Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенность ПиП развития строительного комплекса






Долгосрочное прогнозирование развития отраслей комплекса является составной частью системы государственного прогнозирования социально-экономического развития РБ, и одновременно это самостоятельная система определения перспектив развития СК республики.

Объектом анализа при разработке долгосрочного прогноза является не только деятельность отраслей комплекса в рассматриваемом периоде, но также основные качественные и количественные параметры развития этой сферы в сравнении с мировым уровнем производства.

Главным назначением среднесрочного прогноза является обоснование целей и задач, важнейших направлений и приоритетов развития отраслей комплекса, исходящее из долгосрочной стратегии экономического роста.

На основе анализа современного состояния оценки факторов экономического роста производится постановка точно определённых целей и основных задач развития отраслей на среднесрочную перспективу. Сформулированные цели и задачи получают количественное и качественное выражение в виде основных ориентиров и параметров экономического роста отраслей комплекса на среднесрочный период.

В основу разработки годового(краткосрочны) прогноза принимаются концептуальные положения социально-экономического развития РБ на предстоящий год с учётом выделения в них целевых параметров экономического роста СК, увязанных с макропоказателями развития народного хозяйства страны.

Годовой прогноз включает:

-оценку современного состояния отраслей с выделением закономерностей и тенденций их развития;

-определение внутренних и внешних факторов и условий эффективного развития;

-установление конкретных параметров и приоритетных направлений развития строительного и промышленного производства в прогнозном периоде;

-определение мер макро- и микроуровнего характера, обеспечивающих достижение целевых параметров развития комплекса.

Определение мер, обеспечивающих достижение целей и задач в прогнозном периоде, является заключительным разделом краткосрочного прогноза. Он включает как мероприятия отраслевого характера, направленные на совершенствование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организаций и предприятий отраслей, так и мероприятия по совершенствованию системы государственного регулирования развития сферы материального производства, осуществляемые правительством.

Расчёт прогнозных показателей объём Капитальных Вложений, темпов их роста на долго-, средне- и краткосрочную перспективу осуществляют методом балансовой увязки с расчётными параметрами ВВП и его составляющих (нормы накопления и потребления), прогнозируемых темпов роста, индексов цен, а также с учётом показателей состояния основных фондов.

Прогнозирование и планирование развития строительного комплекса основывается на Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Основных направлениях социально-экономического развития РБ на период до 2010 г., Программы социально-экономического развития РБ на 2001-2005 годы, республиканской программе «Жилье» и реализуется Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и региональными органами управления.

Для достижения поставленных целей требуется решить следующие задачи:

1) повысить качества жилья за счет улучшения архитектурно-планировочных решений и развития системы инженерного оборудования;

2) обеспечить сохранность объектов, своевременность модернизации, рационального их использования;

3) создать правовые и организационные условия для функционирования жилищного сектора;

4) разрабатывать и внедрять новые конструктивные схемы жилых домов;

5) повысить уровень архитектурно-планировочных решений при застройке городов и других населенных пунктов.

Для устойчивого развития строительного комплекса необходимо внедрять новые технологии, которые бы были менее материало- и энергоемкими и способствовали бы увеличению конкурентоспособности строительного производства; привлекать инвестиции и направлять их на создание экологически чистых технологий (например, цемент, теплоизоляционные материалы и т.д.).

37.Прогнозирование и планирование развития сферы производства услуг населения: особенности, цели, показатели, приоритеты на 2011-2015 годы, методы.

Социальная инфраструктура. - совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения.
Социальная инфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным и предаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального обслуживания - население - состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.
Однако необходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое состоит в том, что изменение стоимости товара происходит как оказание услуг в производственной сфере транспортирование узлов из одного предприятия на другое), так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды).
Функции социальной инфраструктуры:
1. Воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование);
2. Увеличение продолжительности периода работоспособности (здравоохранение);
3. Предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня. (общественное питание, пассажирский транспорт);
Обеспечение условий для отдыха работников, повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).
Социальная сфера – это совокупность отраслей национального хозяйства, создающая социальные блага в виде услуг образования, здравоохранения, культуры, туризма и т. д. Отрасли социальной сферы приобретают все большее значение в развитии общественного производства. Они оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения.
В странах с социальной рыночной экономикой в социальную сферу ежегодно осуществляются огромные инвестиции. В ней сосредоточены значительныематериальные, трудовые и финансовые ресурсы.
Услуги населению оказывают отрасли сферы обслуживания: народное образование, культура и средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения. Кроме того, в сферу обслуживания населения включаются некоторые виды деятельности, относящиеся к сфере материального производства: торговля и общественное питание, производственные виды бытовых услуг - ремонт бытовых машин, приборов, ремонт и изготовление мебели, индивидуальный пошив одежды и обуви, химическая чистка и крашение.
Прогнозирование и планирование функционирования и развития сферы обслуживания населения производится с учетом особенностей отраслей.
Прогнозирование и планирование образования и подготовки специалистов.
Важное место среди отраслей социальной сферы занимает образование. Оно направлено на повышение качества работников, приумножение образованности, интеллектуальности, духовного потенциала общества.

Прогнозирование и планирование образования и подготовки специалистов осуществляется с учетом поставленных целей и задач перед отраслью, финансовых, материальных и других возможностей общества по их реализации. При прогнозировании и планировании развития общеобразовательных школ разрабатываются следующие показатели: контингент, прием и выпуск учащихся, количество классов, среднее число учеников в одном классе, сменность занятий, сеть школ и ее развитие. Главным из них является контингент учащихся, на основе которого определяются все другие показатели, т.е. потребность в классных комнатах, сеть школ, ее материальная база, необходимые педагогические кадры. Во многом аналогичные задачи решаются и в отношении профессионального образования. Это прежде всего создание рациональной сети учебных заведений с многоуровневой и многовариантной системой, сочетающей привлечение различных источников финансирования, включая и средства самих обучающихся.
Потребность в специалистах определяется на текущий и перспективный периоды. Последняя рассчитывается исходя из показателей развития соответствующих отраслей, сфер деятельности. В основе прогнозирования подготовки специалистов на перспективу лежит определение научно обоснованной дополнительной потребности в каждой из сфер деятельности и отраслей с учетом их развития, а также возмещения естественного выбытия, частичной замены практикой дипломированными специалистами и др.
При разработке комплексного прогноза подготовки кадров с высшим и средним специальным образованием необходимо учитывать и факторы, связанные с общей социально-экономической ситуацией в обществе, предполагаемыми изменениями нормативно-законодательной базы, развитием связей с мировым сообществом и ряд других условий, которые могут во многом повлиять на полученные результаты. Такие разработки чаще всего выполняются на основе применения интуитивных методов прогнозирования, а при наличии достаточного объема достоверной информации дополняются формализованными.
Определяющими при разработке планов-прогнозов образования и подготовки специалистов являются вопросы финансирования отрасли. В большинстве государств мира с относительно высоким уровнем ВВП расходы на получение общего среднего и начального профессионального образования компенсируются из средств государственного бюджета.

Прогнозирование и планирование здравоохранения направлено на решение таких первоочередных задач, как:
гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения;
формирование рынка медицинских услуг, использование дополнительных источников финансирования;
обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи;
первоочередная реконструкция действующих учреждений;
развитие отечественной фармацевтической промышленности, совместных предприятий (производств) с фирмами зарубежных стран;
создание медицинским работникам благоприятных
Прогнозирование развития здравниц предполагает установление их пропускной способности отдельно по санаториям и домам отдыха. Пропускная способность рассчитывается путем умножения количества отдыхающих в одну смену на количество таких смен за год.
Прогнозирование и планирование жилищно-коммунального хозяйства.
Ведущее место в нем занимает жилищное хозяйство. Его прогнозирование и планирование ведется по двум направлениям: строительство жилых зданий и обеспечение эксплуатации имеющегося жилого фонда.
Развитие жилищного хозяйства прогнозируется исходя из перспективной численности населения и норм его обеспечения жилой площадью в рассматриваемом периоде в расчете на одного жителя.
К коммунальному хозяйству относятся: водопровод и канализация; городской транспорт; энергетическое хозяйство (электросети, сеть теплофикации и газификации); прочие отрасли (озеленение, санитарная очистка и др.).
Характер оказываемых услуг и вид предприятий существенно влияют на специфику расчета производственных мощностей предприятий бытового обслуживания населения.
В переходный период особенно активные позиции в развитии сферы бытовых услуг занимает негосударственный сектор экономики, который, как правило, более оперативно и полно реагирует на запросы потребителей.
Прогнозирование развития учреждений культуры.
Развитие культуры как отрасли национальной экономики характеризуется с помощью таких показателей, как число профессиональных театров, цирков, музеев, учреждений культуры клубного типа, число их посещений, а также количество массовых библиотек, тиражи книг, брошюр, газет и т. д. К перечню учреждений культуры обычно относят клубы, библиотеки, дома культуры, театрально-зрелищные предприятия и объекты искусства: театры, цирки, кинотеатры, концертные залы.
Основными задачами в сфере культуры являются: сохранение действующей сети учреждений отрасли; наращивание творческого потенциала профессиональных и самодеятельных коллективов; сохранение и развитие народного художественного творчества, народных промыслов и традиционной культуры; расширение экспозиционно-выставочных работ и научно-просветительской базы отрасли, повышение уровня и качества услуг, предоставляемыхучреждениями культуры и искусства, и обеспечение их доступности для населения страны.
Аналогичные подходы используются и при прогнозировании и планировании других видов услуг (туризм и т.д.). По мере роста доходов населения усиливается значение туризма, отдыха, физической культуры и спорта. Эти виды экономической деятельности влияют на уровень здоровья населения, его образовательный, культурный уровень. Услуги туризма, отдыха, физической культуры и спорта требуют соответствующей материальной базы в виде санаториев, домов отдыха, гостиниц, мотелей, спортивных сооружений.
Составной частью системы рыночного хозяйства является проблема прогнозирования и планирования развития социальной сферы. Однако надо отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной сферы, - это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляется правомерной вторая точка зрения. Эффективность социальной сферы на макроуровне может быть оценена лишь косвенно через воздействие на рост основных макроэкономических показателей. При этом следует учитывать, что эффект от деятельности организаций социальной сферы проявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов и отражается на экономических показателях последующих лет.

38.Прогнозирование и планирование рационального использования природных ресурсов: цель, задачи, приоритеты на 2011-2015 годы, показатели, методы.

Социально-экономическое развитие страны невозможно без взаимодействия экономики и социальной сферы с окружающей природной средой. В состав факторов, отрицательно влияющих на состояние природных ресурсов, выделяют увеличение масштабов экономического (производственно-технического) и социального их потребления, а также естественные факторы (засоление, заболевание, опустынивание почв, последствия стихийных бедствий - наводнений, ураганов, увеличение площади загрязнения почвы в результате движения паводковых вод). Положительное влияние оказывают следующие факторы:

ü хозяйственная деятельность, направленная на воспроизводство природных ресурсов: посадка леса, мероприятия по разведению, селекции различных видов животного мира; поиск и разведка полезных ископаемых;

ü природоохранная деятельность человека: очистка водных, земельных ресурсов, предотвращение загрязнения воздушного бассейна.

В процессе долгосрочного развития в стране была утрачена одна из его основных составляющих – поддержание природно-экологической сбалансированности народного хозяйства. Не последнюю роль в этом сыграла катастрофа на Чернобыльской АЭС. Экологические перегрузки, обусловленные тяжёлым фоновым состоянием окружающей среды (в местах проживания, работы и отдыха) и низким экологическим качеством микроструктуры жизнедеятельности населения (продуктов питания, питьевой воды, жилья, техники), обесценивают усилия, направленные на повышение уровня и качества жизни людей, т.е. социальную переориентацию экономики – как реально, так и в общественном сознании.

Ключом к формированию перспективной природно-экологической политики является осознание остроты ситуации как результата накопленных за десятилетия структурных деформаций народного хозяйства – доминирования природоёмких отраслей, высокого удельного веса ресурсоёмких устаревших технологий, разрушения культуры труда и потребления.

Целью разработки настоящего раздела прогнозов является повышение эффективности использования природных ресурсов и снижение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Прогнозирование производится по следующим направлениям:

1.охрана и рациональное использование водных ресурсов;

2.охрана атмосферного воздуха;

3.охрана и рациональное использование земель;

4.охрана и рациональное использование лесных ресурсов.

39.Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь: цель, задачи, приоритеты на 2011-2015 годы, показатели, методы. Платежный баланс и валютный курс.

Внешнеэкономические связи (ВЭС) представляют собой подсистему мирового хозяйства и охватывают взаимодействие всех секторов и отраслей экономики, фаз процесса национального воспроизводства. Это целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.