Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие правоохранительной деятельности






Как уже было сказано, миссия правоохранительных органов заключается в защите прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц от преступных и иных противоправных посягательств. Другими словами, миссия правоохранительных органов реализуется посредством правоохранительной деятельности.

Однако, переходя от миссии к ее реализации, то есть к деятельности, мы должны конкретизировать это определение следующим образом.

Любая деятельность обладает набором определенных признаков, или качеств. Так, деятельность всегда предполагает цель, методы и средства, наличие субъекта и объекта деятельности (кто действует и по отношению к кому/чему действует), порядок деятельности и т.д.

Цель правоохранительной деятельности ясна – защита прав и законных интересов физических и юридических лиц от противоправных посягательств.

Субъекты правоохранительной деятельности – правомочные или уполномоченные на то лица или органы. Правомочный орган (или лицо) – это орган, по своему статусу наделенный правом осуществлять ту или иную деятельность. Уполномоченные лицо (или орган) – лицо, наделенное правом осуществлять отдельные действия в конкретных ситуациях. Например, сотрудники оперативных подразделений ФСБ правомочны совершать неотложные следственные действия. Капитаны судов дальнего плавания в общем случае не вправе совершать неотложные следственные действия, но, если преступление совершено на борту судна, они уполномочены предпринимать неотложные следственные действия.

Однозначно определить объект правоохранительной деятельности сложно, и зависит это, скорее, от особенностей подхода к анализу правоохранительной деятельности. В качестве объекта могут быть названы права и свободы граждан, преступная деятельность и т.д.

Методы и средства правоохранительной деятельности также различны в зависимости от конкретного вида правоохранительной деятельности. Изучение этих методов и средств будет осуществляться в рамках соответствующих учебных дисциплин. В рамках нашего курса необходимо учитывать, что правоохранительная деятельность осуществляется путем применения юридических мер воздействий в строгом соответствии с федеральным законодательством и при неуклонном соблюдении установленного им порядка и процедур.

Как правило, степень «формализованности» правоохранительной деятельности зависит от того, насколько велика вероятность в ходе ее осуществления нарушить права и свободы человека и гражданина. Например, адвокатская деятельность стоиться по принципу «что не запрещено, то разрешено». Оперативно-розыскная – наоборот, очень близка к принципу «все, что не разрешено – запрещено».

Таким образом, правоохранительную деятельность можно определить как деятельность, осуществляемая правомочными либо уполномоченными органами с целью охраны прав и законных интересов человека и гражданина, общества и государства путем применения юридических мер воздействий в строгом соответствии с федеральным законодательством и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Существует много классификаций правоохранительной деятельности, в основу которых могут быть положены такие критерии, как содержание деятельности (виды правоохранительной деятельности), субъекты (органы, осуществляющие тот или иной вид правоохранительной деятельности) и т.д. Единого установленного подхода здесь не существует, классифицировать правоохранительную деятельность можно в зависимости от ситуации, главное – правильно сформулировать критерий классификации. И если исходить из такого критерия, как содержание правоохранительной деятельности, то можно назвать следующие ее виды:

1. судопроизводство особы вид правоохранительной деятельности, осуществляемый судами, который будет подробно рассмотрен в рамках следующей темы;

2. прокурорский надзор – вид правоохранительной деятельности, осуществляемой органами прокуратуры в целях обеспечения неукоснительного и единообразного исполнения законов РФ на всей территории России. Этот вид деятельности также будет рассматривать в ходе изучения отдельной темы;

3. полицейский контроль (административный надзор). Полицейский контроль – это специально организованное наблюдение уполномоченных органов исполнительной власти за точным и неуклонным соблюдением гражданами, должностными лицами и организациями общеобязательных правил с использованием в предусмотренных законом случаях административного принуждения[3]. Он осуществляется с целью предупреждения различных противоправных действий в общественных местах (начиная с актов мелкого хулиганства и заканчивая актами терроризма), а также - тяжких последствий проявлений стихийных сил природы. Особенность полицейского контроля в том, что он, фактически, осуществляется круглосуточно, постоянно - как, например, контроль соблюдения правил дорожного движения.

Основным органом полицейского контроля являются органы внутренних дел, в первую очередь – патрульно-постовая служба. Однако существуют и иные органы исполнительной власти, в чьи функции входит административный надзор. К ним относятся: ФСБ, государственная противопожарная служба МЧС России, санитарно-эпидемиологическая служба, Федеральная миграционная служба и т.д.;

4. предварительное расследование может быть определено как деятельность государственных правоохранительных органов по быстрому и полному раскрытию совершенного преступления, изобличению виновных в его совершении, принятию мер по обеспечению возмещения причиненного преступлением ущерба, по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. Предварительное расследование осуществляется в двух формах: следствие и дознание. Разница между следствием и дознанием заключается в сложности и степени общественной опасности совершенного преступления. Часто бывает так, что по ч. 1 статьи УК расследование осуществляют дознаватели в форме дознания, а по ч. 2 – следователи в форме следствия (например, ст. 188 УК РФ).

Кроме того, существует такая специфическая форма предварительного расследования, как н еотложные следственные действия – то есть действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования [4]. Эти действия могут осуществлять не только следователи или дознаватели, но и работники оперативных подразделений, а также лица, которые не имеют никакого отношения к правоохранительным органам. Так, в случае совершения преступления на борту судна дальнего плавания, неотложные следственные действия будет совершать капитан дальнего плавания; в экспедиции эти функции будет выполнять руководитель экспедиции или зимовки и т.д.;

5. оперативно-розыскная деятельность - особый вид правоохранительной деятельности, направленный на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. ОРД представляет собой систему разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными органами с целью добывания соответствующей информации с использованием как гласных, так и негласных способов, и посредством оперативно-розыскных мероприятий.

К задачам оперативно-розыскной деятельности относится[5]:

- выявление, предупреждение и пресечение преступлений;

- розыск лиц, скрывающихся от правосудия или пропавших без вести;

- сбор полицейской информации, в том числе о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

6. административно-юрисдицкционная деятельность –регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных должностных лиц, состоящая в рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях, а также – в применении мер административно-процессуального обеспечения в установленных законом формах и порядке;

7. лицензионно-разрешительная деятельность - деятельность уполномоченных на то государственных органов по предоставлению физическим и юридическим лицам разрешения (дозволения) на реализацию некоторых права и осуществление определенных действий в условиях общего запрета на данное действие для других лиц.В частности, может быть получено разрешение на использование и эксплуатацию источников повышенной опасности, которые представляют собой потенциальную угрозу общественной безопасности;

8. регистрационно-удостоверительная деятельность – деятельность, направленная на признание и подтверждение со стороны государства правового статуса соответствующих физических и юридических лиц, законности совершаемых указанными лицами действий и принимаемых решений;

9. деятельность по принудительному исполнению судебных решений и решений иных компетентных органов по юридическим делам. Этот вид деятельности охватывает, во-первых, деятельность органов исполнения уголовных наказаний, как связанных, так и не связанных с лишением свободы. Во-вторых – исполнительное производство, то есть деятельность судебных приставов-исполнителей по принудительному взысканию задолженностей с физических и юридических лиц;

10. деятельность по оказанию юридических услуг гражданам и юридическим лицам – то есть такой вид правоохранительной деятельности, как оказание юридической помощи в незапрещенных законом формах;

11. экспертно-криминалистическая деятельность проведение исследований и дача заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом судом, судьёй, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу[6].

12. частная детективная и охранная деятельность - собой оказание на возмездной договорной основе оказание предусмотренных законом услуг физическим и юридическим лицам гражданами и организациями, имеющими соответствующую лицензию органов внутренних дел.

Литература раздела:

 

Основная:

 

1. Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. междунар. док. М.: Изд-во МГУ, 1990.

2. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Принят на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г. // «Советская юстиция». 1991. № 17. стр. 22.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ 2009. № 4. Ст. 445.

4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. 22.06.2010) //СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

5. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // «Российская газета». № 114. 22.05.2012

 

Дополнительная:

1. Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. междунар. док. М.: Изд-во МГУ Университета. 1990.

2. Основные положения «О роли юристов». Приняты на 8 Конгрессе ООН по предупреждению преступлений 10 августа 1990 года // «Советская юстиция». 1991. № 20. Стр. 19.

3. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 28.10.2010, с изм. от 06.12.2011) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

4. Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.

5. Божьев В. Правоохранительные органы России: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. Изд-во: Юрайт, 2010.

6. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева и др. М., 1998.

7. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник. Изд-во: Зерцало-М, 2010.

8. История правоохранительных органов России: Сб. науч. тр. / Под ред. Е. П. Сичинского. Челябинск, 2000.

9. Качалов В.И., Качалова О.В. Правоохранительные органы: Курс лекция в схемах и комментариях. Изд-во Wolters Kluwer. 2010.

10. Мирзоев Г., Григорьев В. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Изд-во: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2010.

11. Правоохранительные органы: Учебник / Под. ред. Ю.К. Орлова. Изд-во: Проспект, 2011.

12. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность России: Курс лекций. СПб.: Из-во СПб ун-та МВД России, 2008.

13. Суд и правоохранительные органы РФ. Учебник / Под ред. В.В. Ершова. Изд-во: Юриспруденция, 2010.

14. Судоустройство и правоохранительные органы: Учебник / Под ред. Ю. Орлова. Изд-во: Проспект, 2012.

15. Чашин А.Н. Судоустройство и правоохранительные органы: Учебник. Изд-во: Дело и Сервис, 2012.

16. Черников В.В. Правоохранительные органы: Учебник. Изд-во: Проспект, 2011.

17. Чернявский А.Г., Кузнецов С.И. Правоохранительные органы: Учебник. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

18. Якушев А. Правоохранительные органы: конспект лекций. М.: Из-во Приор, 2010.

19. Юридический словарь / ред. А.Н. Азрилян. – М., 2007.

20. Юридический энциклопедический словарь / ред. М.Н. Марченко, - М.: Проспект. 2008.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.