Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционный контроль и конституционное производство в Российской Федерации






Общие вопросы организации и деятельности Конституционного суда

Конституционный Суд РФ - это федеральный судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Законодательной основой организации и деятельности конституционного Суда РФ являются Конституция РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ» и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 года (ред. от 28.12.2010, с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2011), а также Регламент Конституционного Суда РФ, принятым Конституционным Судом РФ 1 марта 1995 года (ред. от 24.01.2011).

Как уже было сказано, Конституционный Суд РФ является органом конституционного контроля. Конституционный контроль – вид правоохранительной деятельности, призванный защищать основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории РФ[26].

Конституционный контроль осуществляется посредством конституционного судопроизводства – особого вида деятельности судов. Конституционное судопроизводство обладает своими особенностями, которые существенно отличают его от других видов судопроизводства.

Во-первых, конституционное судопроизводство направлено на разрешение исключительно вопросов права. При осуществлении конституционного судопроизводства Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельствах во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов (ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). В этой связи необходимо отметить, что ошибочным является распространенное в обыденном сознании мнение о том, что Конституционный Суд РФ является некой высшей судебной инстанцией для всех остальных судов. Он действительно играет особую роль в судебной системе РФ, но, тем не менее, осуществляет собственные полномочия, имеет собственную компетенцию, отличные от полномочий и компетенции других судов, не вмешивается в осуществление правосудия другими судами и не возвышается над ними.

Во-вторых, обязательным условием для рассмотрения дела Конституционным судом является наличие неопределённости в рассматриваемых вопросах[27]. Можно сказать, что конституционное судопроизводство направлено не столько на защиту оспариваемых или нарушенных прав, сколько на разрешение вопроса о том, существует ли вообще такое нарушение. Критерий оценки для судей Конституционного Суда один – соответствие того или иного положения закона или подзаконного акта положениям Конституции РФ.

Третьей особенностью конституционного судопроизводства является длительный процесс подготовки при относительной скоротечности самого судебного заседания. Эта особенность вытекает из теоретико-правовой направленности конституционного судопроизводства: подготовка каждого судебного заседания требует серьезной исследовательской работы.

 

Деятельность Конституционного Суда РФ строится на принципах независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон (ст. 5 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Принцип независимости включает в себя независимость, самостоятельность и подчинение судей Конституционного Суда РФ только Конституции РФ.

Принцип коллегиальности выражается в том, что все решения Конституционного суда РФ принимаются исключительно коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Принцип гласности устанавливает, что заседания суда проходят открыто, в помещении, доступном для публики и представителей средств массовой информации. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания. С разрешения суда допускается кино- и фотосъемка, видеозапись, а также прямая радио- и телетрансляция. В порядке исключения закрытые судебные заседания допускаются лишь в предусмотренных законом случаях, когда это необходимо для соблюдения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан или защиты общественной нравственности. Решения суда в любом случае провозглашаются публично и обнародуются без каких-либо ограничений.

Принцип состязательности и равноправия сторон в деятельности Конституционного Суда РФ заключается в том, что стороны в заседании пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции.

Судопроизводство в Конституционном суде ведется исключительно на русском языке. В случае, если кто-либо из участников процесса не владеет языком судопроизводства, ему в обязательном порядке предоставляется переводчик.

Статус судей Конституционного суда РФ установлен во 2-ой главе ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». К судьям Конституционного Суда, кроме общих требований к кандидату на должность судьи, установленных ст. 119 Конституции РФ, предъявляются особые требования, связанные с высоким положением этого суда в судебной системе РФ. Так, минимальный возраст для назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ составляет 40 лет. Кроме высшего юридического образования, для судьи Конституционного Суда требуется также наличие признанной высокой квалификации в области права. Как правило, это означает, что судьи Конституционного Суда должны иметь ученую степень доктора юридических наук и ученое звание профессора. Стаж работы по юридической специальности для кандидата на должность судьи Конституционного Суда РФ должен составлять не менее 15 лет.

Установлен особый порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда. В соответствии со ст. 9 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» предложения о кандидатах на должность судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.

 

Конституционный Суд РФ действует в составе 19 судей. Он вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Руководство деятельностью Конституционного Суда РФ осуществляет Председатель, который назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Суда. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые также назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента, и на то же срок. Председатель и его заместители по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

 

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации:

1. руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;

2. вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;

3. представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени;

4. осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Суда кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и структуру аппарата;

5. осуществляет другие полномочия, предусмотренные ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и Регламентом Конституционного Суда РФ.

Важным структурным элементом Конституционного Суда РФ является его Секретариат – центральное звено аппарата суда.

Так, Секретариат Конституционного Суда РФ:

1. осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда РФ;

2. проводит прием посетителей;

3. рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда РФ в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда РФ;

4. содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;

5. изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда РФ.

Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ имеет официальное издание «Вестник Конституционного Суда РФ», в котором публикуются решения Конституционного Суда РФ. Постановления, заключения и определения Конституционного Суда РФ публикуются также в официальных источниках опубликования нормативных актов РФ – «Российской газете» и «Сборнике законодательства РФ».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.