Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Граду и Миру






Рим – не боится огня и примет;

Мир, – завоеванный Римом,

Ст о ит лишь несколько звонких монет;

Город, которому равного нет,

К миру пошел пилигримом

В строчках,

прекрасных и вечных, как Рим.

 

Римские капиталы (Сapitalis Monumentalis) использовались на монументальных сооружениях Древнего Рима, целью которых было утвердить мощь империи. И, безусловно, до сих пор они так и остались самыми величественными из всех шрифтов. Самые ранние примеры зрелых форм римских капиталов относятся к 1 в. до н.э. Самым известным и действительно, наверно, самым совершенным образцом этого шрифта является надпись на базе колонны императора Траяна, воздвигнутой в 112-113 (по др. данным, 114) г. н. э. Эти буквы были выбиты в камне по исполненному ширококонечной кистью оригиналу, использованному в качестве кальки.

(Папка МОНУМЕНТАЛИС: RIM_Trayan_Vhod.tif

Во времена Ренессанса, заново открывшего для себя красоту античных, в том числе и буквенных, форм, хорошим тоном стало исследовать построение капиталов с помощью циркуля и линейки, так как стали считать, что ключ к красоте классических букв лежит в их пропорциях. Ни в коей мере не умаляя значения этого утверждения, исследования более поздних времен показали, что буквенные формы римских памятников первоначально рисовались кистью. И в основе вечной красоты Сapitalis Monumentalis лежат и интуитивно ощущаемая архитектурная чистота соразмерных человеку классических пропорций, и подчиненная тем же всеобщим природным закономерностям естественная моторика человеческой руки.

Заглавные, или капитальные, буквы с засечками употреблялись греками уже с 4 в. до н. э. Но, как утверждают современные мастера, только когда римляне применили для изготовления оригиналов надписей упругие и одновременно эластичные ширококонечные шрифтовые кисти из специальным образом подобранного ворса колонка, появилась реальная техническая возможность так совершенно, достаточно быстро и при этом весьма точно исполнять отдельные элементы капитального шрифта. Подчиняясь естественному движению руки, именно этот инструмент определяет те формы Сapitalis Monumentalis, которые мы и считаем доныне непревзойденными.

Древний Рим был обществом с высокоразвитой литературой, но не знал печати, а потому ключевые функции широкого распространения информации выполняли писцы и мастера временных настенных надписей, своего рода аналога современных афиш. Фрагмент одной такой надписи сохранился в Помпеях. Это был предвыборный плакат, исполненный кистью на стене. Он свидетельствует о том, что в несколько упрощенном виде престижный монументальный шрифт был приспособлен и для ежедневной информации.

Шрифт, очень похожий на буквы колонны Траяна, сохранил монумент на Аппиевой дороге в Риме. На нем расположен довольно большой текст. Поэтому явно требовалась какая-то предварительная его разметка. Начальная расстановка слов, вероятно, прикидывалась в пропорциях либо на восковой табличке, либо на грифельной доске, после чего можно было разметить рабочие линии в соответствии с истинной высотой букв на мраморе. После этого расположение букв в строках рисовали мелом, а затем каллиграф исполнял надпись шрифтовой кистью. Только после всех этих этапов приступали к непосредственной резьбе по камню.

Знаменитая надпись на колонне императора Траяна помещена в самой верхней части пьедестала. Ее размер сравнительно невелик: ширина чуть более 2 с половиной, а высота – чуть более метра. Надпись повествует о победах императора над германцами и даками и начинается фразой, постоянно присутствующей на монументально-триумфальных сооружениях Рима – «SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS» – «Сенат и Народ Рима». Не забудем, что специальное отличие звуков V и U в форме отдельных букв проведено только в средние века, а потому на колонне Траяна употребляется в обоих случаях V. Что касается «единения Партии и Народа», то Первый Рим также формально числился вполне демократическим государством... Первоначально буквы были выкрашены красной краской, чтобы сильнее выступать из фона, ныне они с благородством выделяются только за счет светотени. Слова разделены точками посередине высоты строки. Горизонтальные линии над некоторыми знаками показывают, что они выступают в роли цифр. Буквы в верхних двух строках имеют высоту 11, 5 см. Потом размер их начинает уменьшаться. Высота букв 3 и 4 рядов – 11 см; в пятом ряду - 10, 5 см, а в нижней строке высота 9, 6 см. Расстояния между строками также уменьшаются от 7, 5 до 5 см. Дюрер объяснял это поправкой на положение глаза читающего надпись человека, стоящего внизу, у подножия пьедестала. Изменение расстояния от глаза до верхней и нижней строк компенсируется реальным уменьшением высоты знака. Замечательный мастер современной каллиграфии Дэвид Харрис дает более прозаическое объяснение, мотивируя изменение просто разной значимостью фраз.

Междустрочие в отношении к высоте верхней строки близко к золотому сечению. Междустрочие в близкой по характеру надписи на Аппиевой Дороге примерно равно половине высоты строки. Позднеримские монументы демонстрируют элементы упадка мастерства. Гораздо «топорнее» становится шрифт, хуже находится интерлиньяж.

Кстати, ренессансные капиталы из многочисленных трактатов рубежа 15–16 вв., будучи изначально построенными, при всей своей красоте все же уступают певучей красоте линий Сapitalis Monumentalis в его высшей пробе.

Папка МОНУМЕНТАЛИС: Rim_Trajan_Whole_Um.tif

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.