Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое обеспечение проведения аудиторской проверки кредитной организации






Нормативно-правовое обеспечение банковского аудита в банке включает в себя систему законодательных и нормативных документов, регулирующих банковскую деятельность в целом, а также систему внутренних нормативных документов, регулирующих деятельность конкретного банка.

Таблица 1. Перечень основных нормативных актов по банковскому аудиту в коммерческом банке

Наименования документов
   
  I. Законодательство РФ
  Федеральный закон от 02.12.1990 №395–1 «О банках и банковской деятельности»
  Федеральный закон от 08.02.1998 №14‑ ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
  Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. №17‑ ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР»
  Федеральный закон от 07.08.2001 №115‑ ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
  Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129‑ ФЗ «О бухгалтерском учете»
  Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39‑ ФЗ «О рынке ценных бумаг».
  Федеральный закон от 07.08.2001 №119‑ ФЗ «Об аудиторской деятельности»
  Федеральный закон от 08.08.2001 №128‑ ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  Федеральный закон от 25.02.99 №40‑ ФЗ «О несостоятельности кредитных организаций».
  II. Нормативные документы Правительства РФ
  Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
  Постановление от 29.03.2002 №190 «О лицензировании аудиторской деятельности»
  Постановление от 30.11.2005 №706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» капитале который составляет не менее 25%»)
  Приказ Министерства Финансов РФ от 29 июля 1998 г. №34‑ н «О Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

Говоря о нормативно-правовом обеспечении банковского аудита, необходимо подчеркнуть, что его информационной базой являются, помимо затронутых выше документов, также множество других нормативно-правовых актов, выпущенных Банком России, Минфином РФ, другими государственными органами. Без них невозможно в полном объеме реализовать функции банковского аудита в коммерческих банках.

Например, при проверке учетно-операционной работы необходимо располагать такими нормативными актами, как Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации №61; Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002 №2‑ П; Указание №488‑ У «О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации»; Положение №29‑ П «О консолидированной отчетности кредитных организаций» многие др.

При проверке кредитных операций: Положение №39‑ П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета», а также методические рекомендации к нему; Положение ЦБ РФ №254‑ П «О порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности»; Указание №451‑ У «О бухгалтерском учете операций предоставления и погашения ломбардных кредитов» и др.;

При проверке операций с ценными бумагами: Положение «О порядке ведения бухгалтерского учета сделок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг в кредитных организациях»; Положение №32‑ П «О порядке осуществления расчетов по операциям с финансовыми активами на ОРЦБ»; Указание №372‑ У «О расчетах Участников Расчетных центров ОРЦБ»; и др.

Система внутренних нормативных документов объединяет все внутренние документы банка, регулирующие его деятельность, формирует единую нормативно-правовую базу, на основе которой должен строиться весь комплекс внутренних взаимоотношений в банке.

6.Аудиторское заключение по результатам проверки банка

Аудиторское заключение является независимым свидетельством

достоверности и объективности финансовой отчетности кредитной организации. В аудиторском заключении приводится ссылка на законы и нормативные акты, в соответствии с которыми проводился аудит банка. Эволюция правового регулирования аудита наиболее четко прослеживается на примере изменения требований к содержанию и порядку представления аудиторского заключения.

Заключение аудитора как результат аудиторской проверки − документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти, местного самоуправления и судебных органов.

Заключение аудиторской фирмы или аудитора должно состоять из

трех частей:

1) вводная часть, которая содержит наиболее общие сведения об аудиторе;

2) аналитическая, содержащая результаты экспертизы организации

бухгалтерского учета; составления соответствующей отчетности; состояния внутреннего контроля; информацию о фактах, выявленных в ходе проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетов, влияющих на ее достоверность, а также нарушения законодательства РФ при совершении хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников, государства и третьих лиц;

3) итоговая, запись в которой подтверждается достоверность отчетности либо невозможность подтверждения.

Применительно к банковскому аудиту требования к форме аудиторского заключения должны были учитывать нормы «Положения об аудиторской деятельности в банковской системе», утвержденного 06.02.91.

Данное Положение является одним из первых нормативных документов в области банковского аудита. Оно не устанавливало специальных требований к аудиторскому заключению, а только предписывало аудитору сформировать свое мнение по таким вопросам, как:

- достоверность данных бухгалтерского баланса на дату составления отчета;

- соответствие бухгалтерского учета требованиям нормативных документов;

- соблюдение коммерческим банком банковского законодательства;

- соответствие результатов финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка его отчетности;

- правильность объявления налогооблагаемой прибыли.

Переломным моментом в правовом регулировании аудиторской деятельности, в том числе и банковского аудита, стал 1996 г. Так, 9 февраля 1996 г. комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ утвердила первый из стандартов аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о банковской отчетности». Этот документ определил аудиторское заключение как мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта и закрепил положение, в соответствии с которым указанное мнение не может и не должно трактоваться этим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе.

Согласно ст. 42 Закона «О банках и банковской деятельности» аудиторская организация должна составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения. Аудиторское заключение направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в него годовых отчетов кредитной организации. Аудиторское заключение банка имеет ряд специфических особенностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.