Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И место в ней истории философии






Как и всякое знание, философия в своей эволюции прошла длительный путь, который сопровождался уяснением её главной проблематики и, соответственно, формированием основных, относительно самостоятельных её частей (разделов).Целостность всех частей (разделов) и составляет философию. В философии выделяются онтология –учение о сущем, о бытии как таковом; гносеология – теория познания; аксиология – философская теория ценностей; праксеология – философская теория практической деятельности человека. Относительно самостоятельное значение имеют и такие разделы, как социальная философия – учение об обществе как целостной системе; философская антропология – учение о человеке; а также философия природы и философия сознания. Существуют многочисленные философские истолкования крупных явлений действительности: философия культуры, науки, религии, политики и пр. Как отдельные философские дисциплины стали существовать логика, этика, эстетика. Важнейшей и неотъемлемой частью философии является также история философии.

История философии – раздел философии, в котором раскрываются возникновение, становление и последовательное развитие философских взглядов. Она описывает и оценивает эволюцию разных философских представлений и идей, школ, течений и направлений; выявляет закономерности, этапы, периоды и эпохи в развитии философского знания в целом и применительно к отдельным регионам и странам. Использование принципа историзма позволяет уяснить глубокую преемственность в движении мировой мысли при наличии огромного разнообразия философских интерпретаций, их столкновений и противоборства.

Процесс обучения философии кардинально отличается от обучения конкретной науке. Здесь огромное значение придается истории предмета, которая не только знакомит с развитием философских проблем, но и является собственным проблемным полем философских исследований. В науке знание ее истории является лишь вспомогательным и не всегда обязательным. Можно усвоить современную теорию анатомического строения человека, не зная каких-либо тонкостей истории анатомии как науки. Последняя по времени научная теория считается, как правило, и наиболее истинной, тогда как в философии ее концепции не устаревают и могут быть в любой момент затребованы сознанием человека и общества. В каком-то смысле слова все великие мыслители мира – наши современники. Их идеи и наследие не устаревают. Если механику Ньютона не обязательно изучать по трудам самого Ньютона, или геометрию Евклида по его «Началам», так как они растворены в последующем развитии научного знания, то Платона или Аристотеля, как и Гете, как и Пушкина, можно постигать только по их трудам. Ведь философы – не только ученые, а философия – не только наука. Философия, как уже отмечалось, это и область духовно-практического, ценностного сознания. Философия помогает человеку найти смысл жизни, решить проблему выбора, ибо философские вопросы: «Что есть человек?», «На что человек может надеяться в этом мире?», «Как мир относится к человеку?» всегда актуальны, когда бы и кто бы их ни выдвинул. Каждый философ как личность дает свои возможные варианты и возможные способы решения этих смысложизненных вопросов и тем самым влияет на выбор идеалов. В то же время, история философии – это логика развития общечеловеческого мышления, без изучения которой невозможно формирование собственной логической культуры. Как справедливо отмечал выдающийся русский философ А.Ф. Лосев (XX в.), история философии – это база духовной культуры вообще.

Периодизация истории философии у разных философов различна. Начиная с Гегеля, для которого философия есть «современная ей эпоха, постигнутая в мышлении»1, периоды в истории философии связывают с крупными историческими эпохами и соотносят, одновременно, с географией. В современной истории философии самое крупное разделение – на восточную и западноевропейскую философию. Внутри восточной философии идет разделение по странам и периодам, например, древнеиндийская, древнекитайская, средневековая и современная философия Индии, Китая и др. Внутри западноевропейской может идти периодизация: античная, средневековая, эпохи Возрождения, Нового времени, эпохи Просвещения, современная западная философия. Классификация может касаться также философской мысли отдельных народов. Тогда речь идет о греческой, римской, английской, немецкой, французской, русской, белорусской, арабской, американской и другой философии. Существует систематизация по философским направлениям (например, метафизическая и диалектическая, идеалистическая и материалистическая, эмпирическая, рационалистическая, иррационалистическая) и по философским школам (схоластика, патристика, экзистенциализм, позитивизм и т.п.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.