шарики разных размеров, пластина с защипами, " коса" и т.д. Глаза делаем обычным способом из шариков нужного размера. В центре глаза зрачок продавливаем зубочисткой. Украшаем петушка придавливанием жгутиков, " капелек", шариков и рисунком с помощью стека или зубочистки любых орнаментов. Все это можно делать выборочно или в сочетании. Дело сугубо авторское. Надо только напомнить, что украшениями нельзя покрывать все туловище петушка. У петушка, как и у курочки, местами для украшений являются хвост с обеих сторон, крылья с наружной стороны и грудь (рис. 8 в).

Рис. 8в

В композиции петушок может быть один. Если за урок дети не успевают его закончить, то фантазийную часть работы, как обычно, можно задать на дом.

Изделие " Индюк"

Нотация на изделие " Индюк"

1. Раскатать конус длиннее, чем для петушка (рис. 9 а).

Рис. 9а

2. Разделить длину конуса на 3 части и две узкие части согнуть вверх, а узкий конец согнуть вперед. В основе индюка туловище короче шеи. Основу поставить на подставку, как и у всех других птиц.

3. Раскатать большой шар, придавливанием сделать диск довольно толстым, чтобы он прочно держал форму – 3–4 мм.

4. Из двух меньших шаров сделать диски для крыльев.

5. Присоединить большой диск к толстому концу основы не как у петушка и курицы – вдоль туловища, а поперек (рис. 9 б). Примазывать хвост к туловищу надо из пластилина туловища движениями к хвосту. Следить за тем, чтобы форма туловища плавно переходила в форму хвоста без ребер, впадин и бугров.

Рис. 9б

6. Диски крыльев примазать по бокам туловища, как у курицы и петушка.

7. Клюв можно " покрасить" в нужный цвет, а можно заменить другим пластилином, отрезав цвет основы. Глаза – шарики. Гребешок и бородка выполняются любым известным способом: изогнутыми полосками, например элементом " волан" или элементом " коса", шариками, " капельками" и др. Надо только помнить, что у индюка бородка длинная, расположена по всей шее. Она и является украшением груди. Значит, дополнительных украшений на груди уже не требуется. Украшаются крылья снаружи и хвост с обеих сторон (рис. 9 в).

Рис. 9в

Индюков в композиции может быть один-два. В целом композиция представляет собой картон, покрашенный желтым, зеленым, коричневым пластилином, изображающим землю двора. На картоне расположены кормушка и окружающая двор зелень с цветами, мелкими птичками, улитками. Можно где-то в углу поставить цветущее дерево. Но не следует сильно загромождать картон, например изображением курятника и других построек. Главными в композиции должны быть птицы, они должны быть хорошо видны, быть крупнее дополнительных предметов, располагаться группами на выгодном для их восприятия фоне.
Если к композиции " Птичий двор" присоединить композицию " Озеро", то в целом получится большая композиция, которую можно назвать, например, " В мире птиц". Такую композицию можно исполнять групповым методом в классе и на внеклассных занятиях.

ТЕМА " МОРЕ"

Тема " Море" – базовая. Тема развивающая, знакомит с новыми персонажами, с использованием знакомых форм и приемов лепки, закрепляет изученный материал. Развивает глазомер, видение объемов и пропорций.
В этой теме дети учатся строить многофигурную композицию, которая представляет собой морское дно с разнообразными его обитателями. К исполнению предлагаются знакомые улитки, трава (здесь она играет роль водорослей). Многие дети знают живые водоросли, наблюдая аквариумы. Часто в аквариумах растет валлиснерия прямая и спиральная. Появляется много новых персонажей – обитателей морского дна: рыбы, морские звезды, осьминог, морской конек. Осьминог, как самый большой и сложный персонаж, занимает центральное место на дне моря. Морская звезда гораздо меньше осьминога. Чтобы она была видна в композиции, ее надо расположить на возвышенности. Рыбки могут быть самых разных размеров, располагать их надо так, чтобы они не мешали друг другу и другим персонажам и заполняли собой пустоты дна и травы, поскольку однообразие зелени, будет невыгодно для композиции. Зеленые водоросли хорошо оживляются морскими коньками, улитками, маленькими рыбками. Длинные водоросли помещаются на задний план, создают как бы фон всей композиции, короткие – пучками по всему морскому дну, заполняя, дополняя и украшая композицию.
Но надо помнить, что обилие персонажей не делает композицию лучше. Слишком много предметов мешают друг другу. Чтобы не было нагромождения, их придется делить на группы, как в теме " Магазин игрушек". Легко может получиться витрина магазина, а не морское дно. Поэтому композицию " Море" лучше делать каждому ученику свою – попытаться найти на своем картоне наиболее удачное размещение своих персонажей. А за время, предоставленное на тему в календарном плане, можно сделать только по одному новому персонажу и останется урок на компоновку. Дополнительных рыбок можно успеть сделать при создании композиции, если в классе – дети, активно работающие и достаточно развитые предыдущими занятиями по лепке. Тема для детей, особенно младшего, первого, класса, действительно сложная. Можно часть работы, как обычно, задать на дом, например дополнительных рыбок и доработку композиций. Обычно родители охотно принимают участие в работе, исправляя и облагораживая работу детей. Учителю надо хорошо объяснить задачи этой композиции, принцип компоновки и обратить особое внимание на оптимальное количество персонажей, их разнообразие по величине и характеру. То есть на те самые правила, на которых держится любая грамотная композиция.
На этой теме обучающая часть программы заканчивается. Следующие темы – дополнительные. Они в разнообразной форме повторяют все изученное ранее, закрепляют материал, упражняют в исполнении объемов с рисованных изображений, развивают объемное видение, объемное мышление, глазомер, укрепляют связь голова – рука и расширяют предметный мир. В следующих темах уже не предлагаются примеры композиций. Композиции строятся детьми по примеру выполненных ими и по известным правилам. Роль учителя уже сводится к контролю и коррекции исполнения.

Изделие " Морская звезда"

В изделии показываются более сложная разметка, чем в изделии " Тарелка", новое применение приема вытягивания, более жесткое требование соблюдения пропорций.

отация на изделие " Морская звезда"

1. Подготовить и раскатать шар среднего размера из пластилина любого яркого цвета или фактурного цвета (рис. 10 а).

Рис. 10а

2. Ладонью придавить шар, уменьшив его высоту вдвое (рис. 10 б), как в изделии " Пирог".

Рис. 10б

3. На верхней половине сжатого шара стеком нанести линии разметки. Из центра пятью прямыми линиями разделить поверхность формы на равные части. Нарисовать как бы лучи пятиконечной звезды (рис. 10 в).

Рис. 10в

4. Удлинить каждый луч вытягиванием пластилина (рис. 10 г). Для этого сдавить пластилин пальцами, захватив его с обеих сторон от линии разметки, в вертикальном направлении, а затем в горизонтальном, как при вытягивании травки. Затем надо выглаживанием убрать все ребра и неровности и сделать форму каждого луча похожим на конус. Вид сверху – круглая форма – приобретает вид пятиконечной звезды. Вид сбоку – вытянутые лучи составляют с нижней половиной бывшего шара одну плоскость, а верхняя часть должна оставаться выпуклой. Все изменения формы должны быть плавными, обтекаемыми.

Рис. 10г

5. Сверху морская звезда украшается, если основа была выполнена из одноцветного пластилина (рис. 10 д).

Рис. 10д

При лепке изделия по нотации учителю особое внимание следует уделить пунктам 3 и 4. Все эти действия для детей новые. При еще слабом развитии глазомера многие дети не смогут сами справиться с разметкой. Некоторые дети никогда не видели морской звезды и не представляют себе ее формы. Учитель в начале лепки должен выяснить, насколько дети знакомы с этим представителем моря, и показать им рисунки, фотографии, иллюстрации морских звезд, если это необходимо. Живые морские звезды бывают разных форм. Для визуального знакомства лучше выбрать тип звезды, похожий на предложенное к лепке изделие.

Изделие " Осьминог"

Осьминог – любимый детьми персонаж из-за видимой простоты его исполнения. Лепка его не содержит новых форм и способов доработки. Все применяемые в лепке приемы хорошо знакомы детям, освоены ими. Поэтому учителю следует повысить требования к их исполнению, к качеству формы и соблюдению пропорций. Только при соблюдении этих требований изделие может быть красивым.

Нотация на изделие " Осьминог"

1. Подготовить пластилин яркого цвета и раскатать из него большой шар (рис. 11 а).

Рис. 11а

2. Придавить шар на доске без изменения остальной формы (рис. 11 б).

Рис. 11б

3. На верхней половине шара и боках нанести стеком линии разметки, разделив объем шара на восемь равных частей вертикальной линией, горизонтальной линией и каждую четвертину пополам (рис. 11 б).

Рис. 11в

4. Из этого же пластилина раскатать цилиндрический жгут небольшой толщины.

5. Нарезать из жгута восемь равновеликих заготовок, сохраняя круглую форму жгута. Пропорции заготовок примерно 1: 4: 1 – толщина, 4 – длина.

6. Каждую цилиндрическую заготовку превратить в конус раскатыванием на доске.

7. Конуса соединить с основой, придавив широким концом к основе между линиями разметки на нижней половине шара и загладив швы (рис. 11 в, г).

Рис. 11г

8. Выпуклую часть основы украсить глазами. Нос и рот изображать по желанию. Придать конусам вид, характерный для щупальцев осьминога (рис. 11 д).

Рис. 11д

Изделие " Рыбка"






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.