Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности государственной службы как профессиональной деятельности






 

Среди принципов, на которых основывается государственная служба и который приобрел особую актуальность принцип профессионализма. Требование относи­тельно последнего отражает сущность государственной службы как профессиональной деятельности по обеспече­нию исполнения полномочий государственных органов.

Профессиональная деятельность — деятельность, осуществля­емая на основе специальных знаний и навыков, требующая опреде­ленной подготовки и образования. [7]

Профессиональная публичная служебная деятельность связана с выполнением, как правило, в качестве основного вида деятельности специальных должностных полномочий за вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответ­ствующего бюджета.

Особенность государственной службы как професси­ональной деятельности состоит в том, что она призвана гарантировать стабильность в государстве, согласовывать интересы людей и государства, выступать гарантом под­держания порядка, выполняя в той или иной мере властные функции.[8] Государственная служба носит публичный харак­тер, она соединяет государство и человека, являясь вырази­телем интересов определенных групп людей, с одной сто­роны, и государственных структур — с другой.

Однако анализ нормативных документов, статистических данных, результатов опроса государственных служащих и эмпирических наблюдений раскрывает неоднозначность и противоречивость государственной службы как професси­ональной деятельности.

Отчетливо просматривается двойственность положе­ния, которое гражданские служащие занимают в социаль­ной структуре общества: с одной стороны, они выполняют посреднические функции между государством и обществом, обслуживают интересы как первого, так и второго, с дру­гой — в руках государственных служащих находятся реаль­ные властные полномочия, влияющие на качество жизни общества в целом и каждого отдельного его члена.

Служащий государственного органа выступает как бы в двух ипостасях:

- он является своего рода посредником между государством и обществом, точнее — между теми, кто возглавляет государство (определяет его политику в различ­ных сферах жизнедеятельности членов общества), и непо­средственными исполнителями,

- а также связующим звеном управленческой цепочки внутри самой системы.

При этом система государственной службы все еще несвободна от про­тиворечий между устаревшими средствами управленческой деятельности и объективными требованиями современного этапа развития российского общества. Декларируя свою приверженность общедемократическим ценностям и провоз­глашая их в качестве базовых ориентиров развития обще­ства, она нередко проявляет информационную закрытость, «непрозрачность», бюрократизм при решении многих вопро­сов, что противоречит интересам населения и отражается на имидже государственной службы и государственного слу­жащего. Наряду с высокой оценкой престижности данного вида профессиональной деятельности у населения формиру­ется негативный образ чиновника.[9]

Объективный, внешний по отношению к личностным особенностям характер указанного противоречия подтверж­дает и М. М. Долгиев, указывая на то, что наряду с задачами обеспечения правовой и социальной защищенности населе­ния перед государственными служащими отчетливо стоит задача экономии материальных ресурсов, что препятствует реализации отдельных решений и действий.[10]

Обязательная нормативная регламентация труда государ­ственных гражданских служащих, с одной стороны, и необ­ходимость присутствия в нем творческого начала — с дру­гой, порождает одно из противоречий, возникающих между содержанием и формой труда рассматриваемой категории служащих. Противоречие это заключается в постоянном конфликте между необходимостью и потребностью прини­мать самостоятельные, иногда рискованные решения в обла­сти государственного управления и обязанностью соблюдать формально установленные нормы должностного регламента и служебного контракта.

Диспропорция возрастного и полового состава государ­ственных служащих, частые реорганизации и неоправдан­ные их увольнения, служебный рост государственных слу­жащих в большей степени зависят от личных оценок их деятельности руководителями, а преобладание управленцев с непрофильным образованием, несбалансированный про­фессиональный состав государственных служащих являются следствием оттока специалистов в коммерческие структуры.

Профессиональная деятельность государственного слу­жащего является уникальной и достаточно неоднознач­ной в плане самореализации личности. С одной стороны, выполнение профессиональных обязанностей должно быть основано на высоких нравственных принципах, зрелой личностной позиции, требующей инициативности и высо­кого уровня компетенции государственного служащего. С другой — особый социальный статус, привилегированное положение и жесткое нормативное должностное регули­рование — достаточно мощные внешние приоритеты, зача­стую способные повлиять на выбор места работы («пре­стижно», «обеспеченно», «перспективно») и, соответственно, на эффективность профессиональной деятельности государ­ственных служащих. С этой точки зрения, профессиональная деятельность государственных служащих обладает противо­речивыми свойствами. Они заключаются между «хочу» и «надо», «могу» и «стремлюсь» и их противоположностями.

Таким образом, каждая деятельность содержит потенци­альные противоречия, создающие трудности и препятствия на пути профессионального становления субъекта. Рас­смотрение государственной службы как профессиональной деятельности позволяет также выявить основной круг труд­ностей, с которыми сталкивается поступающий на службу гражданин. Решение указанных проблем возможно при над­лежащей подготовке государственного служащего, развитии у него соответствующих профессиональной деятельности качеств, специальных профессиональных умений, а также через усовершенствование процедур профессионального отбора, подбора кадров для государственной службы, атте­стации и психологического сопровождения государственных служащих на основе данных о специфике конструктивного и деструктивного профессионального и личностного разви­тия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.