Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В минуту жизни трудную….






В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. Одним из таких стихотворений является «Молитва». Мы знакомились с ним еще в средних классах, но до сих пор помню слова: «В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть, одну молитву чудную твержу я наизусть…» В чем такая притягательная сила этого стихотворения? Почему так надолго оно остается в памяти? Подкупающе просты слова, реалистичны (действительно, вспоминаем о Боге, когда в отчаянье, когда беда!). Строчки легко звучат!

Стихотворение написано ямбом. Это делает поэтическое произведение более стройным, четким. Всего три строфы, три предложения. В первой строфе говорится о том, когда, в каком случае человек обращается к молитве. Вторая дает объяснение, почему именно к молитве (созвучью слов живых…). И третья строфа – результат обращения к молитве!

Создается ощущение, что и само-то произведение звучит как молитва!

В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости:

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

«Сила благодатная», исходящая от молящегося, способна облегчить состояние человека в трудную минуту. Действительно, настоящая вера делает человека духовно богаче, морально сильнее. В лермонтовском стихотворении есть такой синтаксический прием, как повтор союза, позволяющий глубже проникнуть в суть произведения:

И верится, и плачется. И так легко, легко…

Синонимом слова молитва является сочетание «созвучье слов живых». Благодаря олицетворению безликие слова превращаются в живой голос страждущей души. Лирический герой одинок, и его избавляет от бремени и сомнений именно молитва. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» является своеобразной исповедью. К такому выводу я прихожу, вновь вспоминая его биографию, посмотрев фильм «Лермонтов», вышедший к юбилею Поэта.

 

3. Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова " Мцыри"

 

Поэма " Мцыри" создана в поздний период творчества М.Ю. Лермонтова, в 1839 году. Исследователи считают ее одним из последних образцов романтической поэзии столетия.

Для раскрытия темы вспомним, что для этого направления характерно тяготение ко всему необычному, например, к экзотике восточных стран;

внимание к внутреннему миру человека, к его психологии; утверждение в качестве романтического героя сильной, независимой личности, исключительной, не похожей на всех других и находящейся в конфликте с миром. Черты романтизма мы находим в сюжете произведения, названии, композиции, форме изложения (основная часть поэмы – монолог главного героя), образах и мотивах.

Как уже было отмечено, одна из черт романтических произведений – экзотика. Название поэмы непривычно для слуха русского читателя. Оно вызывает в памяти воспоминания о дальних странах с незнакомой яркой природой, непривычным бытом людей. Грузинское слово " мцыри" имеет двойной смысл. Оно может переводиться как " неслужащий монах", но может и означать " пришелец", " странник".

Образ центрального героя таинственен, на это указывает и двойной смысл названия. Неясно, из какого народа Мцыри происходит, где именно находится его родина, при каких обстоятельствах он попал в плен, что стало с его семьей, в финале поэмы непонятно, отчего именно он умирает. Таинственность – не единственная черта Мцыри. Герой необычайно смел, ловок и умён, он умеет видеть прекрасное, выражать мысли эмоционально и образно. Мцыри чуждо смирение, и именно поэтому он не смог бы стать монахом. Изображается герой вольный, мятежный, который даже перед лицом смерти не просит о прощении..

Для романтического сюжета характерны мотивы изгнания или побега. Из привычных мест герой отправляется в места необычные: в незнакомые страны, в дикий лес, в фантастический мир. У Лермонтова герой бежит в родные места. Далекая родина кажется ему идеальным пространством. Душа Мцыри стремится " в тот чудный мир тревог и битв". Противопоставление свободы и несвободы подчёркивает романтическое двоемирие: всю жизнь герой провел в плену и всю жизнь стремился к свободе, символом которой стали дальние горы, " …где в тучах прячутся скалы, / где люди вольны, как орлы". Желание героя осуществляется: он на свободе! Однако добраться до далёкого дома ему не удаётся… Мир свободы в поэме – мир дикой природы. Многократно используя олицетворение, Лермонтов одушевляет этот удивительный мир. Перед читателем разворачиваются яркие картины Кавказских гор и лесов, бесконечно красивых и опасных. Неспособный выжить в этом вольном мире, герой оказался на краю гибели «… и в исступлении рыдал, / И грыз сырую грудь земли»… «Напрасно в бешенстве порой / Я рвал отчаянной рукой / Терновник, спутанный плющом: / Все лес был, вечный лес кругом…» Идеал, как во многих романтических произведениях, остался недостижимым.

Кульминация поэмы - сражение с барсом… Романтики внимательно относились к фольклору, собирали легенды, заимствовали из них мотивы, образы. Сюжет борьбы с диким зверем (как правило, с тигром) характерен для грузинского фольклора. В произведении этот сюжет выглядит как борьба человека со стихией, борьба, заведомо обреченная на поражение, но от этого не менее напряженная. Финал битвы подчёркивает исключительность героя. Мцыри делает невозможное. Он побеждает!..

Мотив борьбы, характерный для романтизма, определяет и характер образных средств поэмы. Так, одним из самых распространенных приёмов выразительности является противопоставление, антитеза. Противопоставлены воля–неволя, земля–небо, родина–чужбина, прошлое–настоящее, старость–молодость, тьма–свет, а, в конечном итоге, жизнь и смерть. Герой не боится смерти: главное для него – вкусить жизни, прожить жизнь краткую, но яркую, запоминающуюся, несмотря на то, что приобщение к такой жизни может привести к гибели. В этом и смысл эпиграфа: " Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю".

Так в поэме «Мцыри» мы находим все черты романтического произведения. Исключительный герой оказывается в исключительных обстоятельствах, убежав от привычного обыденного мира. Противопоставлены мир монастыря, мир далёкого дома и мир дикой экзотической природы. Мятеж, нарушение запрета, стремление к воле, свободе – такие мотивы составляют основу поэмы.

Критики называют «Мцыри» эталоном романтизма. И для меня это поистине гениальное произведение стало ключом к пониманию многих авторов, в том числе и современных.

 

 

4. Странная любовь Лермонтова к Родине.

 

В лирическом наследии М.Ю. Лермонтова тема Родины является основной. В 16 лет юный поэт пишет в своем дневнике: «Я Родину люблю. И больше многих…» Значительно позже он скажет: «Люблю Отчизну я, но странною любовью...». В чём же заключается странность этой любви?

Противоречивый характер патриотического чувства, я думаю, объясняется неоднозначным взглядом поэта на Россию. Она для него, с одной стороны, страна, где он родился, вырос, сформировался как личность. Поэт любил именно эту Россию. Её воспевал в своих стихах:

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

И в то же время Лермонтов видел и знал другую Россию – жестокую, угнетающую…

Особенно ярко тема родины проявляется в стихотворениях «Родина», «Дума», «Прощай немытая Россия», «Бородино». Читая их, понимаешь, что Лермонтов был глубоко национальным поэтом.

Поэт мечтал о счастье и славе Отечества, верил в то, что Россия сможет избавиться от бесчеловечности, жестокости, непонимания. Осуществлению этих мечтаний поэт посвятил всю свою короткую яркую жизнь.

Лермонтов не просто любил, но и глубоко уважал русский народ. Его стихотворение «Бородино» можно назвать гимном силе русского духа. «Могучее, лихое племя» участников бородинского сражения было готово умереть за Родину. Автор разделяет патриотические чувства своего героя. Вместе с тем в стихотворении содержится прямой упрёк современному поколению, к которому принадлежит и сам поэт: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри - не вы!»

Восхищаясь силой духа русского народа, в полной мере проявившейся во время Отечественной войны 1812 года, поэт всё-таки не идеализирует народ. В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» он упрекает его в рабской покорности:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ…

Вершина патриотической лирики Лермонтова - стихотворение «Родина». Если в «Бородино» патриотические чувства автора и читателя пробуждаются эпизодами военной истории России, то в «Родине» выражен патриотизм иного свойства. Это чувство исполнено глубокого лиризма:

Но я люблю - за что, не знаю сам…

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям…

Прочитав стихотворение «Родина», понимаешь, что поэт искренне любит свою страну, переживает за её настоящее и будущее. А «странность» любви поэта к Родине до конца не была понята и им самим («не победит её рассудок мой»). Очевидно лишь одно: поэт воспевает любовь не к России «голубых мундиров», а к России истинно народной!

5. Основные мотивы лирики Лермонтова

Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.