Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и структура мировоззрения






Тема I.

ФИЛОСОФИЯ как феномен КУЛЬТУРЫ

Учебный материал

1.1.1. Философия и мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения 1.1.2. Исторические типы мировоззрения 1.1.3. Своеобразие философского осмысления мира. Философия и наука 1.1.4. Структура философского знания и место в нем истории фило­софии  

Тема «Философия как феномен культуры»является вводной и раскрывает самые общие вопросы сущности и предназначения философии в культуре. Уяснение этих исходных положений имеет основополагающее значение для последующего изучения проблематики и важнейших направлений, школ философии в исторической динамике культуры, осознания значимости философии для решения личностных, социальных и профессиональных проблем.

 

Философия и мировоззрение.

Понятие и структура мировоззрения

Приступая к изучению любого учебного курса, необходимо, прежде всего, ответить на вопрос, что изучается в этой дисциплине, каков ее предмет, смысл и назначение.

Как показывают история становления и развития философии, опыт ее преподавания и жизненная практика, ответить на поставленные вопросы применительно к самой философии совсем непросто. Смысл философии не является чем-то неизменным, от века данным, он находится в постоянном становлении, его ищут, проясняют, создают, творят. Ответ на поставленные вопросы, по сути, раскрывается в процессе самого философствования. Это не могло не привести к тому, что образ философии и философов в культуре всегда был весьма разнообразен и крайне противоречив.

В обыденной жизни часто сосуществуют самые крайние представления о философии. Обывательское понимание места и роли философии в культуре и жизни человека сводится либо к часто употребляемой фразе «хватит философствовать, ближе к делу», либо к представлению о философии как о чем-то недоступном или ненужном обычному человеку, а о самом философствовании как уделе «гениев или чудаков». Весьма распространено также представление, согласно которому философия, философствование отождествляются с любыми рассуждениями, со способностью к мышлению вообще, со всяким стремлением к осмыслению происходящего. Такие представления привели к сосуществованию в культуре, по крайней мере, двух противоречивых символов философии. Очень часто философия сравнивается с нитью Ариадны (истины). Этот символ взят из древнегреческой мифологии, согласно которой Ариадна – дочь греческого царя Миноса – помогла афинскому герою Тезею выйти из лабиринта при помощи клубка ниток (Ариаднина нить). Но в то же время оказался живучим в обозначении философии и символический образ медведя, сосущего собственную лапу. К примеру, на титульном листе книги Я. Бруккера «Критическая история философия» (XVIII в., 40-е гг.) имелось аналогичное изображение, под которым была надпись: «Ipse alimenta sibi» (сам себе пропитание).

Однако проблемы философии не менее реальны, чем в других формах человеческой культуры, но в то же время и глубоко специфичны. Не философы придумывают и ставят перед собой и другими свои вопросы, их «придумывает» жизнь. Философы в меру собственных сил и способностей ищут ответы на них. Это вопросы о сущности мира как обители человека, о судьбе и предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человеческой жизни: во имя чего и как жить, как сделать жизнь счастливой и как с достоинством завершить ее? Представления же о мире, месте в нем человека, об отношении человека к окружающему миру и к самому себе, если их удается более-менее осознать, есть мировоззрение. Философия, таким образом, является мировоззренческой формой сознания. Поэтому очень часто слова «философия» и «мировоззрение» употребляются как синонимичные, отождествляются по значению. (Например, характеризуя видение человеком мира – его мировоззрение, могут сказать: такова его философия).

Наиболее отчетливо и масштабно жизнь ставит философские вопросы в переломные эпохи, в кризисные моменты развития культуры, когда происходит «ломка» устоявшихся мировоззренческих оснований. Так, характеризуя «кризисное время», известный немецкий мыслитель К. Ясперс (XX в.) отмечает, что в это время философия - «уже не занятие узких кругов; по крайней мере, в качестве вопроса отдельного человека, спрашивающего, как ему жить, она – дело бесчисленно многих…»[1].. Конечно, обращение «бесчисленно многих» к постановке и решению смысложизненных проблем отнюдь не свидетельство духовного благополучия и комфорта в обществе. Это означает, что человек лишился привычных и понятных ему целей и идеалов, которые он принимал и которым он доверял и следовал в своей жизни, что относительно устойчивая система ценностных ориентаций личности дала трещину. А как нельзя построить дом, не имея в голове заранее плана этого дома, так нельзя осуществлять продуктивную жизнедеятельность без образов должного и желаемого, т.е. без ценностных норм и идеалов. Поэтому отмеченное Ясперсом обращение «бесчисленно многих» к смысложизненным проблемам и к философии следует трактовать также сугубо оптимистически: в обществе срабатывает своеобразный «инстинкт самосохранения», начинается собирание интеллектуальных сил и «нащупывание» духовной опоры для выхода из засасывающего болота кризиса. Дискредитация и обесценивание старых идеалов рождают потребность в поиске новых ценностей, будят волю и нравственную веру в существование возможных путей переустройства себя и общества. Благодаря постановке и решению философских проблем постепенно упорядочивается мировоззрение, критически осмысливаются противоречия настоящего, высвечиваются модели возможного будущего, идет процесс их субъективного освоения, а в конечном итоге реальное воплощение в культуру и постепенное преодоление кризиса. Видимо поэтому так прижился и закрепился за философией и философом введенный немецким мыслителем Гегелем и глубокий по смыслу образ совы Минервы, вылетающей в сумерках и рассекающей своими крыльями наступающую «темноту» обыденного мышления.

В этой связи весьма значимым представляется буквальный смысл слова «философия» (греч. Philosophia: phileo – люблю и sophia – мудрость, любовь к мудрости). У древних греков это слово означало «стремление к пониманию», «стремление к знанию», «жажду знания». В этом смысле оно употреблялось Фукидидом, Сократом и другими представителями античной культуры. До нас дошло предание, что Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости: сама мудрость дана лишь богам, а человек должен удовлетвориться только стремлением к мудрости. Специалисты по истории философии полагают, что термин «философия» в качестве названия особой сферы знания впервые употребил Платон. Таким образом, слово «философия» в его буквальном переводе соотносилась именно с любовью людей к мудрости и истинностью их знаний.

Для современного философа нет сколько-нибудь веских причин отказываться от давней традиции трактовки философии как любви к мудрости. В «Толковом словаре» Владимира Даля поясняется, что мудрость – это «соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства, философия»1. В «Словаре русского языка С.И. Ожегова философ характеризуется как «мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения»2. Это весьма точные и ёмкие определения.

Таким образом, в широком смысле слова философия есть мировоззрение. В то же время не всякое мировоззрение можно считать философским. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное. Вот почему для ответа на вопрос, что такое философия, надо сначала понять, что есть мировоззрение как феномен человеческого существования в мире, какова его структура и каковы исторические типы мировоззрения, предшествовавшие появлению философии в мировоззренческом развитии человечества, отличие философии от других форм мировоззрения.

Мировоззрение - есть общая картина мира, совокупность обобщенных взглядов на окружающий мир и место в нем человека, на отношение человека к миру и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненно важные позиции людей, их убеждения и идеалы, ценностные ориентации и цели, а также принципы познания и деятельности.

Мировоззрение – явление многомерное, формируется в различных областях жизни, практики, культуры и определяет духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и различных социальных групп (в том числе профессиональных), классов, наций, общества в целом. В силу этого трактовки мировоззренческих вопросов по содержанию, объему, степени научной достоверности оказываются различными, нередко прямо противоположными.

Выработка мировоззрения – показатель зрелости личности, ибо предполагает ответы на «вечные» вопросы: 1) Что есть Мир (Универсум)? 2) Что есть Я (Человек), его сущность и смысл существования? 3) Что являет собой взаимоотношение человек – мир? Как найти взаимопонимание с другими людьми, жить в обществе, строить отношения с природой?

В структуре мировоззрения можно условно выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях (повседневных, профессиональных, научных и т.д.), представляет собой общую картину мира, обобщающую результаты индивидуального и общественного познания.

2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность – это то, что обладает положительной социальной значимостью для людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни. Ценности выступают в виде идеалов как образов желаемого будущего (абсолютные ценности) и норм как образов должного, регулирующих повседневную жизнь (моральные, религиозные, правовые и т.д. нормы).

3. Практический компонент. Мировоззрение – это не просто обобщение знаний, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей — умений, навыков, программ деятельности — мировоззрение носило бы крайне отвлеченный характер.

4. Интеллектуальный и эмоционально-волевой компоненты. Ведь для реализации знаний, ценностей, программ деятельности в практических поступках необходимо, чтобы все они были окроплены разумом и окрашены эмоциями и чувствами. Только это обеспечит их волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также приведет к выработке определенной психологической установки на готовность поступать в соответствии с ними.

Мировоззрение – образование интегральное, в нем принципиально важна связь всех его компонентов, их сплав. И как в сплаве различные сочетания элементов дают различные результаты, нечто подобное происходит и с мировоззрением.

По характеру формирования и способу функционирования выделяют следующие уровни мировоззрения:

1. Жизненно-практический уровень складывается стихийно и базируется на здравом смысле, повседневном опыте (называют часто жизненной философией). Этот уровень крайне неоднороден, т.к. различны по характеру образования и воспитания его носители. На его формирование существенное влияние оказывают национальные и религиозные традиции, культура, профессия и т.д.

2. Теоретический уровень складывается на основе целенаправленного постижения мира через систему научных понятий, на основе серьезных знаний, культуры мыслей и чувств. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия. Философия – это теоретическое ядро мировоззрения. Философия подвергает все мировоззрение критическому суду разума.

Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности. В этом случае можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии, которые и являются предшественниками философии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.