Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бланк опросника






Ф.И.О. (или псевдоним) ____

Пол ____________ Возраст _

I этап. Инструкция: «Перед Вами находится таблица с восемью жизненными категориями. Каждую категорию можно представить в трех временах: прошлом, настоящем и будущем. Задумайтесь о своей жизни: о том, какой она была, какая она сейчас и какой Вы ее видите в будущем. Исходя из представлений о собственной жизни, охарактеризуйте проявленность

приведенных категорий в Вашей жизни по шкале от 0 («полностью

отсутствует») до 6 («постоянно присутствует»)».

Категория Прошлое Настоящее Будущее
Неудовлетворенность      
Одиночество      
Свобода      
Грех      
Страдание      
Ответственность      
Страх смерти      
Бессмысленность      

 

II этап. Инструкция: «На оборотной стороне листа напишите, как Вы

понимаете каждую из перечисленных жизненных категорий. Постарайтесь не пользоваться цитатами и устойчивыми выражениями. Опишите именно Ваше

понимание этих категорий. Если в процессе описания жизненных категорий Вы

захотите исправить что-либо в таблице, Вы можете это сделать, но не

зачеркивайте первоначальную цифру. Новую цифру пишите либо через «слеш»

(«/»), либо через запятую (или точку с запятой)».

Примечание. Относительно категории «страх смерти» напишите Ваше

понимание того, что такое смерть, а относительно категории

«бессмысленность» опишите Ваше понимание смысла жизни.

III этап. Инструкция: «После того, как Вы заполнили бланк ответа,

постарайтесь соотнести то, что происходит с Вами на данном жизненном этапе,

с тем, что было отмечено Вами в этом бланке. Ответьте на приведенные ниже

вопросы:

1. С какой точностью приведенные Вами результаты описывают Ваше

состояние?

2. Изменилось ли Ваше отношение к собственной жизни после прохождения

методики?

3. Способна ли данная методика помочь Вам для более глубокого онимания

себя?

Обработка результатов

Рассчитываются два показателя:

1. Вероятность духовного кризиса (ДК):

ДК = (Ах 100)/144 (%), где А-сумма баллов по всем ячейкам.

2. Напряженность экзистенциального вакуума (ЭВ):

ЭВ = (ВхЮ0)/90 (%), где В - сумма баллов по категориям «одиночество»,

«свобода», «ответственность», «страх смерти» и «бессмысленность».

Определяется тенденция духовного кризиса. Для этого рассчитываются

временные коэффициенты для каждого временного измерения:

Кп = (Сх100)/48 (%), где С — сумма баллов в столбце «Прошлое»;

К (= (Dxl00)/48 (%), где D - сумма баллов в столбце «Настоящее»;

Кб — (ЕхЮ0)/48 (%), где Е - сумма баллов в столбце «Будущее».

Последовательное сравнение этих показателей дает пять основных

тенденций:

1.Прогрессивная (Кп < Кн < К.б) — наблюдается усиление проявлений

духовного кризиса в субъективном времени, что говорит о неудовлетворенности жизнью, о стремлении человека выйти на новый уровень

своего развития; появляются устремления нравственного и религиозного

характера.

2.Регрессивная (Ки > Км > Кб) - наблюдается снижение проявлений

духовного кризиса, что указывает на духовный рост испытуемого; человек по-новому смотрит на жизнь, у него появилась осознанная цель и смысл жизни;

человек перестает быть «таким, как все».

3. Стагнационная (Кп = Кн = Кб) — в зависимости от величины

коэффициентов может указывать на следующие проявления:

а) К > 75% - может свидетельствовать о глубоком духовном кризисе,

который связан с потерей смысла жизни, депрессией и чувством вины;

б) 25% < К < 75% — указывает на пограничное состояние, при котором

человек видит бессмысленность жизни, но стремится избавиться от этого

чувства, «убегая» в работу и повседневные заботы;

в) К < 25% — указывает на человека, довольного жизнью, не стремящегося

к вершинам духовного развития; духовного кризиса нет.

4. Пиковая (Кт < Км > Кб) — может указывать на человека, переживающего

эмоциональный шок (например, вследствие потери близкого человека) или же

испытывающего разочарование от жизни.

5. Низинная (Км > Ки < Кб) — указывает на человека, периодически

входящего в состояние духовного кризиса, но отрицающего истинность и

ценность своих переживаний; несмотря на это, ему не удается вернуться к

своему прежнему состоянию, и он «тоскует по божественному».

Примечание. Если обнаружено равенство только между двумя

рядоположными коэффициентами, то они приравниваются, и тенденция в этом

случае считается либо прогрессивной, либо регрессивной (в зависимости от знака неравенства).

 

2.«Шкали психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко).

Проведена адаптация шкалы психологического благополучия К. Рифф. Методика включает в себя шесть шкал: автономность, компетентность, личностный рост, позитивные отношения, жизненные цели, самопринятие. Результаты стандартизации методики (п = 510) свидетельствуют о том, что она обладает хорошими психометрическими показателями. Подтверждена шестифакторная структура психологического благополучия с ведущими компонентами самопринятие и жизненные цели. Предложена адаптация экспресс-варианта шкалы психологического благополучия.

Психологическое благополучие - это некий вариант самооценки,

самоотношения. Понятие «психологическое благополучие» делает акцент на субъективной эмоциональной оценке человеком себя и собственной жизни, а также на аспектах самоактуализации и личностного роста. Подобная структура обособляет его от ряда других общепринятых терминов. Так, в отличие от понятий «психическое здоровье» и «качество жизни», психологическое благополучие напрямую не связано с наличием или отсутствием каких-либо психических или физических недугов. Методика направлена на изучение актуального психологического благополучия высокое и низкое психологическое благополучие). Низкий уровень актуального психологического благополучия обусловлен преобладанием негативного аффекта (общего ощущения собственной несчастливости, неудовлетворенности собственной жизнью), высокий — преобладанием позитивного аффекта (ощущением удовлетворенности собственной жизнью, счастья).

1. Шкала «Позитивные отношения с окружающими»

Высокие и нормативные значения. Наличие близких, приятных,

доверительных отношений с окружающими. Желание проявлять заботу о

других людях. Способность к эмпатии, любви и близости. Умение находить

компромиссы во взаимоотношениях.

Низкие значения. Отсутствие достаточного количества близких,

доверительных отношений. Трудности в проявлении теплоты, открытости и

заботы о других людях. Переживание собственной изолированности и

фрустрированности. Нежелание идти на компромиссы для поддержания

важных связей с окружающими.

2. Шкала «Автономия»

Высокие и нормативные значения. Независимость. Способность

противостоять социальному давлению в своих мыслях и поступках.

Возможность регулировать собственное поведение и оценивать себя. исходя из

собственных стандартов.

Низкие значения. Озабоченность ожиданиями и оценками других.

Ориентация на мнение других людей при принятии важных решений.

Неспособность противостоять социальному давлению в мыслях и поступках.

3. Шкала «Управление средой»

Высокие и нормативные значения. Чувство уверенности и компетентности в

управлении повседневными делами. Способность эффективно использовать различные жизненные обстоятельства. Умение самому выбирать и создавать

условия, удовлетворяющие личностным потребностям и ценностям.

Низкие значения. Неспособность справляться с повседневными делами.

Ощущение невозможности изменить или улучшить условия своей жизни.

Чувство бессилия в управлении окружающим миром.

4. Шкала «Личностный рост»

Высокие и нормативные значения. Чувство непрерывного саморазвития.

Отслеживание собственного личностного роста и ощущение

самосовершенствования с течением времени. Реализация своего потенциала.

Низкие значения. Переживание личностной стагнации. Отсутствие

ощущения личностного прогресса с течением времени. Скука и

незаинтересованность жизнью. Ощущение неспособности усваивать новые

навыки.

5. Шкала «Цели в жизни»

Высокие и нормативные значения. Наличие целей в жизни и чувства

осмысленности жизни. Ощущение, что настоящее и прошлое осмысленны.

Присутствие убеждений, придающих цели жизни.

Низкие значения. Наличие целей в жизни и чувства осмысленности жизни.

Ощущение, что настоящее и прошлое осмысленно. Присутствие убеждений,

придающих цели жизни.

6. Шкала «Самопринятие»

Высокие и нормативные значения. Поддержание позитивного отношения к

себе. Признание и принятие всего собственного личностного многообразия,

включающего свои как хорошие, так и плохие качества. Позитивная оценка

своего прошлого.

Низкие значения. Недовольство самим собой. Разочарование в собственном

прошлом. Обеспокоенность некоторыми чертами собственной личности,

непринятие себя. Желание быть другим, не таким, каков есть на самом деле.

 

Новые ключи:

1. Шкала «Баланс аффекта» описывает общую эмоциональную оценку себя

и собственной жизни.

Низкие и нормативные баллы, набранные по этой шкале, свидетельствуют о

преобладании позитивной самооценки, принятии себя со всеми своими

достоинствами и недостатками. Позитивная оценка таких сторон собственной

личности, как способность приобретать и поддерживать контакты с

окружающими. Уверенность в себе и собственных силах. Высокое мнение о

собственных возможностях, чувство компетентности в управлении

повседневными делами. Общая удовлетворенность собственной жизнью.

Высокие баллы. Негативная самооценка, недовольство и

неудовлетворенность обстоятельствами собственной жизни. Негативное

отношение к себе и собственной жизни. Ощущение собственной никчемности и

бессилия. Недостаток способности поддерживать позитивные отношения с окружающими. Неверие в собственные силы. Недооценка собственных способностей преодолевать жизненные препятствия, усваивать новые умения и навыки.

2. Шкала «Осмысленность жизни» отражает наличие или отсутствие целей

в жизни.

Высокие и нормативные значения связаны с наличием жизненных целей, присутствием чувства осмысленности жизни. Восприятие своего настоящего, прошлого как имеющего смысл. Наличие убеждений, придающих жизни смысл. Уверенность в том, что будущее имеет перспективы. Оценка себя как человека целеустремленного.

Низкие баллы определяют недостаток или полное отсутствие ощущения

осмысленности жизни. Прошлое и настоящее воспринимаются как

бессмысленные. Преобладает чувство скуки и бесцельности своего

существования. Отсутствие видимых жизненных перспектив, которые обладали

бы достаточной привлекательностью для испытуемого.

3. Шкала «Человек как открытая система» описывает способность

воспринимать и интегрировать новый опыт. Реалистичное восприятие всех

аспектов как позитивных, так и негативных аспектов человеческого бытия.

Высокие и нормативные баллы отражают способность усваивать новую

информацию. Целостный, реалистичный взгляд на жизнь гармонично

сочетается с открытостью новому опыту. Непосредственность и естественность

переживаний.

Низкие баллы. Неспособность достаточно эффективно интегрировать

отдельные аспекты собственного жизненного опыта. Фрагментарное,

недостаточно реалистичное восприятие различных аспектов жизни.

4. Шкала «Автономия» связана со способностью соблюдать гармоничный

баланс между собственными и общественными интересами. Крайние значения

по этой шкале могут свидетельствовать как о чрезмерном конформизме (высокие значения), так и об излишней индивидуалистичности (низкие

значения).

Классические ключи:

Пункты, подчеркнутые и выделенные жирным шрифтом, при обработке

переводятся в нисходящую шкалу: 6, 5, 4, 3, 2, 1.

Остальные пункты (не выделенные) при обработке переводятся в восходящую шкалу: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Шкало «Позитивные отношения с окружающими»: 1, 7, 13, 19, 25, 31, 37,

43, 49, 55, 61, 67, 73, 79.

Шкала «Автономия»: 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 56, 62, 68, 74, 80.

Шкала «Управление средой»: 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 57, 63, 69, 75, 81.

Шкала «Личностныйрост»: 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 52, 58, 64, 70, 76, 82.

Шкала «Цели в жизни»: 5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 53, 59, 65, 71, 77, 83.

Шкала «Самопринятие»: 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 54, 60, 66, 72, 78, 84.

Новые ключи (полученные путем факторного анализа):

Пункты, подчеркнутые и выделенные жирным шрифтом, при обработке

переводятся в нисходящую шкалу: 6, 5, 4, 3, 2, 1.

Остальные пункты (не выделенные) при обработке переводятся в

восходящую шкалу: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Шкала «Баланс аффекта»: 6, 7, 9, 12, 13, 15, 17, 18, 2 1, 24, 27, 29, 30,

31, 33, 34, 39, 42, 43, 54, 55, 56, 58, 60, 61, 66, 73, 75, 83, 84.

Шкала «Осмысленность жизни»: 3, 4, 5, 11, 23, 35, 41, 45, 46, 47, 48, 51, 53,

57, 59, 63, 70, 71, 72, 76, 77, 81.

Шкала «Человек как открытая система»: 1, 10, 16, 19, 25, 28, 32, 40, 49, 52,

64, 67, 69, 79.

Шкала «Автономия»: 2, 8, 14, 20, 26, 37, 38, 44, 50, 62, 68, 74, 80. Инструкция: Предлагаемые Вам утверждения касаются того, как Вы

относитесь к себе и своей жизни. Мы предлагаем Вам согласиться или не

согласиться с каждым из предложенных утверждений. Обведите цифру,

которая лучше всего отражает степень Вашего согласия или несогласия с

каждым утверждением. Помните, что правильных или не правильных ответов

не существует.

 

Обведите цифру, которая лучше всего отражает степень Вашею согласия или несогласия с каждым утверждением Абсолютно не согласен Не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Согласен Абсолютно согласен
1. Большинство моих знакомых считают меня любящим и преданным человеком.            
2. Иногда я меняю свое поведение или образ мышления, чтобы не выделяться.            
3. Как правило, я считаю себя в ответе за то, как я живу.            
4. Меня не интересуют занятия, которые принесут результат в отдаленном будущем.            
5. Мне приятно думать о том. что я совершил в прошлом и надеюсь совершить в будущем.            
6. Когда я оглядываюсь назад, мне нравится, как сложилась моя жизнь.            
7. Поддержание близких отношений было связано для меня с трудностями и разочарованиями.            
7. Я не боюсь высказывать свое мнение, даже если оно противоречит мнению большинства.            
9. Требования повседневной жизни часто угнетают меня.            
10. В принципе, я считаю, что со временем узнаю о себе все больше и больше.            
11. Я живу сегодняшним днем и не особо задумываюсь о будущем.            
12. В целом я уверен в себе.            
13. Мне часто бывает одиноко из-за того, что у меня мало друзей, с кем я могу поделиться своими проблемами.            
14. На мои решения обычно не влияет то, что делают другие.            
15. Я не очень вписываюсь в сообщество окружающих меня людей.            
16. Я отношусь к тем людям, которым нравится пробовать все новое.            
17. Я стараюсь сосредоточиться на настоящем, потому что будущее почти всегда приносит какие-то проблемы.            
18. Мне кажется, что многие из моих знакомых преуспели в жизни больше, чем я.            
19. Я люблю задушевные беседы с родными или друзьями.            
20. Меня беспокоит то, что думают обо мне другие.            
21. Я вполне справляюсь со своими повседневными заботами.            
22. Я не хочу пробовать новые виды деятельности — моя жизнь и так меня устраивает.            
23. Моя жизнь имеет смысл.            
24. Если бы у меня была такая возможность, я бы многое в себе изменил.            
25. Мне кажется важным быть хорошим слушателем, когда близкие друзья делятся со мной своими проблемами.            
26. Для меня важнее быть в согласии с самим собой, чем получать одобрение окружающих.            
27. Я часто чувствую, что мои обязанности угнетают меня.            
28. Мне кажется, что новый опыт, способный изменить мои представления о себе и об окружающем мире, очень важен.            
29. Мои повседневные дела часто кажутся мне банальными и незначительными.            
30.В целом я себе нравлюсь.            
31. У меня не так много знакомых, готовых выслушать меня, когда мне нужно выговориться.            
32. На меня оказывают влияние сильные люди.            
33. Если бы я был несчастен в жизни, я предпринял бы эффективные меры, чтобы изменить ситуацию.            
34. Если задуматься, то с годами я не стал намного лучше.            
35. Я не очень хорошо осознаю, чего хочу достичь в жизни.            
36. Я совершал ошибки, но все, что ни делается, — все к лучшему.            
37. Я считаю, что многое получаю от друзей.            
38. Людям редко удается уговорить меня сделать то. чего я сам не хочу.            
39. Я неплохо справляюсь со своими финансовыми делами.            
40. На мой взгляд, человек способен расти и развиваться в любом возрасте.            
41. Когда-то я ставил перед собой цели, но теперь это кажется мне пустой тратой времени.            
42. Во многом я разочарован своими достижениями в жизни.            
43. Мне кажется, что у большинства людей больше друзей, чем у меня.            
44. Для меня важнее приспособиться к окружающим людям, чем в одиночку отстаивать свои принципы.            
45. Я расстраиваюсь, когда не успеваю сделать все. что намечено на день.            
46. Со временем я стал лучше разбираться в жизни, и это сделало меня более сильным и компетентным.            
47. Мне доставляет удовольствие составлять планы на будущее и воплощать их в жизнь.            
48. Как правило, я горжусь тем, какой я, и какой образ жизни я веду.            
49. Окружающие считают меня отзывчивым человеком, у которого всегда найдется время для других.            
50. Я уверен в своих суждениях, даже если они идут вразрез с общепринятым мнением.            
51. Я умею рассчитывать свое время так, чтобы все делать в срок.            
52. У меня есть ощущение, что с годами я стал лучше.            
53. Я активно стараюсь осуществлять планы, которые составляю для себя.            
54. Я завидую образу жизни многих людей.            
55. У меня было мало теплых доверительных отношений с другими людьми.            
56. Мне трудно высказывать свое мнение по спорным вопросам.            
57. Я занятой человек, но я получаю удовольствие от того, что справляюсь с делами.            
58. Я не люблю оказываться в новых ситуациях, когда нужно менять привычный для меня способ поведения.            
59. Я не отношусь к людям, которые скитаются по жизни безо всякой цели.            
60. Возможно, я отношусь к себе хуже, чем большинство людей.            
61. Когда дело доходит до дружбы, я часто чувствую себя сторонним наблюдателем.            
62. Я часто меняю свою точку зрения, если друзья или родные не согласны с ней.            
63. Я не люблю строить планы на день, потому что никогда не успеваю сделать все запланированное.            
64. Для меня жизнь это непрерывный процесс познания и развития.            
65. Мне иногда кажется, что я уже совершил в жизни все, что было можно.            
66. Я часто просыпаюсь с мыслью о том, что жил неправильно.            
67. Я знаю, что могу доверять моим друзьям, а они знают, что могут доверять мне.            
68. Я не из тех, кто поддается давлению общества в том. как себя вести и как мыслить.            
69. Мне удалось найти себе подходящее занятие и нужные мне отношения.            
70. Мне нравится наблюдать, как с годами мои взгляды изменились и стали более зрелыми.            
71. Цели, которые я ставил перед собой, чаще приносили мне радость, нежели разочарование.            
72. В моем прошлом были взлеты и падения, но я не хотел бы ничего менять.            
73. Мне трудно полностью раскрыться в общении с людьми.            
74. Меня беспокоит, как окружающие оценивают то. что я выбираю в жизни.            
75. Мне трудно обустроить свою жизнь так, как хотелось бы.            
76. Я уже давно не пытаюсь изменить или улучшить свою жизнь.            
77. Мне приятно думать о том. чего я достиг в жизни.            
78. Когда я сравниваю себя со своими друзьями и знакомыми, то понимаю, что я во многом лучше их.            
79. Мы с моими друзьями относимся с сочувствием к проблемам друг друга.            
80. Я сужу о себе исходя из того, что я считаю важным, а не из того, что считают важным другие.            
81. Мне удалось создать себе такое жилище и такой образ жизни, которые мне очень нравятся.            
82. Старого пса не научить новым трюкам.            
83. Я не уверен, что мне стоит чего-то ждать от жизни.            
84. Каждый имеет недостатки, но у меня их больше, чем у других.            

Нормы для оценки выраженности общего показателя и компонентов психологического благополучия (классический вариант методики)

Возраст от 20 до 35 лет

  Позитивные отношения Автономия Управление средой Личностный рост Цели в жизни Самопринятие Психологичес кое благополучие
Мужчины 63±7.12 56+6, 86 57+6, 27 65±4.94 63±±5, 16 59±6, 99 363±24, 20
Женщины 65±8, 28 58+7, 31 58±7, 35 65±6.04 64±8.19 61 ±9, 08 370±34.68
  Возраст от 35 до 55 лет
  Позитивные отношения Автономия Управление средой Личностный рост Цели в жизни Самопринятие Психологичес кое благополучие
Мужчины 54+-6, 52 57±7, 73 56±8, 27 58±7.80 58±8, 51 52±5, 31 336±33.94
Женщины 58±7, 59 57+5.61 59+8, 32 63±7.90 59±16.99 57±6, 14 351 ±23, 93

 

 

Нормы для оценки выраженности общего показателя и компонентов психологического благополучия (новый вариант методики)

Возраст от 20 до 35 лет

  Баланс аффекта Осмысленность жизни Человек как открытая система Автономия
Мужчины 91 ±17.09 99±7, 64 65±5, 62 40 ±6, 33
Женщины 84±15, 61 97±12, 61 65±6, 07 38±6, 76
  Возраст от 35 до 55 лет
  Баланс аффекта Осмысленность жизни Человек как открытая система Автономия
Мужчины 105+13.66 95+12, 74 63±5, 58 37±6, 67
Женщины 93±9, 58 95± 10, 06 64±3, 95 39±4, 69

 

3. Опросники способов совладания Лазарус

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.
Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Процедура проведения:
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.
ОБРАБОТКА
1. подсчитать баллы, сумируя по каждой субшкале:
никогда – 0 баллов;
редко – 1 балл;
иногда – 2 балла;
часто – 3 балла
2. Вычислить по формуле: X = (сумма балов / max балл)*100
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д.
Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов – это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно определить проще, по сумарному баллу:
0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Ключ
Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
Интерпретация результатов копинг теста Лазаруса.

1) Конфронтационный компинг. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;

2) Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания.;

3) Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;

4) Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;

5) Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой; 6) Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т. п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;

7) Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;

8) Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

 

Бланк для ответов

  Оказавшись в трудной ситуации, я... никогда редко иногда часто
1. ... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге        
2. ... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь        
3. ... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение        
4. ... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации        
5. ... критиковал и укорял себя        
6. ... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть        
7. ... надеялся на чудо        
8. ... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет        
9. ... вел себя, как будто ничего не произошло        
10. ... старался не показывать своих чувств        
11. ... пытался увидеть в ситуации что-то положительное        
12. ... спал больше обычного        
13. ... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы        
14. ... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь        
15. ... во мне возникла потребность выразить себя творчески        
16. ... пытался забыть все это        
17. ... обращался за помощью к специалистам        
18. ... менялся или рос как личность в положительную сторону        
19. ... извинялся или старался все загладить        
20. ... составлял план действии        
21. ... старался дать какой-то выход своим чувствам        
22. ... понимал, что сам вызвал эту проблему        
23. ... набирался опыта в этой ситуации        
24. ... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации        
25. ... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами        
26. ... рисковал напропалую        
27. ... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву        
28. ... находил новую веру во что-то        
29. ... вновь открывал для себя что-то важное        
30. ... что-то менял так, что все улаживалось        
31. ... в целом избегал общения с людьми        
32. ... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться        
33. ... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал        
34. ... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела        
35. ... отказывался воспринимать это слишком серьезно        
36. ... говорил о том, что я чувствую        
37. ... стоял на своем и боролся за то, чего хотел        
38. ... вымещал это на других людях        
39. ... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации        
40. ... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить        
41. ... отказывался верить, что это действительно произошло        
42. ... я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому        
43. ... находил пару других способов решения проблемы        
44. ... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах        
45. ... что-то менял в себе        
46. ... хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось        
47. ... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться        
48. ... молился        
49. .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать        
50. ... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему        

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.