Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прозрачным откровением границ






Латинское письмо от Римских капиталов до Ренессансной антиквы

Monah_Pisez_2.tif

 

Прозрачным откровением границ

Наперекрест разгладив страны света,

Приходит осязание Завета,

Молитве откликаясь со страниц.

 

Первый алфавит появился в Финикии около 1200 г. до н.э. Существует множество теорий и столько же спорных вопросов относительно его происхождения. Здесь не время и не место для их обсуждения. Финикийский алфавит подобно египетским однозвуковым фонетическим иероглифам был одноконсонантным, т. е. фиксировал только согласные звуки речи. Считается, что это было обусловлено особенностями афразийских, или семито-хамитских (по старой терминологии) языков, где главную роль в образовании корня играют согласные. Такой строй алфавита не давал, конечно, совершенно однозначной передачи живой речи, но для тех, в основном, хозяйственных и памятных, нужд, которые этот алфавит должен был обслуживать, он, вероятно, был адекватен. Большая литература Египта обслуживалась сложной смешанной фонетико-идеографической иероглифической письменностью, обеспечивавшей точную передачу сложнейших оттенков человеческой речи. Алфавитные знаки были только одной из ее составляющих.

В 8 веке до н.э. финикийский алфавит был приспособлен греками для передачи букв греческого языка и с некоторыми изменениями и добавлениями составил греческую архаическую азбуку, явившуюся уже первым настоящим вокализованным алфавитом, передававшим на письме и гласные. Через греков переработанные знаки финикийского алфавита переходят к этрускам и, наконец, к римлянам. Все последующие шрифты Западной Европы эволюционировали из римских оригиналов.

История западноевропейского рукописного письма, предшествовавшего эпохе полиграфии, а частично и существовавшего и существующего параллельно ей, может быть сгруппирована в 6 категорий:

1. Римские и позднеримские шрифты (пошибы);

2. Местные шрифты эпохи варварских королевств, в частности,

так называемые меровингские, вестготские, лангобардские, «островные»;

3. Каролингские и раннеготические шрифты;

4. Готические шрифты;

5. Гуманистические шрифты;

6. Постренессансные шрифты (эпохи барокко и классицизма и современные).

 

Восприятие римлянами прототирренского и этрусского алфавита, возможно, было наиболее важным событием в истории западноевропейского шрифта. Прототирренский алфавит состоял из 26 букв. Этрусский алфавит состоял из 21 букв. Древнейший латинский также включал 21 букву. В позднеримские времена латинский алфавит имел 23 буквы – 2 добавочные буквы Y и Z были взяты из греческого (Ипсилон и Зета). Все эти буквы сохранились до сих пор, а в средние века к ним были добавлены J, U и W.

Если шрифтовик наших дней иногда теряется от обилия разновидностей шрифтов, как современных, так и исторических, то как легко должно быть было писцу эпохи ранней римской империи, у которого было всего три основных рукописных шрифта. Одним из них был обиходный скорописный курсивный шрифт (старый римский курсив), используемый для корреспонденции, который процарапывали на восковых дощечках или которым писали тростниковым пером на папирусе. Этот почерк в своем позднеримском варианте воздействовал на развитие минускульного, или строчного письма, включая полуунциал. Другим ключевым шрифтом была рустика, используемая в манускриптах и настенных надписях, выполненных кистью. Третий и самый известный римский рукописный шрифт, появившийся в 1 в до н.э. и ныне известный как римский капитальный (Capitalis Monumentalis, или, как его именуют на Западе, «имперские капиталы»), использовался и для надписей, выбитых в камне, и для настенных надписей, исполненных ширококонечной кистью. Более чем двумя тысячами лет позже буквы этого шрифта составляют базис современных заглавных букв. Мы теперь скажем о нем несколько слов исторического экскурса, но практически познакомимся с ним в адаптации к ширококонечному перу только в конце нашего обзора, поскольку техника его исполнения чрезвычайно сложна. Тем более, что в действительности оригиналы для настенных надписей, скорее всего, исполнялись мастером-каллиграфом ширококонечной кистью, а не пером.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.