Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Нового времени






Вариант 2

  1. Фр. Бэкон
  2. Ф.В.Г.Лейбниц
  3. Б.Паскаль
  4. Д.Юм
  5. Т.Гоббс
  6. Б.Спиноза
  7. Р.Декарт
  8. Дж. Локк
  9. Дж. Беркли

I. Соотнесите философские суждения с тем или иным мыслителем (9 баллов):

А) Следует считать ложным всё, что не представляется моему уму с предельной ясностью и отчётливостью.

Б) Человек — лишь тонкий тростник перед бесконечной мощью вселенной, но этот тростник — мыслит и превосходит по своему достоинству саму вселенную.

В) Исходными элементами, «кирпичиками» мышления являются простые идеи, которые сознание образует в соответствии с ощущениями цветов, запахов, вкусов, плотности, теплоты и т.д.

Г) В разуме нет ничего, что прежде не содержалось бы в чувствах.

Д) Научное познание должно быть направлено на овладение силами природы, результатом чего явится усовершенствование самого человеческого общества.

Е) Научное понятие каузальности (причинности) основано на привычке наблюдать явление А вслед за явлением В, на произвольном допущении, что В является причиной А, а также на вере в постоянство и безусловность этой связи.

Ж) Вещи суть целостные комплексы ощущений, созерцаемые нами в собственной душе. Нет оснований делить эти ощущения на качества первичные (якобы отражающие реальные свойства вещей) и вторичные (обусловленные лишь свойствами нашего восприятия): в непосредственном восприятии вещи её форма неотделима от цвета.

З) В единстве субстанции, многообразии её атрибутов и модусов нет ничего случайного, всё существует с необходимостью. Мы свободны лишь в выборе между свободной, осознанной необходимостью нравственного долга и принуждённой необходимостью безрассудных страстей (аффектов).

И) Сотворённый Богом мир представляет собой бесконечное многообразие индивидуальных духовных субстанций — монад.

 

II. Соотнесите со взглядами вышеперечисленных философов данные характеристики; постарайтесь использовать эти характеристики предельно полно (max – 15 баллов):

а) эмпиризм; б) субъективный идеализм; в) материализм; г) субстанциализм; д) детерминизм; е) агностицизм.

(Пример: 1 — а, б; 2 — б, з и т.д.)

 

III. Попытайтесь самостоятельно сформулировать высказывания в духе:

1) рационализма;

2) детерминизма.

______________________________________

30 – 25 баллов: 5;

24 – 19 б.: 4;

18 – 13 б.: 3;

12 и ниже: 2.


 

Немецкая классическая философия

Вариант I

 

I. Какие из приведённых суждений являются синтетическими суждениями a priori? (Max. — 2 балла).

А) Всякое явление имеет свою причину.

Б) Длина этой улицы — 450 метров.

В) Тело есть нечто протяжённое.

Г) Сумма 451 и 783 равняется 1234.

 

II. Соотнесите философские суждения с тем или иным мыслителем (max. – 4 балла):

 

1. И. Кант 2. Г.В.Ф.Гегель 3. И. Фихте 4. Л.Фейербах

А) Мир явлений (феноменов) возникает в процессе последовательного самополагания-самораскрытия трансцендентального субъекта, Я; никаких «вещей-в-себе» за пределами этого субъекта не существует.

Б) За пределами нашего сознания существует объективный мир — мир «вещей-в-себе», ноуменов; однако познать его мы никогда не сможем.

В) «Бог… как духовная или абстрактная сущность …есть не что иное, как сущность самого человеческого разума; благодаря силе воображения сущность эта представляется теологии существом самостоятельным, отличным от ума».

Г) Развитие природы и человеческая история представляют собой инобытийную стадию единого процесса самополагания и самопознания абсолютной идеи, достигающей в человеческом духе осознания своего единства во всём и тождества всего в ней.

 

III. Объясните, чем идеи чистого разума, в философской системе Канта, отличаются от категорий рассудка? (Max. — 4 балла).

______________________________________

10 – 9 баллов: 5;

8 – 7 б.: 4;

6 – 5 б.: 3;

4 б. и ниже: 2.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.