Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Коробка






О манере исполнения.

В этой части мы поговорим о традициях, оказывающих влияние на формирование исполнительской манеры вокалистов в поп-музыке.

Большое влияние на формирование манеры звукоизвлечения у джазовых вокалистов оказали африканские традиции народного пения. Рассмотрим эти традиции.

Голос, характерный для африканского пения, напоминает широко и свободно льющийся звуковой поток.

Африканскому пению свойственны многочисленные выкрики, связанные с культовым и ритуальным характером этой музыки, часто эти выкрики напоминают голоса птиц и зверей, а способ извлечения подобных звуков наложил отпечаток на общую манеру звукоизвлечения. Африканскому пению присуще развитое в большом диапазоне фальцетное пение, а фальцету свойственна высокая степень резонирования. Этот фальцет свободно прорезает пространство и может быть услышан очень далеко. Такой фальцетный звук напоминает голоса птиц и звучание духовых инструментов, основания на принципе передувания. Фальцетная манера звукоизвлечения также наложила отпечаток на общую для всего диапазона голоса манеру звукоизвлечения. Манере африканских певцов свойственна как бы инерция в послезвучии и в атаке звука, то это никогда не приводит к потере ритма, потере времени, а лишь говорит о ритмической пластичности исполнительской манеры. Характерной особенностью африканского пения являются „подъезды" к звукам снизу и сверху.

Африканская музыка — ладовая музыка, а основной лад — пентатоника („до”, „ре”, „фа”, „соль”, „ля”). Уместно напомнить, что пентатоника — один из древнейших ладов, известных на Земле, она широко распространена по всей планете, В частности, на Руси пентатоника известна задолго до татаро-монгольского нашествия. Пентатоника широко применяется как в джазовой, так и в рок-музыке. Пентатоника не имеет полутонов. Возможно, поэтому, столкнувшись в Америке с полутонами в „белой" музыке, у негров возник свой вариант отсутствующих в пентатонике 3-й и 7-й ступеней, так называемые „блю-ноты". Очень часто, особенно в наше время, „блю-ноты" исполняются как 3-я низкая и 7-я низкая ступени, то есть „миb” и,, сиb”. На самом деле их следует исполнять несколько выше, чем „миb” и „сиb”.

При рассмотрении особенностей джаза, рок-музыки да и всей поп-музыки обратим внимание на такой факт: если записать нотами многие импровизации, в любом из традиционных стилей, мы наверняка обнаружим довольно банальную и маловыразительную мелодию. Этот и другие факты говорят о том, что в нашем жанре важнее не что исполняется (хотя, безусловно, это также очень важно), а как исполняется. В исполнительской манере кроется основная ценность жанра.

Джаз, рок живут лишь в исполнении музыкантов, владеющих спецификой жанровой манеры исполнения. Если за исполнение этой музыки берется музыкант, не владеющий нужной манерой исполнения, получается банальный и маловыразительный, смешной вариант эстрадного толка. С позиции людей, знающих стили, и особенно музыкантов, такое исполнение выглядит, по меньшей мере, нелепым. Очень часто в таком нелепом положении оказываются многие наши певцы, в том числе и очень известные, когда берутся за исполнение произведений, аранжированных в джазе, роке и т. д. Однако многие из них из-за так называемой „лояльности", а чаще некомпетентности официальной музыкальной критики даже не подозревают об этом. Такой нелепый исполнительский вариант стал широко распространенным явлением в нашей эстраде и уже оказывает свое „воспитательное" воздействие на слушателей. Будучи преподавателем на эстрадном отделении ГМУ имени Гнесиных, автор этого пособия имел возможность прослушать сотни абитуриентов и многих, желающих получить консультацию уже работающих эстрадных вокалистов. И что же можно отметить: кроме того, что высокоодаренных и подготовленных в жанре поступающих крайне мало (автор считает такое положение нормальным, при существующем культурном уровне нашего общества), характерен низкий общий уровень музыкальной культуры у поступающих. В задачу автора не входит подробный анализ этого явления, но одна из причин — все еще довольно низкий исполнительский уровень наших профессиональных эстрадных певцов. Одна из причин — слабая жанровая подготовка, а отсюда и „нелепость” исполнения, о которой говорилось выше.

Это отступление автор считает необходимым, так как надеется, что прочитавшие его более серьезно отнесутся к стилевой подготовке.

Вернемся к стилистике. Обратим внимание на тот факт, что джаз, рок и т, п.- коллективное действо всего ансамбля исполнителей. От качества и художественности исполнения каждого, будь то инструменталист или певец, зависят качество и художественная ценность исполняемой музыки. Но ансамбль удается лишь при условии, если тембры инструментов и голоса особым образом, сливаются, образуя характерный для каждого музыкального течения и стиля звук.

Традиция инструментальности звучания голоса в джазе культивируется со времени его становления. Первыми корифеями джаза были инструменталисты, но они, взяв в руки духовые инструменты, подражали тембру и манере исполнения голосом. Впоследствии вокалисты, стараясь не выделяться из общего саунда (звука), подражали звучанию духовых инструментов и разным приемам атаки звука, звуковедения, вибрато и т. д.

Если мы послушаем записи Эллы Фитцджеральд, нетрудно убедиться, что у нее несколько изменяются тембр голоса и манера пения в зависимости от участвующих в записи солистов-духовиков (саксофонист или трубач и т. д.).

До сих пор у певцов нашего жанра одним из престижных моментов является предельно точное слияние по тембру с тембром духового инструмента. В роке тембром голоса подражают звучанию электрогитары с разными эффектами, другим электронным инструментам и эффектам. Подобная инструментальность голоса требует особого звукоизвлечения, о чем подробнее будет сказано ниже.

Мы уже говорили, что то, как исполняется джаз или рок, является главной особенностью этих музы­кальных направлений. В арсенале выдающихся певцов этих жанров – масса красок. Часто в зависимости от необходимости они пользуются звуком, по окраске напоминающим народный или академический звук. Подражая инструментам, вокалисты используют такие приемы, как „субтон”* или „фрулато”**, но всего этого они добиваются на основе одного универсального способа звукоизвлечения, не требующего большой перестройки аппарата.

Особо надо сказать о вибрато. Вибрато – это прием, при котором звук пульсирующе отклоняется от основного тона (как правило вниз). Скорость пульсации вибрато называется частотой вибрации, а глубина отклонения от основного тона – амплитудой.

Крупное вибрато в конце фраз было принято в джазовом исполнительстве вплоть до бибопа. Впоследствии амплитуда вибрато значительно уменьшается, все чаще исполнители пользуются прямым звуком. Современная стилистика требует очень экономичного и тонкого владения вибрато.

В роке „болезнь” так называемого „качания” голоса началась в начале 70-х годов под влиянием группы „Юрай хип” и др. и быстро стала популярной в роке и в среде эстрадных певцов с плохой опорой дыхания (плохая опора дыхания – у всех непрофессиональных певцов). Петь, „качая звук”, значительно легче, да и требования к интонированию понизились из-за большой амплитуды вибрирования. Времена „качания" голоса давно прошли, и надо помнить, что вибрато – краска голоса, а частота и амплитуда – оттенки этой краски. Современные стили требуют умения длитель­ного удержания звука абсолютно прямым.

_________________________

* „Субтон", или „звук с воздухом”. При пении субтоном большая часть воздушного столба остается малоозвученной, и в звучании голоса слышится шипение продуваемого воздуха. Подобного эффекта трудно достичь на большой громкости, так как большая громкость требует интенсивной работы голосовых связок. Более подробно будет сказано ниже.

** „Фрулато" - в пении так называемый „крип". Добиться этого эффекта можно разными способами. Механизм такого звучания довольно сложен и требует особого описания.

Несколько слов о штрихах. Мы уже говорили об инструментальности вокальной манеры в поп-музы­ке. Соответственно к вокальным партиям подходят все штрихи из арсенала инструменталистов. Более подробно о штрихах можно прочесть в пособии по аранжировке Ю.Саульского *.

Трудно представить джаз или рок без импровизации. Умение импровизировать – одна из отличительных особенностей музыкантов этих жанров. У нас в стране вышло несколько публикаций по основам импровизации, с которыми начинающим вокалистам желательно ознакомиться **. Надо, чтобы вокалисты постоянно совершенствовались в умении импровизи­ровать, это поможет лучше чувствовать музыкальную образность жанра, да и музыку вообще.

Говоря о стилистике, нельзя не сказать о мелизматике, принятой в пении. В современной певческой манере мелизмы используются как мини-импровизации и подчеркивают ту или иную особенность исполни­тельской манеры и стиля. Нужно помнить, что мелизмы – средство музыкального выражения. Их испол­нение должно быть свободным и легким. Нельзя допускать вычурности звучания и „выпячивания” мелизмов. В исполнении больших мастеров мелизмы всегда разнообразны и не мешают основному течению музыкальной мысли.

Итак, мы рассмотрели в сжатом виде основные вопросы исполнительской манеры.

Приступаем к рассмотрению звукоизвлечения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.