Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Средних веков






Вариант I

 

I. В философии Средних веков номинализмом называлось (1б.):

а) политико-экономическое учение, утверждавшее зависимость ценности того или иного предмета от его заявленной стоимости (т.е. номинала);

б) философское направление, представители которого полагали, что подлинным существованием обладают лишь единичные вещи, а общие понятия — не более чем имена (nomina), посредством которых люди обозначают группы вещей, обладающих сходными признаками;

в) религиозно-философское направление, доказывавшее зависимость сущности вещи от её имени (nomen): «Имя вещи есть сама вещь».

 

II. Найдите лишний член логического ряда. Обоснуйте свой ответ (1б.):

Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Марк Аврелий.

 

1. Ибн Рушд (Аверроэс) 2. Фома Аквинский 3. Пьер Абеляр  

III. Соотнесите философские суждения с тем или иным мыслителем (maximum — 3б.):

А) Всякое явление имеет свою причину. Но эта причина, в свою очередь, порождена другой причиной. Цепь причин и следствий не может уходить в бесконечность; необходимо мыслить первопричину, являющуюся причиной и самой себя. А такой первопричиной может быть только Бог.

Б) Nomina sunt consequentia rerum («Имена — производные от [свойств] вещей»).

В) Форма (идея) вещи существует лишь в единстве с материей. Следовательно, душа, являющаяся формой человека, основой его личности, погибает вместе со смертью тела.

 


Философия Средних веков

Вариант II

I. В философии Средних веков реализмом называлось (1б.):

а) литературное направление, стремящееся к правдивому изображению реалий повседневной жизни;

б) течение в политической философии, согласно которому единственным мотивом политической деятельности должен выступать прагматический государственный интерес;

в) философское направление, представители которого продолжали традиции платоновского идеализма и утверждали, что универсалии (общие понятия) обладают подлинной реальностью и являются бытийно-смысловым источником отдельных вещей.

 

II. Найдите лишний член логического ряда. Обоснуйте свой ответ (1б.):

Релятивизм, ревеляционизм, теоцентризм, креационизм.

 

III. Соотнесите философские суждения с тем или иным мыслителем (max. — 3б.):

А) Следует говорить об универсалиях троякого рода: существующих

1. Аврелий Августин 2. Фома Аквинский 3. Ансельм Кентерберийский  

до вещей (ante rem) — как вечные мысли Бога о будущих творениях;

в вещах (in re) — как общая сущность того или иного класса предметов и

«после вещей» (post rem) — извлечённых из вещей человеческим умом, преобразованных в понятия.

Б) История человечества может быть представлена как история двух городов: града Божия (который населяют люди, возлюбившие Бога вплоть до презрения к себе) и града дьявола, жители которого возлюбили себя вплоть до презрения к Богу.

В) Бог мыслится как существо всесовершенное. Но существование — одно из совершенств. Следовательно, Бог существует.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.