Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великие о философии






☼ «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования»

Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973. С. 82.

 

☼ «Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией. А в старости не утомляется занятиями философией: ведь для душевного здоровья никто не может быть недозрелым, ни перезрелым. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или поздно»

Эпикур. Письмо к Менекею // Диоген Лаэртский. М., 1986. С.402.

 

☼ «Философия, поскольку она простирается на все доступное для человеческого познания, одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более цивилизован и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов»

Декарт. Сочинения в 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 302.

 

☼ «Имя [мудрости] необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины…»

Аристотель. Метафизика //Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 68, 69.

 

☼ «…рассмотрение почти всей философии предрасполагает к познанию Бога»

Фома Аквинский. Сумма против язычников // Мир философии. М., 1991. Ч. 1. С. 15.

 

☼ «Философия есть дочь твоего мышления и всей Вселенной, и живет в тебе самом, правда, в еще не ясной форме подобно матери Вселенной в период ее бесформенного начала. Ты должен действовать, как скульпторы, которые, обрабатывая бесформенную материю резцом, не творят форму, а выявляют ее. Пусть твое мышление (поскольку ты желаешь серьезно работать над философией) витает над хаотической бездной твоих рассуждений и экспериментов»

Гоббс Т. К читателю. О теле // Гоббс Т. Избранные сочинения: В 2 т. М., 1964. Т. 1. С. 49.

 

☼ «Философия… есть наука о последних целях человеческого разума. Это высокое понятие сообщает философии достоинство, т.е. абсолютную ценность. И действительно, она есть то, что одно только и имеет внутреннюю ценность и впервые придает ценность всем другим знаниям.

…Сферу философии можно подвести под следующие вопросы: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен знать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек?»

Кант И. Логика // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 331, с. 332.

☼ Философия есть «современная ей эпоха, схваченная в мышлении»

Гегель. Соч. в 14 ч., М.-Л., 1934, т. 7. Философия права. С. 16.

☼ «Философия есть всеобщая наука, имеющая своей целью соединить в единую беспротиворечивую систему познания, добытые специальными науками, и свести всеобщие употребляемые наукою методы и предпосылки познания к их принципам»

Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С.29.

 

☼ «Философы не вырастают как грибы из земли, они – предмет своего времени, своего народа, самые тонкие, драгоценные и невидимые соки которого концентрируются в философских идеях… Философия не витает вне мира, как и мозг не находится вне человека, хотя он и не лежит в желудке. … Всякая истинная философия есть духовная квинтэссенция своего времени… она представляет собой живую душу культуры»

Маркс К. Передовица в № 179 «Kelnishe Zeitung» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 105.

 

☼ «По моему мнению, философия всегда носит теоретический характер, так как, каким бы ни был непосредственный предмет ее исследований, ей свойственно только рассматривать и изучать, а не предписывать»

Шопенгауэр А. О четверояком корне… // Хрестоматия по философии. – М., 1997. С. 20, 21.

 

☼ «Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, то есть одинаковой для всякого человека, это убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. В то время как научное познание направляется на отдельные предметы, знать о которых совершенно не обязательно для каждого, в философии речь идет о целостности бытия, которая присуща человеку как таковому – об истине. Там, где вспыхивает свет этой истины, она схватывается глубже, чем всяким познанием… Там, где пробуждается человек, прежде других наук выступает философия»

Ясперс К. Введение в философию, 1950. Цит. по: Философский словарь. М., 1961. С. 610.

 

☼ «Философия… является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия»

Рассел Б. История западной философии: В 2 т.: Пер. с англ. М., 1993. Т. 1. С. 7.

☼ «Философия есть процесс отождествления мысли, образа и действия… Без нее наука – сборник фактов, искусство – вопрос техники, жизнь – механизм. Философствовать – это развивать в себе человека как единое стройное существо»

Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии //Философия и социология. М., 1965. С. 571, 572.

 

☼ «Правда науки и трезвого рационального восприятия и постижения мира оказывается производной, частичной и лишь в этом смысле неадекватной правдой. Подлинную Правду нам открывает лишь философия – установка, в которой рациональность, направляясь на самое себя, тем самым трансцендирует через саму себя и опирается на общее и вечное откровение реальности как Трансрационального, Непостижимого»

Франк С.Л. Непостижимое. М., 1997. С. 67.

 

☼ Философию «можно определить как метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)»

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 384.

 

☼ «Философия постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово»

Вернадский В.И. Очерки и речи. В. 2. Пг., 1922. С. 57.

 

☼ «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла»

Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свободного духа. М., 1994. С. 232-233.

 

☼ «Философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному, и материальному началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности. …Если кто из Вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, великим и для всего мира полезным»

Соловьев В.С. Исторические дела философии // Журнал «Вопросы философии», 1988, №8.

☼ «… философия, значительно ближе к поэзии, чем к науке. Все философские системы, задуманные как предельное обобщение конечных результатов частных наук за тот или иной период времени, были гораздо менее содержательны и жизнеспособны, чем системы, в которых выразилась во всей полноте духовная страсть их автора»

Унамуно М. Де. О трагическом чувстве жизни. М., 1996. С. 26.

 

☼ «Философия могла бы быть определена как интегральное слияние (или встреча) четырех кардинальных модусов знания: науки, искусства, морали и мистики… Она является… квинтэссенцией, встречей этих модусов, в которой все споры разрешаются в пользу разума и в тотальное удовлетворение думающего и действующего человечества… Но это еще не делает из философии сверхнауки или сверхморали, сверхискусства или сверхсозерцания…»

Мерсье А. La philosophie et la science //Congress of Philosophy. Vol. 1. Sofia, 1973. P. 30.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.