Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






мировоззрения уровень мировоззрения






2. Приведите примеры из художественной литературы, повседневной жизни, жизни и творчества известных ученых, медиков, которые раскрывали бы сущность мировоззрения как интегрального единства всех его составляющих.

3. Прочитайте приведенные в разделе 4 данной темы мифологический, религиозный, научный и философский тексты. Что их объединяет? Чем они отличаются? Дайте сравнительный анализ мифологии, религии, философии и науки, подкрепляя свои рассуждения обращением к текстам.

4. На какие особенности мифологического мировоззрения обращает внимание известный русский философ А. Лосев в следующих высказываниях:

а) «Миф не есть произведение или предмет чистой мысли. Чистая, абстрактная мысль меньше всего участвует в создании мифа»;

б) «Обыкновенно полагают, что миф есть басня, вымысел, фантазия. Я понимаю этот термин как раз в противоположном смысле. Для меня миф – выражение наиболее цельного и формулировка наиболее разносторонняя – того мира, который открывается людям и культуре, исповедующим ту или иную мифологию… Поэтому сказать, что механическая вселенная есть миф, это так же необидно для материалиста, как необидно для древнего грека сказать, что его одушевленная и наполненная духами и душами вселенная есть тоже миф. Словом, миф есть наиболее реальное, наиболее полное осознание действительности, а не наименее реальное, или фантастическое, и не наименее полное, или пустое».

5. Проанализируйте и дайте оценку следующим рассуждениям философов о соотношении религии и философии:

а) «Религия может обойтись без философии, источники ее абсолютны и самодовлеющи, но философия не может обойтись без религии, религия нужна ей как пища, как источник живой воды» (Н. Бердяев).

б) «Религия, чтобы остаться правдивой, имеет потребность в философии. Философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в субстанции религии» (К. Ясперс).

в) «Все точное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия» (Б. Рассел)

6. Проанализируйте следующие отрывки из произведений известных мыслителей и определите философское направление, которого придерживается автор:

а) «Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее; … следовательно, она реальна. Устрани ощущение мягкости, влажности, красноты, терпкости, и ты уничтожишь вишню. …вишня, я утверждаю, есть нечто иное, как соединение чувственных впечатлений или идей, воспринимаемых разными чувствами; эти идеи объединяются в одну вещь (или имеют одно данное м имя) умом».

б) «… уму никогда не дано реально ничего, кроме его восприятий, или впечатлений и идей, и что внешние объекты становятся известны нам только с помощью вызываемых ими восприятий. … в действительности мы ни на шаг не выходим за пределы самих себя и не можем представить себе какое-нибудь существование, помимо тех восприятий, которые появились в рамках этого узкого кругозора. Кругозор же этот – вселенная, создаваемая воображением, и у нас нет идей, помимо тех, которые здесь порождены».

в) «Человек есть чисто физическое существо; духовный человек – это то же самое физическое существо, только рассматриваемое под известным углом зрения, т.е. по отношению к некоторым способам действий, обусловленным особенностями его организации. Но разве эта организация не есть дело рук природы? …».

г) «…существо, являющееся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не бог…, а природа…, существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом… человек».

д) «Бог, или субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность, необходимо существует. … все, что только существует, существует в боге, и без бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемо».

7. Проанализируйте высказывание Гиппократа: «Врач – философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной». Раскройте роль философии в формировании мировоззрения будущего медика.

Литература

 

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997.

Бобров В.В. Введение в философию. М.- Новосибирск, 2000.

Введение в философию: Учебник. М., 1989. Ч.1.

История философии и культуры. Киев, 1991.

Канке В.А. Философия. М., 1996.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К. Х. Философия. М., 1999.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М., 1990.

Миголатьев А.А. Философия. Ее предмет и метод // Социально-гуманитарные знания, 2000. - №6.

Мир философии. Книга для чтения в 2-х частях. Ч.1.

Сточик А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии. М., 1991, 1992. Вып. 1, 2.

Философия. Под ред. Ю.Харина. Мн., 1993.

Философия: Учебник. Ростов н / Д, 1996.

Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. М., 1999.

Философия и ее место в культуре. Новосибирск. 1990.

Бенедиктов И.И., Плотников В.И. Философия и медицина. Свердловск, 1967.

Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.

Чикин С.Я. Врачи-философы. М., 1990.


[1] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 376.

1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб. – М., 1881.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.

1 Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. СПб., 1904. С. 16

2 Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М., 1978. С. 26.

1 Декарт Р. Сочинения в 2 т. М., 1989, т. 1. С. 302.

2 Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 353.

1 Чанышев А.Н. Мировоззрение и философия // Мысли и жизнь. Ч.1. Уфа, 1993. С. 237.

1 Гегель. Соч. в 14 т., М.-Л., 1934. Т. 7. Философия права. С. 16.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.