Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа над формой аппарата






Начнем с положения гортани. О высоком и низком положениях гортани ведется давний спор в вокальной педагогике. Не вдаваясь в суть полемики, скажем, что опускание и поднятие гортани связаны с типом голоса и индивидуальным строением аппаратов певцов. Автор считает допустимым некоторое занижение положения гортани у певцов и певиц с низкими голосами и завышение у певцов и певиц с высокими голосами. Некоторое завышение положения гортани применяется при пении верхних нот, но об этом более подробно будет сказано ниже.

Мы уже говорили о стремлении к тембральной однородности независимо от тесситуры, то есть при пении даже предельно низких и высоких нот певцы стремятся сохранить максимально обертоновый ряд, не допустить тембрального обеднения голоса. Это возможно лишь при сохранении общей формы аппарата на протяжения всего диапазона голоса, то есть фиксированности формыаппарата, следовательно, и фиксированности положения гортани. Удерживая гортань в нужном положении, нельзя допускать зажатости, напряженности мышц, обеспечивающих такое удержание. Положение гортани должно быть гибким и в то же время уравновешенным. Добиться этого нелегко, требуются внимательность и большое трудолюбие.

Рис. 6
Рис. 5 Общий вид гортани
Необходимо подчеркнуть фиксированность положения гортани и общей формы аппарата для всех гласных звуков. Такое сходство, одинаковость входят в само понятие „форма голосового аппарата”.

а) открытаяголосовая щель; б) голосовые связки сомкнуты; в) голосовая щель во время пения.  
Голосовые связки
К форме аппарата относится также величина образующейся во время пения между связками голосовой щели. На рисунке 5 показаны голосовые связки, их устройство и положение в гортани. На рисунке 6 схематично изображена разная степень разведенности голосовых связок.

 

Рис. 7
Замечено, чтоот величины голосовой щели зависит качество СТОЛБА. Узкая голосовая щель препятствует возникновению полноценного столба по тембру, проникновению грудных частот в верхние резонаторные полости, делает звук малоподвижным в красочном оформлении.

Стенки гортани
На рисунке 7 схематично показано распространение звуковых волн в гортани при разной степени раскрытости голосовых связок. Пунктиром отмечено распространение звуковых волн от голосовых связок, а сплошными линиями изображены отраженные в грудном резонаторе звуковые волны. Из вышесказанного следует, что необходимо стремиться к большой голосовой щели.

Далее поговорим о форме глотки. Замечено, что объем глотки при качественном пении увеличен. Расширение глотки приводит к увеличению верхних резонаторных полостей, что придает звуку характерную гудящую окраску, делает его более объемным, насыщенным. С расширением нижней части глотки связано так называемое прикрытие голоса, особенно важное при пении переходных верхних нот диапазона.

Рис. 8
От формы зева глотки во многом зависит близость и ясность звучания голоса. Форма зева глотки зависит от формы мягкого нёба и положения корня языка, его формы. Форма зева не должна приводить к запрокинутости звука.

На рисунке 8 (а) – форма зева, приводящая к запрокинутому, затылочному звучанию голоса. На рисунке 8 (б) изображена форма зева, приводящая к близкому звучанию.

Необходимо отметить, что главная причина запрокинутого затылочного звучания - опускание гортани ниже, чем того требует конкретный голосовой аппарат.

а) б)

Несколько слов о положении языка. Частично о работе языка нам уже известно – за счёт языка формируется глотка в нижней части и зев глотки. Во рту язык должен занимать как можно меньше места, приэтом полость рта должна напоминать форму рупора. Такая рупорность формы рта способствует усилению звучания. Правильная форма языка не должна приводить к напряженности, зажатости самого языка.

Рис. 9
О форме мягкого неба. На рисунке 8 (а) показана неправильная форма мягкого неба, на рисунке 8(6) -правильная. Форма мягкого неба должна способствовать выведению столба вперед на твердое небо, так называемому приближению звука. Мягкое небо имеет небную занавеску, отделяющую носоглотку от полости рта. На рисунке 9 изображена работа небной занавески.

При пении гласных звуков необходимо следить, чтобы вход в носоглотку был закрыт. Пение гласных звуков с приоткрытым входом в носоглотку сопровождается характерным носовым призвуком, которого следует тщательно избегать. Недостаток звучания, связанный с носовым призвуком, широко распространен в нашем жанре, и основная причина тому - неумение владеть небной занавеской.

Трудность владения вокальным аппаратом вообще и небной занавеской в частности объясняется малым количествен нервныхокончаний(рецепторов) в тканях аппарата, в этом причина очень слабой ощущаемости того или иного органа, в частности небной занавески.

Очень часто из-за такой неощущаемости многие начинающие певцы, закрывая вход в носоглотку небной занавеской, получают совершенно противоположный эффект, то есть небная занавеска все равно открывает вход в носоглотку. Самый простой способ запомнить ощущения, связанные с правильной работой небной занавески, - это прибегнуть к помощи зеркала и подсветки. Нужно открыть рот и подсветить полость рта таким образом, чтобы в зеркале была видна небная занавеска. Зрительно контролируя ее работу, необходимо запомнить ощущения, связанные с этой работой. Упражнения с небной занавеской с зрительным контролем нужно проводить без звука и со звуком, пропевая по очереди все гласные.

Контроль за отсутствием носового призвука в пении должен быть постоянным на протяжении всего процесса постановки голоса.

Опора дыхания. Итак, мы уже говорили, что соблюдение формы аппарата необходимо для получения особого певческого столба. Причиной возникновения такого столба, его протяженности и полноценности является особым образом организованное певческое дыхание. Организация певческого дыхания, приводящая к возникновению полноценного столба, называется ОПОРОЙ ДЫХАНИЯ.

Суть опоры дыхания заключается в следующем;

1. Опора дыхания препятствует быстрому вытеканию воздуха при певческом выдохе.

2. Опора дыхания способствует равномерности воздушного давления, ровности звучания голоса.

3. Режим работы по опоре дыхания избирателен и связан с выбором нужного режима звучания (грудной звук или микстовый, субтон и т. д.),

Вследствие мышечной работы по удержанию воздуха в полостях аппарата (в догортанных полостях) образуется область повышенного воздушного давления. Ощущение опоры дыхания, есть сумма ощущений от повышенного воздушного давления в догортанных областях плюс мышечные ощущения, приводящие к опоре дыхания. Ощущение опоры дыхания – важнейший момент в контроле за работой голосового аппарата. Искусство пения - это искусство дыхания, говорили старые итальянские мастера, Подобная оценка роли дыхания в пении особенно актуальна в рассматривае­мом нами звуке, ввиду особой его инструментальности.

Приступим к описанию мышечной работы, связанной с опорой дыхания.

Правильность опоры дыхания зависит от правильности дыхания. Дыхание состоит из двух фаз: фазы заполнения легких воздухом, то есть вдоха и фазы выдоха. Правильность вдоха зависит от равномерности заполнения легочных сумок, что, в свою очередь, зависит от правильной работы мышц грудной клетки, брюшных мышц и диафрагмы. При вдохе не следует приподнимать плечи (т. н. ключичное дыхание), так как это приводит к неравномерности заполнения легочных сумок в верхней части и приподнимает, отры­вает грудную клетку от плотного соприкосновения с брюшной полостью, что мешает полноценной работе диафрагмы в фазе выдоха. Приподнимание плеч при вдохе мешает свободному расширению грудной клетки в нижней ее части, что препятствует полноценному заполнению нижней части легочных сумок, наибольшей по объему. Ребра передней нижней части грудной клетки не закреплены жестко, что предусмотрено самой природой для возможности расширения этой части грудной клетки при дыхании. Расширение и увеличение объема нижней части грудной клетки — важнейший момент в мышечной работе по опоре дыхания и звука, о чем будет сказано ниже.

Начинающему певцу следует научиться значитель­ному расширению и удержанию при выдохе такого расширенного состояния нижней части грудной клетки.

Правильный вдох не требует чрезмерного расширения нижней части грудной клетки, но упражнения по такому расширению, и особенно удержанию расширенности, способствуют укреплению мышц, участвую­щих в этой работе.

Сразу скажем, что из существующих типов дыхания в нашем жанре отдается предпочтение диафрагмальному, или так называемому абдоминальному дыханию.

Диафрагмальное дыхание – это такое дыхание, при котором всасывание и выталкивание воздуха происходит за счет работы диафрагмы (наподобие поршня в насосе). Межреберные мышцы при этом фиксировано удерживают грудную клетку в несколько расширенном состоянии *.

Опишем упражнения, которые должен проделывать начинающий вокалист для вырабатывания диафрагмального дыхания. Занятия дыханием надо начинать без звука.

1. ВДОХ (упражнения нужно проводить стоя, с хорошей и правильной осанкой). Без вдоха приведите грудную клетку в высокое положение, широко разведите ее в нижней части, это приведет диафрагму в растянутое состояние и увеличит объем грудной клетки.

Зафиксировав грудную клетку в таком положении, медленно вдыхайте одной диафрагмой (по аналогии с поршнем насоса опускайте ее вниз). При этом форма грудной клетки должна оставаться неизменной. Следите, чтобы верхняя подложечная часть живота не западала внутрь (то же – при выдохе).

Следует избегать излишне полного вдыхания. Помните, что излишне полный вдох неразрывно связан с необходимостью усиления работы по опоре дыхания, а это неизбежно вызовет ненужную напряженность, затрудняющую пение. Полезно дыхательные упражнения проводить на незначительном по объему воздуха вдохе. Работая над дыханием со звуком, следите за сохранением формы аппарата при вдохе. Она должна быть такой же, как при выдохе, то есть при звучании. Лишь вход в гортань должен быть раскрыт шире. Подстраивание, выстраивание аппарата после вдоха усложняет общий контроль за формой аппарата, приводит к неоднородности звучания.

2. ВЫДОХ. Выдыхание производите осторожным, легким подтягиванием вверх нижней части брюшного пресса так, чтобы диафрагма выталкивала воздух из грудной клетки, наподобие поршня в насосе или шприце (рис. 10). При этом следите, чтобы форма грудной клетки оставалась зафиксированной, расширенной в нижней части.

Растяните процесс выдоха как можно дольше. Подставьте под струю воздуха ладонь близко к губам. Следите за тем, чтобы давление на ладонь было равномерным по силе от начала до конца выдоха, без рывков и колебаний. То же повторите со звуком. При работе над дыханием следите за тем, чтобы мышцы живота и грудной клетки не перенапрягались. Перенапряженность опоры дыхания приводит к тяжелому, зажатому звуку. Дыхание должно быть пластичным и гиб­ким.

Зауженность выхода из гортани надгортанником, по мнению автора, неотъемлемая часть понятия ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.