Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Частного предпринимательства в трех секторах






(%)

Страны Электроэнергетика Больницы Банки
Франция 56, 6 29, 1 74, 2
Германия 46, 7 29, 5 63, 0
Испания 38, 7 20, 8 55, 5
Швеция 35, 7 6, 2 63, 3
Чехия 18, 9 16, 9 24, 3
США 79, 7 73, 8 77, 9

 

По вопросу о предпочтительных сферах государственного вмешательства, ответы показали: более 80% французов считают, что государство должно:

· контролировать цены;

· обеспечить услуги здравоохранения и достойный уровень жизни престарелым и безработным;

· платить стипендии студентам из неблагополучных семей, уменьшать пропасть между бедными и богатыми.

Думается, что мнение россиян близко к мнению французов, в своем большинстве остающихся приверженцами общественных услуг, которые чаще всего ассоциируются с понятием «общественное благо». Речь идет в первую очередь об образовании, медицинском обслуживании и социальном обеспечении. Именно в этих секторах предоставляются услуги, которые, по мнению большинства французов, не должны быть приватизированы. Вместе с тем французы считают, что услуги в этих секторах должны стать более качественными и удовлетворять ожидания пользователей.

Рассматривая вопрос о модернизации сферы общественных услуг, люди прежде всего указывают на необходимость «приближения» услуг к потребителям, т.е. большего учета их интересов. Французы — очень требовательные потребители. Они хотят получать более качественные услуги, желают, чтобы соответствующие службы быстрее реагировали на изменения ситуации на рынке, а также требуют большего разнообразия услуг, повышения степени их доступности1.

1 Государство в рыночной экономике: Новые подходы: сборник обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН. М., 2001. С. 120.

 

4. Ключевое значение государства в области регулирования внешней торговли услугами.

Ведущую роль в становлении и наращивании экспортного потенциала услуг должны играть правительства государств. Эта роль проявляется в создании благоприятных условий для развития частного сектора.

В целях регулирования государство может проводить следующие мероприятия:

· устанавливать максимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг;

· регламентировать правила учреждения и деятельности иностранных компаний;

· ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала;

· вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг;

· устанавливать предварительные тарифы, дискриминационные налоги и минимальные цены на импортные услуги;

· регламентировать правила перевода финансовых средств за границу;

· вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д.

В преддверии вступления нашей страны в ВТО усиливается необходимость выработки такого режима регулирования сферы услуг, который обеспечивал бы оптимальное сочетание государственных контролирующих мер и конкурентных условий для деятельности отечественных и иностранных производителей услуг.

Если Россия станет развивать рынок услуг, опираясь исключительно на национальные ресурсы или с минимальным допуском иностранных поставщиков на свой рынок, то качественный уровень развития отраслей услуг в стране будет неизбежно отставать от международного уровня. Это негативно скажется на динамике экономического роста и не будет соответствовать интересам российских потребителей.

Благодаря притоку иностранного капитала российский бизнес получает крайне необходимые для развития финансовые ресурсы и, что не менее важно, передовые технологии, эффективные методы реализации услуг и управления; приобщается к высокой культуре деловых отношений и обслуживания клиентов.

Кроме того, государство может оказывать регулирующее воздействие на развитие отдельных видов деятельности в сфере услуг путем использования различных инструментов.

В каждом случае регулирующее влияние государства на развитие сферы услуг должно иметь определенные пределы, поскольку недостаточная мера такого воздействия, т.е. расширение области платных услуг, ставит в ущемленное положение уязвимые слои населения, преграждая им доступ к жизненно важным видам услуг. Чрезмерное государственное вмешательство порождает иждивенчество, дефицит, растущую нехватку финансовых средств у государства. Оптимальное же сочетание государственного и частного секторов, различных форм и методов ведения хозяйственной деятельности обеспечит сфере услуг гибкость, доступность, большее соответствие совокупного спроса и совокупного предложения.

Таблица

Место и роль государства в российской экономике

 

Аргументы сторонников государственного регулирования экономики Аргументы противников государственного регулирования экономики
«… нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научных достижениях социально-ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства» (1. С.3) «…наиболее сильным стимулом вмешательства государства в экономику является стремление подчинить своему контролю бизнес ради сохранения на длительный период всего комплекса благ, связанных с властью» (63.С.28)
«…государство должно взять на себя миссию активного воздействия на инвестиционный процесс, заблокировать бегство капитала и направить инвестиционный поток в материальное производство» (100. с.52) «…прямое управление экономическими процессами, связанное с разработкой приоритетов развития, выделением финансовых и материальных ресурсов, возможно только на короткий период и в чрезвычайных обстоятельствах»(12.С.13)
«…нынешнее российское правительство следует модели Laissez-faire, от которой давно уже отказались в западных странах. Подлинный переход к рыночной экономике требует сильного и активного правительства, которое призвано сыграть ведущую роль в создании институтов и предприятий, обеспечение власти закона и надзора за соблюдением соответствующих рамок регулирования (37.С.129) «…проблемы роли государства обрела в российских условиях крайне политизированный и поэтому часто небескорыстный характер. Сегодня активизировалась позиция, направленная на разгосударствление экономики в стране. Это оправдано, когда речь идет о дебюрократизации, преодоление атмосферы взятничества» (51.С.5)
«…отказ от активной политики государства по стимулированию инвестиционной активности при нынешнем состоянии банковской системы страны и сохранении ориентации на краткосрочные кредиты, равно как и спекулятивного характера финансового рынка, заблокируют любые возможности долгосрочного инвестирования (19.С.4) «… в сложившейся рыночной системе главная задача государства — создание благоприятных условий для активизации частных инвестиций при ограничении своей функции непосредственного инвестора. Решение этой задачи предполагает дерегулирование экономики, снижение административных и прочих барьеров на пути инвестиций, эффективную защиту прав собственности и обеспечение равных условий конкуренции, повышение прозрачности экономических процессов» (110.С.55)
«… участие государства видится не только в создании институционально-правовой основы деятельности частных инвеcторов, но и прямом инвестировании в реальный сектор экономики для достижения необходимых структурных сдвигов. Государственные инвестиции выступают как важнейший рычаг модернизации структуры народного хозяйства, преодоления значительных диспропорций»(50.С.53) «Вашингтонский консенсус» выделяет в качестве главных факторов преодоления экономической отсталости приватизацию, либерализацию торговли и дерегулирование. Роль, отводимая правительству, ограничивается поддержанием макроэкономической стабильности и обеспечением образования» (102.С.60)
«…необходимо возрождение макрорегулирования экономики в новых, адекватных потребностям страны, формах. Такое регулирование должно быть альтернативным монетаризму» (89.С.9) «…никто не любит, когда его деятельность регулируют, более того, государственное регулирование противоречит философии свободного предпринимательства» (97.С.32)

 

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под государственным регулированием экономики?

2. Какие методы могут использовать государства для регулирования экономики, в чем различие этих методов?

3. Охарактеризуйте инструменты, с помощью которых может осуществляться реализация различных методов государственного воздействия.

4. Раскройте причины, обусловливающие необходимость государственного вмешательства в сферу услуг.

5. Почему государство проявляет особый интерес к сфере услуг?

6. Каковы важнейшие цели государственного регулирования социально-экономических процессов в сфере услуг?

7. Какие наиболее острые проблемы в области государственного регулирования сферы услуг характерны для современной России? Кратко проанализируйте их.

8. Раскройте роль субсидирования как инструмента регулирования величины спроса и предложения услуг.

9. Какие мероприятия должно регулировать государство в целях наращивания экспортного потенциала услуг?

 

Рекомендуемая литература

1. Государственное регулирование рыночной экономики: учебное пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2002.

2. Государственное регулирование экономики: учебное пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов [и др.]; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ—ДАНА, 2001.

3. Государство в рыночной экономике: Новые подходы: сборник обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН. М., 2001.

4. Дойников И.В. Государственное предпринимательство: учебник. М.: ПРИОР, 2000.

5. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.

6. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. СПб.: Питер, 2000.

7. Публичные услуги и функции государственного управления / под ред. А.Е. Шаститко; авт. кол.: Н.С. Батаева, П.В. Крючкова, М.С. Потапенко, В.Л. Тамбовцева, А.Е. Шаститко. М.: ТЕИС, 2002.

8. Селезнев А.З. Нематериальное производство и экономический рост. М.: Наука, 2001.

9. Стиглиц Дж. Экономическая роль государства. Оксфорд, 1989.

10. Фадеев В.Ю. Малое предпринимательство в Российской Федерации: проблемы и перспективы. М.: Наука, 2000.

11. Шамхалов Ф. Государство и экономика (власть и бизнес) / Отд. экон. РАН; науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». М.: Экономика, 1999.

12. Экономика США: учебник для вузов / под ред. В.Б. Супяна. СПб.: Питер, 2003.

13. Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика: учебник для вузов. М.: Русская деловая литература, 1999.

14. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

 


Торговля объединяет человечество во всеобщее братство взаимной зависимости и интересов.

Д. Гарфилд

 

Благодаря торговле все народы узнали нравы других народов и смогли сравнить их. Это привело к благотворным последствиям.

Ш. Монтескье

 

Каждый живет продажей чего-нибудь.

Р.С. Стивенсон

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.