Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебная система РФ и принципы ее функционирования.






 

1.1. Судебная власть и её признаки

 

Понятие судебной власти неразрывно связано с принципом разделения властей. В самом общем виде разделение властей представляет собой функционирование в государстве трех ветвей (видов) государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из этих ветвей независима от других и действует в пределах своей компетенции самостоятельно. Кроме того, каждая из властей сдерживает друг друга через сложную систему сдержек и противовесов с тем, чтобы ни одна из них не могла бы стать абсолютной.

В некоторых источниках можно встретить указания на то, что теория разделения властей ошибочна и не отражает объективную реальность[7]. Согласно такому подходу, три ветви власти – на самом деле три функции единой государственной власти. Не обсуждая теоретические аспекты такой точки зрения, обратимся к Конституции РФ, ст. 10 которой провозглашает принцип разделения властей основным принципом устройства государственной власти в РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны». Поскольку, как уже было сказано в первой теме, предмет нашего курса – правовые основы организации и деятельности правоохранительных органов, то именно на положения действующего законодательства мы и будем ориентироваться при рассмотрении судебной власти.

Судебная власть может пониматься по-разному. Например, как система носителей этой власти – то есть как система государственных органов – судов. С другой стороны, судебная власть может рассматриваться и как вид государственной деятельности по защите прав и законных интересов личности, общества и государства посредством осуществления судопроизводства. Некоторые авторы пытаются объединить эти два подхода, рассматривая судебную власть как функции и полномочия управомоченных на их осуществление специальных органов государства[8].

Судебная власть, причем независимо от того, как именно она рассматривается (как особый вид государственной деятельности, как система уполномоченных органов и т.д.), обладает определенными признаками. Перечень этих признаков разнится от источника к источнику, но в качестве основных традиционно называют четыре.

1. Исключительность судебной власти. Это означает, что никакой иной орган государственной власти (законодательной или исполнительной) не вправе принимать решение по делу, подсудному суду. Особое значение это свойство (признак) судебной власти имеет в сфере уголовного судопроизводства. В советский период нормы УПК разрешали, например, следователю или органу дознания прекращать уголовные дела с передачей материалов в товарищеский суд или передачей обвиняемого на поруки, фактически признавая лицо виновным в совершении преступления. В настоящее время такие нормы в УПК отсутствуют. Только суд вправе признать лицо виновным. В истории нашей страны были известны и внесудебные органы разрешения уголовных (вернее, политических) дел – Особые совещания НКВД, так называемые «тройки», «двойки», которые были правомочны назначать уголовное наказание вплоть до смертной казни. Такое положение дел противоречит исключительности судебной власти и не должно иметь места в правовом государстве.

2. Подзаконность судебной власти. Согласно ч. 1 ст. 120 Конституции РФ суды независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам. Кроме того, суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. С другой стороны, судьи сами не вправе отступать от требований закона. За вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта в ст. 305 УК РФ установлена уголовная ответственность (максимальное наказание – лишение свободы на срок до 4-х лет, а при отягчающих обстоятельствах – до 10 лет).

3. Обязательность исполнения судебных решений и их полнота. Решения органов судебной власти (приговоры, определения и другие судебные акты) подлежат обязательному исполнению на всей территории РФ. За неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта представителем власти, государственным служащим, служащим органов местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, коммерческой или некоммерческой организации в ст. 315 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность (максимальное наказание – лишение свободы до 2-х лет). Полнота судебных решений означает, что никакой иной орган государственной власти не вправе их отменить, дополнить или изменить (за исключением случаев амнистии или помилования). Пересмотр судебных решений возможен только в порядке судебного надзора вышестоящих судебных инстанций над нижестоящими.

4. Процессуальный порядок деятельности судов. Суды осуществляют судопроизводство в строгом соответствии с процессуальными законодательными актами, которые детально регламентируют все важнейшие вопросы рассмотрения и разрешения дел в судах. К таким актам, прежде всего, относятся процессуальные кодексы – АПК, ГПК, УПК РФ. Процессуальные нормы содержатся также в Таможенном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».


Судебная власть как система судов осуществляет особый вид правоохранительной деятельности – судопроизводство. В Российской Федерации существуют следующие виды судопроизводства: гражданское, уголовное, административное, арбитражное и конституционное. Вид судопроизводства определяется, с одной стороны, кругом вопросов и дел, которые рассматриваются и разрешаются в ходе судебной деятельности. С другой - процессуальными особенностями их рассмотрения.

Необходимо отметить, что такие виды судопроизводства, как гражданское, уголовное и конституционное, имеют серьезную нормативную и теоретическую базу. Что касается арбитражного судопроизводства, то спорным является даже вопрос о самом его существовании. В ст. 118 Конституции РФ, которая определяет виды судопроизводства, арбитражное вообще не названо. Если мы обратимся к Арбитражному процессуальному кодексу, то обнаружим, что судопроизводство в арбитражных судах осуществляется либо по правилам гражданского судопроизводства, либо по правилам административного судопроизводства. Таким образом, есть достаточно основания говорить о том, что арбитражного судопроизводства как самостоятельного вида не существует. С другой стороны, процессуальный порядок рассмотрения дел в арбитражных судах обладает целым рядом особенностей, которые присущи только этим судам[9], на основании чего некоторые авторы делают вывод о том, что арбитражное производство может быть выделено в отдельный самостоятельный вид судопроизводства.

Не менее спорным является вопрос о содержании административного судопроизводства. В литературе этим термином обычно обозначается рассмотрение дел об административных правонарушениях. Но в последнее время все чаще встречается точка зрения, согласно которой административное судопроизводство предполагает рассмотрение жалоб и споров о праве в случаях, когда хотя бы одна сторона является органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом или общественным объединением[10]. Кроме того, некоторые авторы относят к административному производству такой вид деятельности, как административно-судебное санкционирование – то есть налагаемые в судебном порядке меры административного принуждения (административное задержание на срок свыше 48 часов), судебное санкционирование принудительного лечения лиц, страдающих психическими расстройствами и т.д.[11]. Можно сказать, что вопрос об административном судопроизводстве в настоящее время требует серьезной теоретической разработки.

 

Судопроизводство реализуется посредством нескольких функций, основная из которых – осуществление правосудия. Правосудие – это часть судопроизводства, направленная на рассмотрение и разрешение гражданских, арбитражных и уголовных дел в судебных заседаниях на основании и в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Что касается конституционного и административного судопроизводства, то они не предполагают осуществление правосудия. Если с конституционным судопроизводством этот вопрос решается однозначно (конституционные суды не рассматривают иски, а решают вопросы, связанные, в основном, с толкованием норм права), то вопрос о существовании административного правосудия, по вышеуказанным причинам, до сих пор остается открытым.

Необходимо отметить, что существует два типа правосудия – состязательный и инквизиционный. При состязательном правосудии судья нейтрален по отношению к истцу и ответчику. Суд – это арбитр, который не истребует доказательства и не изучает их, не допрашивает участников процесса. То есть бремя доказывания в состязательном правосудии возложено на стороны процесса. Такой тип правосудия характерен, например, для Великобритании.

Инквизиционное правосудие предполагает, что суд принимает на себя некоторые обязанности сторон. В этом случае судья занимает активную позицию, участвует в допросах, запрашивает и изучает доказательства и т.д. – то есть суд ведет свое собственное следствие (судебное следствие). Инквизиционный тип правосудия характерен для многих стран континентальной Европы, в том числе – и России.

 

Некоторые авторы отождествляют судопроизводство и правосудие, рассматривая последнее как конкретную форму реализации судопроизводства[12]. Однако, такой поход не представляется оправданным, поскольку, кроме правосудия, суды осуществляют еще целый ряд функций. Среди них можно назвать, например, судебный контроль[13], выдачу судебных разрешений на производство отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий; установление юридически значимых фактов, судебное санкционирование меры пресечения в виде заключения под стражу и т.д. Эти виды судопроизводства не являются правосудием и будут рассматриваться в ходе изучения соответствующих тем курса.

 

1.2. Судебная система РФ – общая характеристика

 

Судебная власть реализуется посредством специального института – судебной системы.

Судебная система – это:

1. совокупность всех судов в РФ;

2. правила и принципы, на которых основана организация и функционирование судов.

В основе судебной системы РФ лежат суды – специально уполномоченные органы, созданные с целью рассмотрения по существу уголовных дел, а также разрешения споров между физическими и юридическими лицами, а также – осуществления иной деятельности, отнесенной законом к их компетенции (т.е. для судопроизводства). Практически все суды РФ являются государственными органами, исключение составляют третейские суды, которые рассматривают, в основном, споры, связанные с предпринимательской деятельностью[14].

В соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ судебная система РФ устанавливается самой Конституцией и федеральным конституционным законом. Однако, в Конституции РФ судебная система обозначена лишь в общих чертах. Более подробно она представлена в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (ред. 06.12.2011).

Согласно положениям данного закона, в Российской Федерации существует несколько видов судов, при этом суды делятся по уровню (на федеральные и суды субъектов) и по компетенции (по видам судопроизводства).

Рассмотрим деление по уровням.

Федеральные суды называются так потому, что они осуществляют судебную власть от имени РФ, их судьи назначаются исключительно федеральными (общероссийскими) органами государственной власти. Финансирование федеральных судов производится только из федерального бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральными законами и деятельность их осуществляется на основании исключительно федерального законодательства.

Суды субъектов РФ осуществляют правосудие от имени соответствующего субъекта РФ и финансируются из его бюджета (за исключением мировых судей)[15]. Судьи этих судов назначаются (избираются) в соответствии с законодательством субъекта РФ. В настоящее время к судам субъектов РФ относятся два вида судов: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

 

Деление судов по их компетенции основано на рассмотренных выше видах судопроизводства. Именно деление судов по компетенции явилось главным принципом формирования судебной системы РФ.

Федеральным судом, осуществляющим конституционное судопроизводство, является Конституционный Суд РФ. Этот суд представлен в единственном числе – у него нет поднадзорных и нижестоящих в отношении его судов. Конституционные суды действуют в настоящее время и в ряде республик в составе Российской Федерации, но они относятся к подсистеме судов субъектов РФ и не подчинены Конституционному Суду РФ. Основная задача Конституционного Суда РФ – проверка соответствия законов и других нормативно-правовых актов Конституции РФ, а конституционные суды республик проверяют соответствие законов и нормативно-правовых актов, принятых в этой республике, своей республиканской конституции.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ по уровню являются судами субъектов и, как уже было сказано, не являются нижестоящими судами по отношению к Конституционному суду РФ.

В Санкт-Петербурге 24 мая 2000 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят #G0Закон Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга».#G1

Остальные федеральные суды составляют отдельные подсистемы в зависимости от своей компетенции. Это подсистемы арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Подсистему арбитражных судов возглавляет Высший Арбитражный Суд РФ, нижестоящими по отношению к нему судами являются – федеральные арбитражные суды округов, федеральные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ. Основная задача арбитражных судов – разрешение гражданских и административных дел в экономической сфере (экономических споров). Кроме того, в систему арбитражных судов входят суды по интеллектуальным правам, учрежденные Федеральным конституционным законом от 06 декабря 2011 № 4-ФКЗ[16].

 

Подсистему судов общей юрисдик ции возглавляет Верховный Суд РФ, нижестоящими по отношению к нему судами являются – Верховные Суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские (в городах Москве и Санкт-Петербурге) суды, суд Еврейской автономной области, суды автономных округов (федеральные суды в субъектах РФ) и районные суды (федеральные суды в городах, городских и сельских районах, межмуниципальные суды в г. Москве). Среди федеральных судов общей юрисдикции особо выделяются военные суды, имеющие собственную систему: гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды. Вышестоящей инстанцией для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия. Основная задача судов общей юрисдикции – разрешение гражданских и административных дел, не подсудных арбитражным судам, и всех уголовных дел.

Мировые судьи, формально являясь судами субъектов, относятся к судам общей юрисдикции. Их функционирование предусмотрено ФКЗ «О судебной системе РФ», ФЗ «О мировых судьях в РФ». Кроме того, каждый субъект РФ должен принять собственный закон о мировых судьях.

ФКЗ «О судебной системе РФ» предусмотрено также создание специализированных судов по рассмотрению гражданских и административных дел, входящих в судебную систему РФ. Такие суды до настоящего времени еще не созданы. Специализированными судами, учитывая зарубежный опыт, могли бы стать суды по делам несовершеннолетних (ювенальные суды), суды по делам о наследстве, налоговые суды и т.д.

 

Для описания судебной системы используются такие понятия, как звенья и инстанции.

Понятие звена судебной системы определяет место конкретного суда в иерархической системе (вышестоящих – нижестоящих) судов. Поскольку Конституционный Суд РФ, равно как и конституционные и уставные суды субъектов РФ представлены в единственном числе, то звенья судебной системы предусмотрены только в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Понятие звена судебной системы - скорее, рабочий термин, подчеркивающий, что суды одного звена - независимо от их численности и внутренней структуры – обладают одним и тем же спектром полномочий. Особенно часто это понятие используется применительно к судам общей юрисдикции, поскольку численность судей в составе суда города или района может колебаться от одного судьи (в малонаселенном сельском районе) до нескольких десятков (в крупном городе); а компетенция и полномочия суда при этом – одни и те же.

Судебные инстанции выделяются в соответствии с определенной процессуальной компетенцией судов по обеспечению правосудия. Это понятие также применимо только к судам общей юрисдикции и арбитражным судам.

Суды первой инстанции разрешают юридическое дело в первый раз и по существу. В этой инстанции в состязательном порядке выслушиваются стороны судебного процесса (истцы и ответчики, защитники и обвинители и т.д.), непосредственно допрашиваются свидетели, исследуются в полном объеме доказательства и от имени государства выносится решение либо приговор по рассмотренному делу. В подсистеме судов общей юрисдикции судом первой инстанции может быть суд любого звена. В подсистеме арбитражных судов таковыми являются арбитражный суд субъекта РФ (арбитражный суд первого звена) и Высший арбитражный суд РФ.

Решение суда, принятое в первой инстанции, может быть обжаловано.

Не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции обжалуется в апелляционном порядке. Суды апелляционной инстанции разрешают юридические делаповторно по правилам судопроизводства в судах первой инстанции. Суд апелляционной инстанции может оставить решение суда первой инстанции без изменения, а может отменить его или изменить. При этом суд апелляционной инстанции – единственный суд, который может, в случае уголовных дел, отменить оправдательный приговор или пересмотреть приговор в сторону его усугубления. Решение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке.

В подсистеме арбитражных судов судом апелляционной инстанции является арбитражный апелляционный суд (суд второго звена) в отношении решений, принятых арбитражным апелляционным судом субъекта. В подсистеме судов общей юрисдикции судом апелляционной инстанции являются все суды, кроме мировых судей (включая Верховный Суд РФ).

Решения суда апелляционной инстанции может быть обжаловано либо опротестовано в кассационном порядке.

Суды кассационной инстанции пересматривают дела в ином процессуальном порядке. Суд кассационной инстанции проверяют законность и обоснованность решений судов первой и апелляционной инстанций, как вступивших, так и не вступивших в законную силу. В судах кассационной инстанции не допрашиваются свидетели, не исследуются доказательства и т. д., а проверяется только сам судебный акт.

Суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции, внести в него изменения, либо отправить дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, а уголовное дело, кроме того, на дополнительное предварительное расследование.

В подсистеме судов общей юрисдикции судами кассационной инстанции являются суды в субъектах РФ, приравненные к ним суды, а также – Верховный Суд РФ.

В подсистеме арбитражных судов судом кассационной инстанции является только федеральный арбитражный суд округа (суд второго звена)

Суды надзорной инстанции по протестам прокурора либо председателя суда или его заместителя проверяют законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных решений. В подсистеме судов общей юрисдикции – это суды второго (основного) и третьего (высшего) звена.

В подсистеме арбитражных судов судом надзорной инстанции является только Высший Арбитражный Суд РФ.

Кроме того, все суды являются судами, осуществляющими пересмотр дела по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Эта инстанция предполагает пересмотр вступивших в законную силу решений суда в случаях, когда либо открылись обстоятельства, который не были известны суду при вынесении решения, либо появились новые, ранее не существовавшие обстоятельства. К таким новым обстоятельствам обычно относятся вступившие в силу решения Конституционного суда РФ либо Европейского суда по правам человека, которые признают неконституционной (противоречащей Конвенции о защите прав человека и основных свобод) норму права, на основании которой было вынесено судебное решение. Пересмотр дела по вновь открывшимся и новым обстоятельствам осуществляют суды, принявшие пересматриваемое решение.

Основанием для пересмотра судебного решения может являться соответствующая жалоба (апелляционная, кассационная) или представление прокурора.

 

Деятельность любого суда обеспечивает аппарат суда – структурное подразделение суда, обеспечивающее его деятельность. Аппарат суда может быть представлен как только секретарем суда, так и несколькими подразделениями – канцелярией, секретариатом, группой секретарей судебных заседаний и т.д. состав аппарата зависит от уровня суда и количества судей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.