Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Падение Рима






Величавый почерк увяданья, –

Вечность, обретающая речь.

Трость, пергамен;

словно пренебречь

Временем, – легко, без оправданья.

Одоакр приходит:

Божий меч

Занесен, –

напрасно и – прекрасно…

 

В конце четвертого столетия в качестве модификации роскошного книжного почерка появляется капиталис квадрата. Обычно говорят, что квадрата – это перовая модификация капиталис монументалис, и на основании этого утверждают ее использование со 2, если не с 1 в. н. э. для написания особо престижных книг. В действительности же до нас дошли всего лишь 2 памятника, относящихся только к 4, быть может, даже ко второй его половине, веку. Один из них, самый знаменитый и часто репродуцируемый, – Codex Vaticanus 3256, называемый так по местонахождению. Второй находится в монастыре Св. Гэлла в Швейцарии. Аббатство Св. Гэлла на холмах над озером Костанца в Швейцарии было основано как монастырь в 8 веке на месте кельи ирландского отшельника Гэлла, подвизавшегося здесь в начале 7 века и причисленного к лику святых.

Оба текста, ватиканский и швейцарский, представляют собой отрывки из Вергилия. Конечно, квадрата во многом следует широкой форме римского монументального письма. Однако она представляет собой изощренный по своей сложности и совершенный по впечатлению вариант рукописного письма, подчиненный особенностям тростникового пера, пишущего по пергамену, и не является прямым копированием монументального шрифта.

(Папка Квадрата: KVADR_Vatic.tif KVADR_Gall.tif)

Столь сложная система письма, конечно, должна была иметь предшественников, но их нет в нашем распоряжении. Дукт настоящей квадраты труден для исполнения и предполагает хорошую тренированность писца. Довольно приземистый почерк строится на контрасте широких вертикальных штрихов, исполненных плоско поставленным пером, и, соответственно, тонких горизонтальных и деликатных засечек. Буквы О и связанные с ней имеют малый наклон оси в ватиканском и чуть б о льший наклон в швейцарском варианте. Многие элементы требуют нестандартного поворота пера, в том числе и по ходу исполнения штриха, что представляет особенную трудность.

Обычно считают, что квадрата возникла как вариация написанных кистью римских капиталов в написанной пером форме. Однако толстые вертикальные и очень тонкие горизонтальные штрихи квадраты (особенно ватиканского варианта) указывают на основное почти горизонтальное положение пера (около 0о) в контраст с основным углом ок. 20о, используемым для достижения визуального равновесия штрихов в капиталис монументалис. Это говорит о том, что квадрата могла происходить и из другого источника.

Возможно, писцы больше вдохновлялись современными им буквами, вырезанными на металле, чем более ранними монументальными надписями, оригиналы которых были исполнены кистью. В качестве одного такого источника Харрис приводит, в частности, табличку (плакетку) второй половины 4 века из церкви Сан-Себастьяно в Риме, на которой угол наклона штрихов и пропорции букв очень похожи на рукописный почерк квадраты. KVADR_San_Cebast.tif

Напоследок надо добавить, что капиталис квадрата в качестве текстового шрифта больше не применялась, но сохранилась как шрифт заголовков, более приблизившись к монументальному рисунку. В поздней заголовочной капиталис квадрате, как ранее в монументальном шрифте, появляются декоративные тенденции, выразившиеся в оформлении засечек. Последние расщепляются посередине, напоминая отдельные, подчас причудливо извитые «рожки».

Одной из причин короткой жизни, вероятно, была трудоемкость исполнения каждой буквы. Говоря современным языком, квадрата была слишком многодельной. Многочисленные перемены угла пера и сложно рисуемые большие засечки требовали большого терпения. Будучи вполне приемлемой для заголовков, квадрата требовала слишком много времени в качестве текстового шрифта, особенно в сравнении с более практичными унциалом и рустикой.

 

И все-таки было бы несправедливо не попытаться овладеть хотя бы азами квадраты из-за ее многодельности. Итак, высота строки примерно 5 срезов пера. Буквы F и L на половину среза выше строки. Основной угол пера 00, т. е. вертикальные штрихи используют всю ширину среза. Поскольку это совершенно «прямое перо», то, дабы не «выворачивать» уж совсем кисть руки, лучше взять перо с косым срезом. Хотя тут скорее дело вкуса Тонкие штрихи выполняются ведением пера вбок под соответствующим углом. Широкие диагональные штрихи представляют наряду с засечками основную трудность. Диагонали N, V и Y в обоих вариантах, а также М из швейцарского кодекса и добавочной современной W требуют поворота пера в процессе ведения от 45 до 00 или от 0 до 450. Засечки делаются уголком пера. Овальные элементы В, О, R, D мало наклонены к линии строки; Q наклонена больше, чтобы под тем же углом делать хвост. Буквы С и G и S удобно делать, ориентируясь на швейцарский вариант. Полуовал выполняется под углом градусов 15 – 20. Так же синусоида буквы S делается под углом пера 600. Буква R в ватиканском кодексе имеет характерный тонкий вертикальный штрих. Необходимо обратить внимание на однонаправленные верхние засечки прямых букв, напоминающие строчные знаки антиквы Фирмена Дидо. И в рисунке буквы S, да и вообще во всем пропорциональном строе квадраты явно прослеживается близость с классицистическим шрифтом.

 

Представляя в примерах-прописях некий комбинированный вариант квадраты, в основном, я все же ориентируюсь на швейцарский с его более изощренными Е, F, оснащенными выраженными вертикальными засечками у горизонтальных штрихов. Эти засечки, как и «клювы» С, G и верхний у S выполняются постановкой пера на левый угол с нажимом, как было описано для устава. Левый нижний вертикальный «клюв» S делается или поворотом пера со 100о влево на почти что 180 о влево же или, наоборот, поворотом со 100о на почти 0 о вправо с очень сильным нажимом на левый угол пера и едва заметным отрывом плоскости от бумаги. Или – просто рисуется уголком, а потом заливается.

Важное отличие латинских N и S от древнерусских N и S. Латинская N имеет тонкие боковые стойки и жирную (нисходящую) диагональ, выполняемую пером, постепенно поворачиваемым в пальцах от 30о к почти 90о. Русская N аналогична Н с жирными стойками и тонкой перекладиной. Как уже сказано, «хребет» буквы S представляет синусоиду, выполняемую пером под углом 60о, почему и толщина примерно одна в отличие от русской буквы, где перо стоит почти под 0о, а потому и толщина переменная. Так будет и в новом, позднем унциале. Еще одна особенность квадраты, которая проявится в новом унциале, – это «подпрыгивающие вверх» полуовалы B, D (и аналогичных кириллических букв). Приходится начинать движение пера по горизонтали с 0о, затем в верхней части дуги повернуть перо под 10–15о и так вести почти до нижнего завершения дуги. Если уж быть честным, то и полные овалы надо выполнять, либо сильно нажимая в средней части, либо начиная сверху под некоторым углом к строке, переходить на 0о, а к завершению снова чуть повернуть перо на небольшой угол, противоположный взятому вверху. Тогда овал будет иметь наплывы, чуть более «надутые» в середине высоты.

Как и у рустики, у квадраты не было строчных. Но, как и для рустики, сочинены современные минускулы и для квадраты. Источник латиницы все тот же – вариант Дэвида Харриса, к которому я добавил кириллицу. (Замечу, что в этой книге даются ни в коем случае не воспроизведения прописей из английской книги, но их переосмысленная и исполненная заново автором интерпретация.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.