Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Благо Дарю






Великое с малым сплела Благодать,

И Слово Ее – ни продать, ни предать

Наказано верным собою,

Готовым к молитве и бою.

Волнуется строк благодатная гладь

И Бог – где-то близко, при дв е рех…

 

Одновременно с постепенным усложнением каллиграфического письма, используемого для репрезентативных церковных и светских нужд, в области обычного письма в 4–5 вв. развивается новый римский курсив, все более приобретающий формы минускульного, строчного письма. Буквы, чаще всего слегка наклоненные вправо, отчетливо начинают напоминать обычную современную деловую скоропись. Отчетливо выражены выносные элементы, буквы соединяются друг с другом в слитном письме. Так называемое новое обычное письмо демонстрирует переход от двухлинейной системы построения строки, характерной для маюскульного письма, к четырехлинейной, характерной для письма строчного, или минускульного. (Илл. Рим_Kurs4_5.tif Нов_рим_кур5-6.tif (по Ф. Музыке)

Тенденция, возникнув в обычном, повседневном письме, постепенно перекочевывает в область письма каллиграфического. Около 5–6 вв. появляется римский полуунциал, представляющий собой как бы смесь унциала с некоторыми буквенными формами, почерпнутыми из курсива. Расцвет римского полуунциала приходится на 6–7 вв. Наличие ярко выраженных выносных элементов приводит к 4-х линейному построению строки, однако первоначально это плохо учитывается: выносные элементы, занимая почти все междустрочие, могут цеплять даже корпус букв верхне- или нижележащей строки или же соединяться с другими выносными элементами.

(Папка Полуунциал: Rim_Poluun_Papir.tif)

И только к 8–9 вв. увеличиваются междустрочия, учитывая 4-х линейную систему строки. Большинство букв полуунциала уже напоминает современные строчные знаки, однако он еще не знает разделения на прописные и строчные. Поэтому полуунциал считается переходным шрифтом от капитального, или маюскульного к строчному, или минускульному.

(Папка Полуунциал: S_POLUUN_510.tif)

 

История письменности, как история архитектуры или одежды, – это тоже история смены моды. Проследим интересную тенденцию, проявляющуюся в эволюции форм римского, позднеримского и раннесредневекового письма. Через определенные промежутки времени у каллиграфов менялась мода на положение пишущего инструмента и, вероятно, в соответствии с этим – мода на способ заточки ширококонечного пера на прямой или скошенный конец.

Мы рассматриваем в этой книге рустику 4–5 веков, но первые ее памятники, как и параллельной узкой скриптуры актуарии на стенах, отмечены с I века. Срез пера, как мы помним, стоит под сильным углом к строке. Но, поскольку при исполнении знаменитых вертикалей с поворотом ручку удобнее держать почти вертикально, предпочтительнее прямой срез. Хотя, в общем, дело вкуса.

У квадраты перо ставят под основным углом 0о. Поскольку штрихи толстые и короткие, то это либо слегка наклонно стоящее перо с косым срезом, либо просто совсем прямо (то есть перпендикулярно к линии строки) поставленное толстое (исторически – тростниковое) перо с прямым срезом.

Старый унциал – опять все меняется. Срез пера ставят под углом 30о к линии письма; срез может быть прямым (вероятнее) или косым: все равно ручку можно с удобством держать наклонно.

Новый унциал – как бы возвращение к квадрате, – срез под 0о или под чисто символическим углом менее 10о. Перо с прямым срезом при выполнении вертикалей приходится держать прямо, вероятно, удобнее косой срез.

Полуунциал 5–6 веков еще «колеблется» в выборе угла постановки среза. Приводимый нами вариант достаточно раннего римского полуунциала еще наследует выраженный угол к строке и использует, возможно, перо с прямым срезом. Однако прямой наследник (мы это увидим) римского полуунциала знаменитый «островной» англо-ирландский полуунциал Золотого века четко демонстрирует основную тенденцию к постановке среза под малым углом к строке и, вероятно, к использованию пера с косым срезом. Поздний полуунциал явно использует «прямое перо» с косым срезом, поставленным под малым углом к строке.

Это почти что сформировавшийся строчный пошиб, хотя одни и те же формы могут быть и в качестве строчных, и в качестве зачинающих фразы заглавных. Поэтому это полуунциал, а не собственно минускул, которому уже требуются заглавные другой конструкции. Хотя от более позднего минускула его отличает только округлая A, незамкнутая g и еще несколько знаков. На A обратим пристальное внимание. Впервые появившаяся в новом римском курсиве и «прописавшаяся» в полуунциале «одноярусная» округлая буква затем через бастарды и вариант текстуры затем перейдет в позднеготические шрифты, а с ренессанса станет неотъемлемым атрибутом курсива в отличие от «двухъярусной», идущей от унциала через каролингский минускул и реперезентативную готику к использованию прямыми начертаниями антиквы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.