Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система государственных закупок.






Национальные системы госзакупок отличаются большим разнообразием и уникальностью. Их сложность и особенности обусловлены многоотраслевым характером государственных потребностей, большим количеством участников, различающихся по характеру функций и роду деятельности, подчиненных различным ведомствам, а также спецификой внешних и внутренних факторов.

Внешними факторами являются:

· Экономическая и социальная политика государства;

· Действующее законодательство;

· Сложившийся рынок закупаемых материалов и их заменителей;

· Рынки дополнительных услуг (транспорт, складское хозяйство, страхование, аудит и т. д.);

· Информационное поле формирования, размещения и исполнения заказов.

К основным внутренним факторам, влияющим на функционирование системы госзакупок, относятся:

· Персонал, обладающий компетентностью в данной сфере;

· Объем выделенных средств и порядок финансирования;

· Информационное обеспечение (объемы и качество информации о формировании и размещении госзаказа, ее доступность для участников системы);

· Материальные ресурсы (закупаемые, возможности по оказанию транспортных и складских услуг).

Основными целями формирования систем госзакупок являются:

· Наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при минимальных затратах общественных средств;

· Препятствие коррупции.

Система госзакупок включает следующие основные этапы:

· Определение потребности в товарах, работах и услугах;

· Установление порядка формирования заказов (номенклатура, объемы, ориентировочная стоимость);

· Разработка порядка размещения заказов;

· Установление порядка заключения контрактов и договоров;

· Определение источников финансирования;

· Осуществление контроля госзакупок;

· Исполнение поставщиками обязательств по поставкам товаров, выполнению работ и оказанию услуг.

Наиболее важными и ответственными из них являются этапы формирования и размещения заказов.

Процесс формирования госзаказа (определение потребности и установление порядка формирования) – это инструмент планирования госзакупок, позволяющий более точно выявить потребности, оценить объемы затрат и соотнести их с возможностями госбюджета. Отношения по поводу определения перечня государственных потребностей и формированию госзаказа в РБ регулируются отдельным законодательством (Законом «О поставках товаров для государственных нужд» №2588-XII от 24.11.1993; Законом «О государственных закупках товаров» № 419-З от 13.07.2012 и Постановлением СМ «О мерах по реализации закона «О государственных закупках товаров» № 778 от 22.08.2012г.; Указом Президента РБ «О проведении электронных аукционов» № 708 от 30.12.2010г.).

Механизм финансирования госзакупок базируется на функционирующей в государстве финансовой системе. В Республике Беларусь источниками финансирования выступают:

· Республиканский бюджет;

· Местные (областные и районные) бюджеты;

· Внебюджетные фонды;

· Инновационный фонд.

В соответствии с Законом «О государственных закупках товаров» № 419-З от 13.07.2012 государственная закупка — приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств.

Таким образом, понятие «государственные закупки» шире, поскольку включает в себя закупки для государственных нужд и предусматривает полное или частичное финансирование за счет государственных средств.

Размещение заказов включает разработку порядка размещения (способов закупки) и заключение госконтрактов.

Существуют следующие системы закупок:

· Централизованные;

· Децентрализованные;

· Смешанные.

Субъекты государственных закупок:

· Заказчик, формирующий и размещающий госзаказ на поставку продукции, заключающий контракты и получающий продукцию;

· Непосредственные потребители товаров, работ и услуг;

· Поставщики продукции (участники);

· Организатор, (уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий управление процессом формирования и размещения госзаказа);

· Специализированные организации (уполномоченные организации) по выполнению отдельных функций (биржи, аукционы), привлекаемые заказчиком.

В процессе госзакупок могут участвовать и другие представители законодательной и исполнительной власти. Наиболее важным звеном в системе госзакупок является заказчик – юридическое лицо или ИП, получающие средства из республиканского и местных бюджетов и/или из государственных внебюджетных и инновационных фондов для государственных закупок и осуществляющие такие закупки. В качестве заказчиков могут выступать министерства, ведомства и другие органы власти, также предприятия и организации, непосредственные потребители закупаемых ресурсов. В Республике Беларусь заказчик должен ежегодно до 1 марта сформировать годовой план закупок с учетом средств, выделенных ему на государственные закупки, и вправе в течение финансового года корректировать указанный план.

 

Контрольные вопросы

1. Что означает понятие «государственный заказ»?

2. Назовите основные принципы формирования и размещения государственных заказов.

3. Дайте определение прокьюремента.

4. Что является главной целью прокьюремента?

5. Назовите основные принципы прокьюремента.

6. Назовите основные цели формирования системы госзакупки.

7. Какие этапы включает система госзакупок?

8. Какие существуют системы госзакупок?

9. Назовите основные субъекты госзакупок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.