Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текущий баланс






___________________________________________________________________________

(название фирмы)

по состоянию на ___________________________________________________________________________

Показатель Сумма, ден. ед.
Активы Текущие активы Денежные средства Денежные средства на счетах в банке Кассовая наличность Дебиторская задолженность Минус безнадежные долги Имеющиеся в наличии товарные запасы  
Итого текущих активов  
Постоянный капитал Земля Здания Имеющееся в наличие оборудование Мебель и принадлежности Минус амортизационные отчисления Вложения во взятое в аренду имущество Минус амортизация  
Итого постоянного капитала  
Всего активов  
Обязательства и капитал Краткосрочные обязательства Кредиторская задолженность Векселя к оплате (на срок до одного года) Налоги на фонд заработной платы  
Итого краткосрочных обязательств  
Долгосрочные обязательства Векселя к оплате (на срок более года)  
Итого обязательств  
Капитал Капитал владельца на начало периода Чистая прибыль за отчетный период Минус изъятия капитала владельцем Увеличение капитала Капитал на конец периода  
Всего обязательств и капитала  

 

8. Информация и контроль. Для претворения в жизнь бизнес-плана постоянно нужна различная информация. Например, в конце года из отчета о прибылях и убытках можно узнать, получила фирма прибыль или понесла убытки. Но нецелесообразно ждать так долго. Необходимо получать сведения гораздо чаще. Поэтому составляются ежемесячные или ежеквартальные отчеты о прибылях и убытках. Это один из источников информации. Вместе с тем, если полагаться только на него, он может превратиться скорее в отчет об убытках, нежели в отчет о прибылях. Вернейший способ избежать этого — внедрить систему внутрихозяйственного контроля. Эффективно работающая система внутрихозяйственного контроля позволит достичь поставленных целей как в части улучшения бухгалтерского учета, так и в части общего руководства фирмой. Неслучайно существуют два вида этого контроля: внутренний бухгалтерский контроль и внутренний административный контроль. Первый используется для защиты средств и обеспечения надежности бухгалтерских данных, что крайне важно для малой фирмы. Добавим, что вопрос о принципах ведения бухгалтерской отчетности, призванной обеспечить точный учет фактов хозяйственной жизни и данных в бухгалтерских регистрах, следует решить до открытия фирмы, ибо позднее уже не будет времени на то, чтобы позаботиться о создании эффективной системы бухгалтерского учета.

Что касается административного контроля, то с его помощью можно постоянно владеть всей полнотой информации о запасах, товарообороте, поступлениях и расходовании денежных средств. Владельцам фирмы необходимо быть в курсе периодически возникающих проблем. Задача административного контроля — помочь в этом, но не стоит ее особо усложнять. С подобной работой вполне может справиться бухгалтер или приглашенный консультант.

Учет запасов. Запасы сырья и материалов необходимо учитывать, чтобы иметь возможность вовремя и качественно обслуживать потребителей и знать, что запасы не уменьшились в результате краж или естественной убыли. Основная задача — ускорить оборачиваемость товарно-материальных запасов, ведь чем меньше денег будет связано в запасах, тем лучше для фирмы.

Как уже отмечалось, хорошо поставленный учет товарно-материальных запасов у малой фирмы способствует повышению эффективности ее работы, улучшению качества обслуживания потребителей. На основе данных учета можно планировать мероприятия по восполнению запасов и составлять заказы исходя из того, сколько единиц товара имеется на складе, сколько заказано, и сколько реализовано.

При планировании расходов по организации учета товарно-материальных ценностей нужно также включать в них расходы, связанные с закупкой, ведением документации, проведением инвентаризации, получением и хранением запасов.

Продажи. На малой фирме информацию об итогах торговли за день можно получать на основе показаний кассового аппарата и чеков на приобретение товара. Для поддержания реализации на должном уровне следует ежедневно справляться об объеме продаж, вести учет товаров, продаваемых в кредит.

Расходы. Система административного контроля должна обеспечивать получение информации о расходах фирмы. При проверке счетов требуется уделять внимание только основным из них, не отвлекаясь на мелочи. Достаточно знать, что указания руководства соблюдаются в главном, например вовремя оплачиваются счета поставщиков (от чего зависит предоставление скидок). Система учета и контроля должна также давать возможность следить за основными статьями расходов, чтобы они не превысили определенный лимит, а также судить о правильности использования средств. В этом случае можно постоянно быть в курсе периодически возникающих в процессе хозяйственной деятельности проблем. Кроме того, важно добиться своевременной уплаты налогов.

Анализ безубыточности. Этот вид анализа является средством административного управления. Он дает представление о том, какой объем продаж необходим для компенсации произведенных расходов и выхода на уровень самоокупаемости.

Размер прибыли зависит от объема реализации, цены и величины затрат. По результатам анализа безубыточности можно определить, какие изменения в одном или нескольких факторах производства будут способствовать увеличению прибыли. Чтобы рассчитать уровень безубыточности, необходимо разделить издержки на постоянные и переменные.

Значение показателя точки безубыточности рассчитывается как отношение суммы общих постоянных расходов фирмы к разности между ценой единицы услуг и переменными издержками в расчете на единицу услуг. Можно также построить график безубыточности, с помощью которого наглядно определяется критический объем, т.е. тот объем оказываемых услуг, при котором прибыль предприятия равна нулю.

Рассчитав уровень безубыточности, необходимо оценить бизнес-план с точки зрения его выполнимости. Сделать это следует именно на данном этапе, т.е. до того, как начнется его реализация. Если план неудачен, то лучше обнаружить это в самом начале, а не спустя полгода, когда выяснится, что впустую потрачены деньги, причем немалые.

Просматривая план еще раз, нужно обратить внимание на показатели затрат в той части, где их разбивали на категории. Если какая-то расходная статья слишком велика или, наоборот, слишком мала, следует внести соответствующие изменения. Новые значения можно проставить рядом с первоначальными данными. После окончания работы по корректировке получится уточненный прогноз отчета о продажах и расходах на 12 месяцев.

На основе пересмотренных данных нужно вновь рассчитать уровень безубыточности. Если же и на этот раз нет полной уверенности в результатах расчетов, их лучше показать сторонним специалистам, не принимавшим участия в разработке плана. Это может быть банковский служащий или любой другой эксперт в данной области. Указав на слабые места бизнес-плана, они помогут выявить и сильные стороны фирмы, на которые в дальнейшем нужно сделать ставку.

Предлагаемая структура бизнес-плана является рекомендуемой, но не обязательной. Примеры бизнес-планов приведены в специальной литературе1.

1 См., например: Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2002; Попов В.М. Сборник бизнес-планов: С рекомендациями и комментариями / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, А.А. Зверев. 5-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2005.

 

После того как план завершен, можно приступать к его реализации. В процессе работы над планом необходимо постоянно помнить, что он должен базироваться на надежных данных и строиться с учетом реальных возможностей фирмы. В противном случае он останется клочком ненужной бумаги.

Приступать к реализации плана следует незамедлительно. На этом этапе необходимо еще раз обратиться к бизнес-плану, чтобы окончательно «сориентироваться на местности».

Первый вопрос, который предстоит решить, где взять деньги. Многое зависит от конкретной ситуации. Например, если планируется расширение объема продаж, то потребуются дополнительные средства. Есть ли они у владельцев фирмы, можно ли недостающую сумму взять взаймы у друзей или родственников или потребуется получить ссуду в банке, а может быть, позаимствовать недостающие средства у поставщиков?

Если же речь идет об открытии собственного дела, то опять возникает вопрос о наличии денег для оплаты аренды, выплаты жалованья и покрытия других расходов. Затем последует проблема поиска квалифицированных кадров.

Предпринимателю целесообразно записать, что предстоит сделать, чтобы претворить план в жизнь, определить очередность и срок исполнения каждого последующего шага.

Чтобы осуществить план, я должен предпринять следующие действия (табл. 7.9).

Таблица 7.9

Этапы реализации бизнес-плана

Задача Срок исполнения
   
   

 

Способы сохранения стабильности фирмы. В процессе реализации плана необходимо следить за всеми изменениями, происходящими на фирме и на рынке, и своевременно корректировать бизнес-план.

Изменения происходят внутри самой фирмы, например, могут уволиться несколько квалифицированных сотрудников. Меняются клиенты, их вкусы и потребности. С появлением на рынке новых видов сырья и комплектующих может меняться и технология оказания услуг.

Чтобы иметь возможность корректировать план в соответствии с новыми условиями, владелец-управляющий должен:

1) следить за переменами, происходящими в отрасли, на рынке сбыта, постоянно приспосабливаясь к чрезмерно изменчивым вкусам потребителей продукции или услуг;

2) сверять свой план с изменившимися условиями;

3) определять, какие поправки требуется внести.

Это означает, что предприниматель должен быть в курсе всех тенденций и новшеств. Для этого нужно регулярно просматривать отраслевые журналы и газеты. Кроме того, необходимо отвести специальное время — часа два-три, но может потребоваться и больше, чтобы освежить в памяти план (это следует делать не реже одного раза в месяц или один раз в два месяца). В случае необходимости в него могут быть внесены поправки, а отдельные разделы даже могут подвергнуться коренному пересмотру. В дальнейшем предстоит строить деятельность фирмы по обновленному плану.

 

Вопросы для самопроверки

1. Для чего необходимо составлять бизнес-план?

2. Какова цель и основные задачи, решаемые при разработке бизнес-плана?

3. Какие общие и конкретные функции выполняет бизнес-план?

4. Какие особенности фирм сферы услуг следует учитывать при разработке бизнес-плана?

5. Имеются ли особенности планирования в фирмах малого бизнеса?

6. Каковы рекомендуемые разделы бизнес-плана создания малой фирмы сферы услуг?

7. Какие разделы бизнес-плана имеют особенно большое значение для малой фирмы сферы услуг?

8. Каким образом следует описать в бизнес-плане услуги, которые предполагает оказывать создаваемая фирма?

9. Каково содержание плана маркетинга?

10. Как спрогнозировать объем продаж фирмы?

11. Какими способами можно привлечь внимание клиентов к фирме и оказываемым ею услугам на этапе разработки бизнес-плана?

12. Как правильно описать технологию оказания услуг, в каком разделе бизнес-плана это делается, что еще содержится в этом разделе бизнес-плана?

13. Каково содержание организационного плана?

14. Какие моменты отражаются в финансовом плане?

15. Каким образом и где можно получить информацию для составления бизнес-плана?

16. Как начать реализацию бизнес-плана и поддерживать стабильное положение фирмы на рынке?

17. Приведите примеры структуры и содержания разделов реальных бизнес-планов для малых фирм сферы услуг.

 

Рекомендуемая литература

1. Баринов И.А. Бизнес-планирование: учебное пособие. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2004.

2. Барроу К. Бизнес-планирование: Полное руководство / К. Барроу, П. Барроу, Р. Браун; пер. с англ. СПб.: Фанр-Пресс, 2003.

3. Батлер Д. Бизнес-планирование. Business Planning: учебник. СПб.: Питер, 2003.

4. Бизнес-план (методические материалы) / под ред. А.В. Бурцева. М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Бизнес-планирование: учебник / под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова. М.: Финансы и статистика, 2003.

6. Брайан Ф. Как написать бизнес-план / пер. с англ.; под ред. И.О. Черкасовой. СПб.: Нева, 2004.

7. Бринк Ю.И. Бизнес-план предприятия: теория и практика: учебник для вузов / Ю.И. Бринк, Н.А. Савельева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

8. Буров В.Л. Бизнес-план фирмы: Теория и практика / В.Л. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. М.: ИНФРА-М, 2004.

9. Галенко В.П. Бизнес-планирование. Создание успешного бизнес-плана на предприятии: учебник. СПб.: Питер, 2004.

10. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2002.

11. Дмитриев Ю.А. Бизнес-план (структура, содержание, методические указания к разработке) / Ю.А. Дмитриев, Г.В. Гутман, В.Н. Краев. М.: Финансы и статистика, 2003.

12. Ерохина Л.И. Прогнозирование и планирование в сфере сервиса / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2004.

13. Как подготовить бизнес-план. Методическое пособие для малых и средних компаний / пер. с англ. М.: РУССЛИТ, 1992.

14. Как составлять бизнес-план по маркетинговой сервисной компании / пер. с англ. М.: Дело, 1997.

15. Леонтьев С.В. Типовая методика разработки бизнес-планов и анализа инвестиционных проектов с помощью тестовых таблиц / С.В. Леонтьев, П.Н. Ткаченко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

16. Макаревич Л.М. Бизнес-планирование для малого предприятия. М.: Вершина, 2003.

17. Малый бизнес: Организация, экономика, управление / под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003.

18. Маркова В.Д. Бизнес-планирование / В.Д. Маркова, Н.А. Кравченко. Новосибирск: ЭКОР, 1999.

19. Муравьева Г.В. Методические рекомендации по составлению бизнес-плана для туристических фирм. М.: НОУ; Луч, 1998.

20. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. 6-е изд. М.: Дашков и К, 2004.

21. Попов В.М. Сборник бизнес-планов: С рекомендациями и комментариями: учебно-практическое пособие / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, А.А. Зверев. 5-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2005.

22. Росс М., Росс Т. Большие идеи для малого бизнеса в сфере услуг. М.: Гранд, 1996.

23. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2004.

24. Станиславчук Е.Н. Бизнес-план: управление инвестиционными проектами. М., 2001.

25. Сухова Л.Ф. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. М.: Финансы и статистика, 2004.

26. Тэпман Л.Н. Малый бизнес: Опыт зарубежных стран. М.: ЮНИТИ, 2004.

27. Уткин Э.А. Бизнес-план компании. М.: Тандем; ЭКМОС, 2000.

28. Финансовый бизнес-план / под ред. В.М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2004.

29. Чапек В.Н. Экономика организаций малого предпринимательства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

30. Черняк В.З. Бизнес-планирование: учебно-практическое пособие. М.: РДЛ, 2004.

31. Энциклопедия малого бизнеса, или как начать свое дело / под ред. канд. экон. наук Т.А. Слука. М.: Книга Интернэшнл, 1994.

 


В бизнесе ты получаешь либо деньги, либо опыт. Бери опыт, а деньги придут.

Г. Дженин

Опыт полезен, если за него не заплачено слишком дорого.

Т. Фуллер

Я пришел к Вам как юридическое лицо к юридическому лицу.

И. Ильф и Е. Петров

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.