Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Ахматова






Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова связаны с мироощущением, характерным для романтизма как направления в литературе и искусстве к. XVIII – первой половины XIX века.

Ключевым моментом для романтической картины мира является двоемирие: противопоставление двух миров, например, земного, где человек томится, и небесного, куда человек стремится. Или мира реального, обыденного и далёкого, полного приключений, удивительно красивого.

Этот тезис можно подтвердить, например, стихотворением «Ангел». Тоска о мире небесном здесь объясняется тем, что душа человека помнит ангельскую песнь " о блаженстве безгрешных духов/ Под кущами райских садов", поэтому " в мире печали и слез", где душа оказывается после рождения, она " томится", и все " песни земли" кажутся ей скучными. Уже в этом стихотворении мотив двоемирия выражается в противопоставлении земли и неба. Тоска по небу звучит во многих других стихотворениях автора. Так, в стихотворении " Небо и звезды" он восклицает: " Тем я несчастлив, / Добрые люди, что звезды и небо – / Звезды и небо! А я – человек!.."

Быть человеком – значит, по мнению Лермонтова, быть несвободным. Так появляется в творчестве еще один значимый момент – мотив свободы, а также противоположный ему мотив несвободы. Эти мотивы имеют автобиографический подтекст: Лермонтов дважды оказывался под арестом, за которым следовали ссылки на Кавказ. Первый раз Лермонтов был наказан за стихотворение " Смерть поэта", а второй – за дуэль с сыном французского посла. Поэтому, когда поэт писал: " Отворите мне темницу, / Дайте мне сиянье дня", – он знал, как чувствует себя человек, когда " окно высоко", " дверь тяжелая с замком", а свобода в образе " гордого коня", гуляющего " без узды на воле", кажется недостижимым благом.

" Одинок я, нет отрады", – пишет автор в стихотворении " Узник". Но мотив одиночества связан не только с мотивом несвободы. С ранних лет Лермонтов начинает испытывать чувство одиночества (одно из первых стихотворений так и называется), причем зачастую одиноким лирический герой ощущает себя среди толпы. Мотив одиночества является центральным в стихотворениях " И скучно и грустно" и " Как часто, шумною толпою окружен...". Человеку одинокому, которому " некому руку подать / В минуту душевной невзгоды" жизнь представляется " пустой и глупой шуткой". Но есть и некое лекарство от одиночества – это романтическая мечта о другом мире!

Мечта дает облегченье лишь на миг. В действительности же лирический герой чувствует себя непонятным, ненужным. Это выражается и в мотиве неразделенной, трагической любви (говорят, любовь счастливую Лермонтову не пришлось испытать никогда). " Чувства лучшие мои / Обмануты навек тобою", – таков итог отношений с Екатериной Сушковой, " Иль женщин уважать возможно, / Когда мне ангел изменил? " – спрашивает лирический герой стихотворения " Я не унижусь пред тобой...", посвященного Наталье Ивановой, " В наш век все чувства лишь на срок", – пишет поэт в стихотворении " Валерик", обращенном к Варваре Лопухиной.

В несоответствии высоким идеалам поэт упрекает не только женщин, но и все свое поколение. Мотив потерянного поколения – один из самых горьких в творчестве Лермонтова. " И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови", " И к гробу мы спешим без счастья и без славы", " Над миром мы пройдем без шума и следа", – таковы признаки болезни века.

Но не всегда мир и место человека в этом мире видится автору столь безнадежным! В поздней лирике Лермонтова появляется мотив гармонии с миром. Прежде всего, с миром природы: так, " души тревога" смиряется, когда лирический герой любуется желтеющей нивой, серебристым ландышем, студеным ключом.

С мотивом гармонии с миром в стихотворении " Выхожу один я на дорогу..." связаны мотивы пути, покоя и вечности. В стихотворении намечен путь лирического героя к обретению внутренней свободы.

Таким образом, все многообразие мотивов лирики М. Ю. Лермонтова выстраивается вокруг ведущего направления, заданного романтизмом.

 

6. Подвиг русского народа в стихотворении Лермонтова " Бородино"

 

М.Ю. Лермонтов родился в 1814 году, в год окончания Наполеоновских войн. Людьми его поколения события Отечественной войны 1812 года воспринимались как недавние, ещё не ставшие сухими фактами истории. Обо всех подробностях битв с Наполеоном можно было узнать непосредственно от их участников.

В форме диалога юноши и участника Бородинского сражения построено стихотворение " Бородино". Стихотворение написано в 1837 году, к двадцатипятилетнему юбилею Отечественной войны. Молодые солдаты, сражавшиеся на Бородинском поле, к этому времени достигли среднего возраста, и к ним стали обращаться " дядя" (словарь Владимира Даля указывает, что обращение " дядя" относится к человеку средних лет).

Главное, что волнует юношу, героя произведения, – не была ли сдача Москвы проявлением слабости духа русского воинства? " Не будь на то Господня воля, / Не отдали б Москвы! " – отвечает ему участник сражения. Эти строчки, звучащие рефреном, показывают, что русские могли бы стоять до последнего, не будь приказа отступить....

Подвиг русских стал возможен потому, что они ясно представляли свою цель. Сам рассказчик, человек из народа, формулирует её так: " Уж постоим мы головою / За родину свою! " Полковник, обращаясь к солдатам, призывает их сражаться до конца: " Ребята! Не Москва ль за нами? / Умремте ж под Москвой..." И в словах солдата, и в словах офицера звучит готовность умереть в сражении за родину, и именно преодоление себя, отказ от страха за свою жизнь ради блага Родины помогли выстоять на Бородинском поле.

Залогом победы стало и то, что в стремлении постоять за родину русский народ объединился: храбро сражались и рядовые солдаты, и офицеры. Рассказчик сожалеет о полковнике, который был убит в рукопашном бою (" сражен булатом"). Чувство единения выражается и в преобладании местоимений «мы» и «наш» (" мы долго молча отступали", " мы были в перестрелке", " мы ждали", " мы пойдем ломить стеною", " постоим мы головою" и т.д.), (" наш бивак", " полковник наш", " наши братья", " наш редут", " наш рукопашный бой"). Картины, которые живо, образно передает рассказчик, являются общими для всех участников сражения.

Для описания картин боя глазами участника Лермонтов использует различные средства выразительности: метонимию (" рука бойцов колоть устала"), сравнение (" земля тряслась, как наши груди"), метафору (" и залпы тысячи орудий / Слились в протяжный вой"). Некоторые подробности сражения переданы натуралистично (например, " И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел"). Образное описание боя тоже помогает осознать героизм русских воинов, ведь после такого тяжелого сражения " Были все готовы / Наутро бой затеять новый".

Для творчества Лермонтова тема подвига русского народа в Бородинской битве приобретает только ему свойственное значение. Автор строк " Печально я гляжу на наше поколенье" с грустью думает о том, что людей, способных на великие подвиги, не найдется среди его сверстников. Именно поэтому слова рассказчика: " Богатыри – не вы", – являются лейтмотивом стихотворения, повторяются в начале (в виде риторического восклицания) и в конце, являясь частью элементов, образующих кольцевую композицию и показывающих, что великий подвиг русского народа имел место! Но… остался в прошлом…

 

 

7. Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

 

Жизнь М.Ю.Лермонтова совпала с очень сложной эпохой в жизни русского общества.

30 –е годы – время мрачной реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. В этот период человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения той эпохи.

Разобщенность интеллигенции, разрыв с народом, пассивность в общественной жизни, ощущение бессмысленности существования, бесцельности жизни и её пустоты – таковы черты поколения, к которому принадлежал и М.Лермонтов.

Отношение к окружающей действительности и внутренний мир поэта с наибольшей полнотой отразились в его лирике.

М.Лермонтов очень рано стал осознавать себя поэтом. Как и А.Пушкин, перед которым Лермонтов преклонялся, он много размышлял о назначении поэта и поэзии, о трагической судьбе поэта в эпоху 30 годов.

Потрясенный гибелью А.С.Пушкина, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта», исполненное боли и тоски. В нем Лермонтов размышляет о трагической участи поэта, осмысляет его горькую судьбу, говорит о его убийце и тех, кто оказался причастным к гибели великого русского поэта. Причем он обвиняет не только Дантеса, чуждого русской культуре и России. Последние гневные строки направлены против царских палачей, которые тоже виноваты в гибели Пушкина, им Лермонтов грозит Божьим судом:

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждёт;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперёд.

Лермонтову удалось прекрасно воплотить образ великого русского поэта. Он говорит о «дивном гении», о «чудесных песнях» Пушкина. Но для Лермонтова Пушкин не только великий художник, - он и великий вольнодумец: дар его был свободен и смел, вольным и пламенным было его сердце, он один восстал против «мнений света» и, как герой, пал в неравном поединке.

В «Смерти поэта» отражена трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого Гения с его ранимостью, одиночеством, протестом в мире бездушия и непонимания:

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил ты в этот свет, завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?..

Свои размышления о судьбе поэта, о назначении поэзии в этом мире продолжает Лермонтов в стихотворении «Поэт». Оно начинается с рассуждения о судьбе кинжала. Было время, когда клинок был верным товарищем своему владельцу. Потом он был взят казаком «на хладном трупе господина» и продан в лавку армянина, где и купил его поэт.

Глядя на кинжал, размышляет Лермонтов о поэзии своего времени:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Своё утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Поэт вспоминает о том, что раньше поэзия была достойна своего назначения, она была оружием для битвы. Для него поэзия прошедших лет – это «чаша для пиров», «колокол на башне вечевой». Поэт подчеркивает, что назначение поэзии – объединять людей в борьбе за свободу, ведь звучала она «во дни торжеств и бед народных». У Лермонтова гораздо сильнее, чем у Пушкина звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу. Сейчас же, по мысли Лермонтова, она утратила свое назначение и вряд ли обретет его вновь.

Заканчивает стихотворение Лермонтов риторическим вопросом:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

Образ осмеянного и презираемого пророка появляется и в стихотворении «Пророк». Оно является как бы продолжением одноименного стихотворения Пушкина: поэт, наделённый божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Лермонтов понимает, как трудно выполнять «веление Божье». Трудно потому, что люди, которым он говорит о любви и правде, не верят ему, насмехаются над ним, презирают его. Но поэт не отказывается от своей высокой миссии, он возвращается в пустыню, где слушают его звёзды да тварь божья. И хотя он одинок, он продолжает свое дело.

Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого людьми, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:

С тех пор как вечный суди

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Тема одиночества поэта в этом мире была затронута Лермонтовым еще ранее в стихотворении «Нет, я не Байрон…». В нем подчеркнуто, что он уже не скиталец-романтик. Лермонтов описал состояние души и крестный путь русского поэта в эпоху «безвременья»:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Итак, по мысли Лермонтова, поэт – это одинокий избранник, который живет своими мечтами, недоступными толпе.

Лермонтов, прочувствовавший своё время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, об обреченности поэта, божьего избранника, на одиночество и презрение людей, равнодушных к проповеди свободы и любви. Может со временем он написал бы более оптимистичные произведения, но …. «Погиб Поэт, невольник чести…!»

Говоря о Пушкине, сказал о себе!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.