Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немецкая классическая философия






Вариант II

I. Какие из приведённых суждений являются синтетическими суждениями a priori? (Max — 2 балла).

А) Характеристиками любой волны являются частота и амплитуда колебаний.

Б) Сумма углов в треугольнике равна 180º.

В) В мире насчитываются около 9 тыс. видов птиц.

Г) Всякое тело может находиться в одном из четырёх состояний: твёрдом, жидком, газообразном и плазменном.

 

II. Соотнесите философские суждения с тем или иным мыслителем (max. – 4 балла):

 

1. И. Кант 2. Г.В.Ф.Гегель 3. И. Фихте 4. Л. Фейербах

А) «Действуй так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, всегда употреблялось тобою как цель и никогда как только средство».

Б) Задачей философии, или наукоучения, должно быть систематическое развитие всего многообразия, всего богатства категорий сознания из одного единственного и вполне достоверного исходного положения — из деятельности реального, мыслящего Я.

В) Смысл истории есть прогресс в сознании свободы: от свободы одного в деспотиях древнего Востока, через свободу многих в античных обществах к свободе каждого в христианском мире.

Г) Человеческая сущность, отчуждённая в понятии Бога, должна быть возвращена человеку. Поэтому главным принципом новой религии — религии человека — должно стать положение: «человек человеку – Бог».

 

III. Объясните, что такое антиномии чистого разума? Сформулируйте их, вслед за И. Кантом. (Max. — 3 балла).

_______________________________________________________

10 – 9 баллов: 5;

8 – 7 б.: 4;

6 – 5 б.: 3;

4 б. и ниже: 2.


Неклассическая философия XIX – н.XX в.

(«философия жизни», позитивизм, марксизм)

Вариант I

 

I. Соотнесите философские суждения с тем или иным мыслителем (5 баллов):

1. К. Маркс 2. А. Бергсон 3. Ф. Ницше 4. О. Конт 5. А.Шопенгауэр

А) Позитивная философия не имеет собственного содержания, её задача — обобщение и приведение в систему данных частных наук.

Б) «Прежние философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

В) «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью … В человеке важно то, что он мост, а не цель».

Г) Инстинкт и интеллект — две формы постижения мира, выработанные жизнью на пути её творческой эволюции.

Д) Мало осознать вызванную мировой Волей кровавую междоусобицу жизни; необходимо пережить и оценить её — как несчастье и муку, от которых следует избавиться.

 

II. Как вы полагаете, почему представители философии позитивизма (кроме О. Конта) в вопросах

III. этики придерживались позиций гедонизма (как, например, Г. Спенсер) и утилитаризма (как, например, Дж. С. Милль)? (Maximum — 3 балла)

 

III. Дайте определение понятию иррационализм. Приведите примеры иррационалистических концепций в философии XIX – н.XX вв. (Max. — 2 балла)

______________________________________

10 – 9 баллов: 5;

8 – 7 б.: 4;

6 – 5 б.: 3;

4 б. и ниже: 2.


Неклассическая философия XIX – н.XX в.

(«философия жизни», позитивизм, марксизм)

Вариант II

I. Соотнесите философские суждения с тем или иным мыслителем (5 баллов):

1. К. Маркс 2. О. Конт 3. А. Шопенгауэр 4. Ф. Ницше 5. А. Бергсон

А) Задаваться вопросом о сущности вещей — бесполезно и ненаучно. Необходимо говорить о вещах в их отношении к нам, т.е. о их явлениях в нашем опыте, а только это и имеет для нас практическую значимость.

Б) «Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».

В) Подлинным трансцендентальным субъектом и «вещью-в-себе» является иррациональная мировая Воля, создающая феноменальный мир в человеческом сознании («мир как представление»), для того чтоб иметь в нём объект своего воздействия, преодоления, обладания.

Г) Сущность жизни может быть постигнута только с помощью интуиции, которая как бы непосредственно проникает в предмет, сливаясь с его природой. В интуиции нет противопоставления познаваемого познающему как объекта субъекту; в ней совершается узнавание жизнью самой себя.

Д) Понятия о добре и зле, правде и неправде — ложны. По-настоящему важно все то, что поднимает жизненность, чем производятся аффекты, без отношения к их нравственной оценке.

 

II. Как вы понимаете утверждение К. Маркса о человеке как существе, производящем собственную сущность? (Maximum — 3 балла)

 

III. Почему, на ваш взгляд, учение А. Шопенгауэра называют философией пессимизма? (Max. — 2 балла)

_______________________________________

10 – 9 баллов: 5;

8 – 7 б.: 4;

6 – 5 б.: 3;

4 б. и ниже: 2.


Русская философия XIX – нач. XX в.

Вариант I

I. Определите «партийную» принадлежность этих мыслителей (max. — 2 балла):

  1. Западники
  2. Славянофилы

а) А.С.Хомяков, б) А.И.Герцен, в) В.Г.Белинский, г) К.С.Аксаков, д) И.В.Киреевский, е) К.Д.Кавелин, ж) Т.Н.Грановский.

 

II. Оцените справедливость суждений (1 балл):

  1. Представители русской софиологии («софиесловия») развивали религиозно-философское учение о выражении трансцендентного божественного начала в имманентном, т.е. тварном бытии мира и человека (или, что то же, — учение о связи, укоренённости бытия относительного в абсолютном).
  2. Как явствует из самого названия, софиология представляет собой вариант софистики — искусства спора, допускающего подмену понятий.

А) Верно лишь первое суждение.

Б) Верно лишь второе суждение.

В) Верны оба суждения.

Г) Ни одно из суждений не верно.

 

III. Реконструируйте текст (max. — 3 балла):

«Чувства жалости, стыда и благоговения исчерпывают в основе всю область (1): к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его. Эти нормальные отношения определяются здесь как господство над (2), как (3) с (4) и как внутреннее (5) (6). Прочие определения нравственной жизни (все (7)) могут быть показаны как видоизменения этих трёх основ, или как результат взаимодействия между ними и умственною стороною человека. Так (8) есть видоизменение стыда в отчётливой и обобщённой форме».

(В.С.Соловьёв. «Оправдание (9)»)

 

а) солидарность; б) добродетели; в) материальная чувственность; г) нравственные отношения человека; д) живые существа; е) сверхчеловеческое начало; ж) совесть; з) добро; и) подчинение.

 

IV. В своей работе «Опыт эсхатологической метафизики» Н.А.Бердяев устанавливает следующие признаки объективации:

«1) отчуждённость объекта от субъекта;

2) поглощённость неповторимо-индивидуального, личного общим, безлично-универсальным;

3) господство необходимости, детерминации извне, подавление и закрытие свободы;

4) приспособление к массивности мира и истории, к среднему человеку, социализация человека и его мнений, уничтожающая оригинальность».

Определите 4 признака того, что противоположно объективации (max. — 4 балла).

10 – 9 баллов: 5

8 – 7 баллов: 4

6 – 5 баллов: 3

4 – 3 балла: 2

2 – 0 баллов: 1


Русская философия XIX – нач. XX в.

Вариант II

 

I. Определите «партийную» принадлежность этих мыслителей (max. — 2 балла):

  1. «Революционные демократы»
  2. «Религиозные идеалисты»

 

а) С.Л.Франк, б) В.Г.Белинский, в) Н.Г.Чернышевский, г) П.А.Флоренский, д) Г.В.Плеханов, е) Н.О.Лосский, ж) И.А.Ильин, з) В.И.Ленин.

 

II. Определите авторство текста (1 балл):

«Разум имеет тенденцию всё превращать в объект, из которого исчезает экзистенциальность... Объективация есть выбрасывание человека вовне, экстериоризация, подчинение условиям пространства, времени, причинности, рационализации. В экзистенциальной же глубине человек находится в общении с духовным миром и со всем космосом».

1) П. А. Флоренский; 3) В.В.Розанов;

2) Н.А.Бердяев; 4) А.Ф.Лосев.

 

III. Оцените справедливость суждений (1 балл):

1) Вся русская философия — религиозна.

2) Одним из основных отличий русской философии от западной является преобладающее в ней стремление к внутреннему, интуитивному познанию сущего — тех скрытых живых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в образе и символе.

 

А) Верно лишь первое суждение.

Б) Верно лишь второе суждение.

В) Верны оба суждения.

Г) Ни одно из суждений не верно.

 

 

IV. Реконструируйте текст (max. — 3 балла):

«Главные условия, при которых человеческие отношения в области (1) становятся нравственными: 1) (2) не должно признаваться (3) хозяйственной деятельности человека; 2) производство не должно совершаться в ущерб (4) производителей, и ни один из них не должен становиться только (5); 3) должны быть признаны (6) человека к земле (материальной природе вообще). Без (7) к (8) для неё самой нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни».

(В.С.Соловьёв. «Оправдание (9))

 

а) добро; б) человеческое достоинство; в) отношения; г) природа; д) материальный труд; е) обязанности; ж) орудие производства; з) любовь; и) самостоятельная цель; к) вещественное богатство.

 

V. Дайте своё определение понятию софиология (max — 2 балла).

__________________________________________________________

 

10 – 9 б.: 5 8 – 7 б.: 4 6 – 5 б.: 3 4 – 3 б.: 2 2 – 0 б.: 1


 

 

Тематика рефератов:

1. Практическая действенность философии.

2. Религиозная картина мира глазами богословов и верующих.

3. Философская концепция материи.

4. Библия как памятник культуры.

5. Библия. Ветхий и Новый завет.

6. Идея Бога: философский анализ.

7. «Русская идея»: философский анализ.

8. Мое отношение к Фрейду.

9. Бытие и небытие - два возможных принципа философствования.

10. Вечные вопросы бытия: кто мы? Зачем мы? Что есть истина? Как жить? В чем смысл жизни? Что ждет нас в будущем?

11. «Аномальные феномены»: философские аспекты.

12. Сознание и бессознательное.

13. Проблема сознания в современной философии постмодерна.

14. Что такое телепатия (философские аспекты).

15. Существует ли объективная истина?

16. 3нание и вера.

17. Истина и заблуждение.

18. Место науки в современном мире.

19. Современные концепции общественного устройства и его развития.

20. Проблема соотношения объективного и субъективного в общественном развитии.

21. Человек и природная среда.

22. Материальное и духовное производство, их взаимосвязь.

23. Анализ теории социальной стратификации.

24. Нации и национальные отношения: современное состояние и проблемы в России.

25. Семья и ее будущее.

26. Социальная сущность государства. Проблема происхождения государства.

27. Правовое государство.

28. Сущность и основные черты политической культуры.

29. Понятие правовой культуры.

30. Бюрократия: суть, причины существования и воспроизводства.

31. Элитарная и массовая культура.

32. Сущность нравственной культуры.

33. Общественное и групповое (массовое) сознание.

34. Технические науки, их специфика и становление.

35. Различные версии (философские) места человека во Вселенной.

36. Проблема человека в философии (различные концепции).

37. Основные черты марксистского понимания человека.

38. Современное состояние проблемы происхождения человека.

39. Человек как высшая ценность.

40. Расщепленный человек в расщепленном мире.

41. В чем смысл человеческого существования?

42. Иметь или быть?

43. Неизменна ли природа человека?

44. Проблема личности в социальной философии.

45. Каждый ли человек является личностью?

46. Жизненный смысл и судьба.

47. Судьба человека как единство необходимости и свободы.

48. Человек между идеалом и реальностью, должным и сущим.

49. Личность и свобода.

50. Свобода и ответственность личности.

51. Самоутверждение личности: реальные и иллюзорные пути и средства достижения цели.

52. Духовный мир личности.

53. Личность и ее свобода в зеркале мировых религий.

54. Новые проблемы жизни и смерти в начале XXI века и пути их решения.

55. Сознание и личность.

56. Культ личности как социальный феномен.

57. Роль исторических личностей в общественном развитии.

58. Духовность, интеллигентность, образованность (общее и различное).

59. «Вечные» смысложизненные категории: добро и зло, смерть и бессмертие, любовь и ненависть, одиночество и страх.

60. Любовь, ее проявления и виды псевдолюбви.

61. Место и роль любви в духовной жизни личности.

62. Счастье и пути его достижения.

63. Совесть, честь и достоинство в духовном мире личности.

64. Душа человека.

65. Что значит быть современным?

66. В чем смысл тайны красоты?

67. Кризис мировой цивилизации на рубеже XX - XXI веков и пути его решения.

68. Научно-техническая революция: что ожидать от нее завтра?

69. Каковы основные черты информационного общества?

70. Есть ли у России будущее?

71. Техника: основные этапы и закономерности развития.

72. Проблема «духовного возрождения» России.

73. Место и роль религии в системе культуры.

74. Бессознательное и его роль в поведении и действии человека.

75. Концепция «конца света»: философский анализ.

76. Вненаучное знание и его формы.

 

Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.